Театрализованная игра как средство речевого развития детей
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В данной статье  говорится о том, как в различных театрализованных играх  развиваются и совершенствуются все стороны речевого развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_teatr-igra.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная игра как средство речевого развития детей


В системе дошкольного образования всегда огромное внимание уделялось развитию речи.
В настоящее время такой подход является как никогда актуальным, так как речь современных дошкольников отличается бедностью, невыразительностью, недостаточностью словарного запаса, отсутствием культуры речи и культуры общения. Это происходит как следствие недостаточного общения как между самими детьми, так и между детьми и взрослыми.
Речь является важным средством человеческого общения и необходимым условием для дальнейшего обучения ребёнка в школе.  В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Существует огромное количество разнообразных игр, использование которых в работе с детьми позволяет эффективно планомерно развивать все стороны речи ребёнка (монологическую, диалогическую, связную).  В играх происходит обогащение и активизация словаря детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи.
Однако, хороший уровень речевого развития предполагает не только освоение содержательной стороны родного языка, но и образно-эмоциональной.
В книге «К психологии речи» известный психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам».
Понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные и невербальные средства общения.

Вот почему, говоря о развитии выразительности речи в дошкольном возрасте, мы говорим об огромном значении театрализованных игр, так как именно в таких играх ребёнок использует все эти средства (интонацию, лексику, синтаксис, с одной стороны, и мимику, жесты, движения и позы с другой,) в полном объёме.
Театрализованная игра сама по себе представляет общение детей как со взрослыми, так и со сверстниками. Как правило, содержанием театрализованных игр в дошкольном возрасте являются знакомые детям сказки.
Как в процессе подготовки, так и в процессе самой театрализованной игры развиваются и совершенствуются все стороны речи.
В любом сказочном литературном произведении герои рассуждают о своих действиях или своих чувствах, соответственно, в ходе театрализованной игры происходит развитие монологической речи.
В сказках герои общаются друг с другом, значит,  в процессе театрализации идёт активное развитие диалогической речи.
В сказках мы находим огромный и разнообразный словарный ресурс, благодаря чему в ходе театрализованной игры происходит обогащение и активизация словарного запаса детей.
Сказки богаты различными речевыми конструкциями, поэтому в процессе игры происходит активное развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Все сказки имеют яркую эмоциональную окраску, поэтому отражая игровые действия, передавая эмоциональное состояние персонажей, дети используют  мимику, жесты, движения, используют различную интонацию, то есть, в процессе театрализованной игры идёт активное развитие эмоционально-окрашенной, выразительной речи, создание атмосферы творчества.
В ходе театрализованных игр развивается и совершенствуется психологическая база речи (внимание, память, мышление).
Большое значение для развития речи в дошкольном возрасте имеют театрализованные игры, содержанием которых являются литературные произведения, написанные в стихотворной форме.
Театрализация таких произведений способствует освоению последовательных речевых конструкций, отличающихся наличием ритма и созвучия, что, в свою очередь, способствует развитию детского словотворчества.
Таким образом, участие детей в театрализованных играх будет способствовать не только развитию всех сторон речи, но и активному стремлению к творческому самовыражению.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей.

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей. Методы развивающего обучения и воспитания. 2 слайд Известный писатель Джанни  Родари ...

Театрализованная игра-как средство речевого развития у детей

Виды театрализованныйх игр, система работы по театрализованной игре....

Консультация для родителей на тему: "Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста...

« Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »

Тема по самообразованию : « Театрализованные игры, как средство речевого развития детей »...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...

Театрализованные игры как средство речевого развития детей

Презентация содержит опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности....