Конспект НОД развитие речи Тема: "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кузуб Наталья Викторовна

Формирование представлений у детей о внешнем мире, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме. Форимирование обобщающего понятия "дикие животные". Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Коммуникация»

Развитие речи

Тема: «Дикие животные»

Образовательные цели. Формирование представлений о внешнем мире, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа).

Развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Фигурки и плоскостные изображения диких животных, сюжетные картинки для организационного момента, две небольшие куклы, комплект предметных картинок, названия которых начинаются со звуков [а],[о].

Предварительная работа. Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка в тележке», составление и заучивание словосочетаний «серый волк», «рыжая лиса», «бурый медведь», «белый заяц».

  1. Организационный момент. [Развитие грамматического строя речи (составление простых предложений со зрительной опорой).]

Воспитатель: Посмотрите на свои картинки. Расскажите, какие животные на них изображены. Обратите внимание на цвет меха животных.

1-й ребёнок: Это бурый медведь.

2-й ребёнок: Это белый зайчик.

3-й ребёнок: Это рыжая лиса.

4-й ребёнок: Это серый волк.

Воспитатель: Молодцы! Садитесь.

  1. Беседа о диких животных. [Рассматривание фигурок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.]

Воспитатель расставляет на столе фигурки диких животных.

Воспитатель: Посмотрите на эти фигурки. Кого вы узнали?

1-й ребёнок: Это волк.

2-й ребёнок: Это медведь.

3-й ребёнок: Это лиса.

4-й ребёнок: Это заяц.

Воспитатель: Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают пищу. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.

Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.

Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.

1-й ребёнок: Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.

2-й ребёнок: Это лиса. Она рыжая, красивая. У неё пушистый хвост.

3-й ребёнок: Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.

4-й ребёнок: Это белка. Она маленькая, серая. У неё кисточки на ушках.

Воспитатель: Отличные рассказы!

  1. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]

Воспитатель приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Хлопают в ладони и ударяют кулачок о кулачок попеременно.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.

  1. Дыхательная гимнастика. Упражнение №4 (для постановки дыхания). [Развитие речевого дыхания.]

Воспитатель предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.

Упражнение проводится 2-3 раза.

  1. Игра «Кого не стало?»  [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).]

Воспитатель приглашает детей за стол и с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.

Воспитатель: Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?

1-й ребёнок: Белка сидит на дереве.

2-й ребёнок: Медведь спит в берлоге.

3-й ребёнок: Заяц бежит по снегу.

4-й ребёнок: Лиса гонится за зайцем.

Воспитатель: А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?

Дети: Не стало зайца.

Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и белки. Воспитатель проводить оценку работы детей.

  1. Игра «Помоги Ане и Оле». [Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [а] - [о] в словах с опорой на картинки.]

Воспитатель сажает на стол двух кукол, раскладывает небольшие предметные картинки.

Воспитатель: Куклу в красном платье зовут Аня. Вы будете помогать Ане собирать картинки, названия которых начинаются со звука [а]. Куклу в жёлтом платье зовут Оля. Вы будете помогать ей собирать картинки, названия которых начинаются со звука [о].

Дети кладут картинки, названия которых начинаются со звука [а] (арбуз, апельсин, ананас, аист), рядом с куклой в красном платье, а картинки, названия которых начинаются со звука [о] (ослик, обруч, окунь, облако), рядом с куклой в жёлтом платье. Воспитатель оценивает работу детей.

  1. Игра «Мамы и детёныши». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят).]

Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостные фигурки диких животных, а детям раздаёт плоскостные фигурки детёнышей животных.

Воспитатель: Лесные мамы потеряли своих малышей, сейчас вы поможете найти их. Я буду показывать лесную маму и называть её, а тот из вас, у кого её малыш, должен принести его и закрепить рядом с мамой. Это лиса. Кто у неё?

1-й ребёнок: У неё лисёнок.

Воспитатель: Это белка. Кто у неё?

2-й ребёнок: У неё бельчонок.

Воспитатель: Это волчица. Кто у неё?

3-й ребёнок: У неё волчонок.

Воспитатель: Это медведица. Кто у неё?

4-й ребёнок: У неё медвежонок.

Воспитатель: Молодцы! Помогли всем мамам найти своих малышей.

  1. Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, памяти.]

Воспитатель убирает наборное полотно с фигурками животных.        

Воспитатель: Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили названия диких  и домашних животных. Будем играть в игру «Кто лишний?». Слушайте внимательно. Лиса, волк, собака, медведь. Кто лишний?

Дети: Собака.

Воспитатель: Почему?

Дети: Это домашнее животное.

Воспитатель: А все остальные?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Молодцы! Слушайте дальше. Кошка, корова, белка, лошадь. Кто лишний?

Дети: Это белка.

Воспитатель: Почему?

Дети: Это дикое животное.

Воспитатель: А все остальные?

Дети: Домашние животные.

Воспитатель: Молодцы!

  1. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Воспитатель предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, что узнали нового о диких животных, какие игры и упражнения им понравились. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа

конспект занятия из дидактических игр сюжетного характера тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"

·         закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...

Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»

Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расши...

Конспект ООД по развитию речи тема "Дикие животные"

Представлен конспект организованной  образовательной деятельности по развитию речи "Дикие животные"....

Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой”

Конспект  открытого показа ООД  в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой&rdquo...

Конспект НОД Развитие речи Тема: «Дикие животные нашего края».

Цель: расширение представления детей о диких животныхЗадачи:Образовательные: расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни; закреплять в речи обобщающее поня...