Конспект НОД развитие речи Тема: "Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Формирование представлений у детей о внешнем мире, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме. Форимирование обобщающего понятия "дикие животные". Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область «Коммуникация»
Развитие речи
Тема: «Дикие животные»
Образовательные цели. Формирование представлений о внешнем мире, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа).
Развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Фигурки и плоскостные изображения диких животных, сюжетные картинки для организационного момента, две небольшие куклы, комплект предметных картинок, названия которых начинаются со звуков [а],[о].
Предварительная работа. Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка в тележке», составление и заучивание словосочетаний «серый волк», «рыжая лиса», «бурый медведь», «белый заяц».
- Организационный момент. [Развитие грамматического строя речи (составление простых предложений со зрительной опорой).]
Воспитатель: Посмотрите на свои картинки. Расскажите, какие животные на них изображены. Обратите внимание на цвет меха животных.
1-й ребёнок: Это бурый медведь.
2-й ребёнок: Это белый зайчик.
3-й ребёнок: Это рыжая лиса.
4-й ребёнок: Это серый волк.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь.
- Беседа о диких животных. [Рассматривание фигурок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Воспитатель расставляет на столе фигурки диких животных.
Воспитатель: Посмотрите на эти фигурки. Кого вы узнали?
1-й ребёнок: Это волк.
2-й ребёнок: Это медведь.
3-й ребёнок: Это лиса.
4-й ребёнок: Это заяц.
Воспитатель: Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают пищу. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.
Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.
Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.
1-й ребёнок: Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.
2-й ребёнок: Это лиса. Она рыжая, красивая. У неё пушистый хвост.
3-й ребёнок: Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.
4-й ребёнок: Это белка. Она маленькая, серая. У неё кисточки на ушках.
Воспитатель: Отличные рассказы!
- Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]
Воспитатель приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Хлопают в ладони и ударяют кулачок о кулачок попеременно.
Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.
- Дыхательная гимнастика. Упражнение №4 (для постановки дыхания). [Развитие речевого дыхания.]
Воспитатель предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.
Упражнение проводится 2-3 раза.
- Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).]
Воспитатель приглашает детей за стол и с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.
Воспитатель: Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?
1-й ребёнок: Белка сидит на дереве.
2-й ребёнок: Медведь спит в берлоге.
3-й ребёнок: Заяц бежит по снегу.
4-й ребёнок: Лиса гонится за зайцем.
Воспитатель: А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?
Дети: Не стало зайца.
Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и белки. Воспитатель проводить оценку работы детей.
- Игра «Помоги Ане и Оле». [Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [а] - [о] в словах с опорой на картинки.]
Воспитатель сажает на стол двух кукол, раскладывает небольшие предметные картинки.
Воспитатель: Куклу в красном платье зовут Аня. Вы будете помогать Ане собирать картинки, названия которых начинаются со звука [а]. Куклу в жёлтом платье зовут Оля. Вы будете помогать ей собирать картинки, названия которых начинаются со звука [о].
Дети кладут картинки, названия которых начинаются со звука [а] (арбуз, апельсин, ананас, аист), рядом с куклой в красном платье, а картинки, названия которых начинаются со звука [о] (ослик, обруч, окунь, облако), рядом с куклой в жёлтом платье. Воспитатель оценивает работу детей.
- Игра «Мамы и детёныши». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят).]
Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостные фигурки диких животных, а детям раздаёт плоскостные фигурки детёнышей животных.
Воспитатель: Лесные мамы потеряли своих малышей, сейчас вы поможете найти их. Я буду показывать лесную маму и называть её, а тот из вас, у кого её малыш, должен принести его и закрепить рядом с мамой. Это лиса. Кто у неё?
1-й ребёнок: У неё лисёнок.
Воспитатель: Это белка. Кто у неё?
2-й ребёнок: У неё бельчонок.
Воспитатель: Это волчица. Кто у неё?
3-й ребёнок: У неё волчонок.
Воспитатель: Это медведица. Кто у неё?
4-й ребёнок: У неё медвежонок.
Воспитатель: Молодцы! Помогли всем мамам найти своих малышей.
- Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, памяти.]
Воспитатель убирает наборное полотно с фигурками животных.
Воспитатель: Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили названия диких и домашних животных. Будем играть в игру «Кто лишний?». Слушайте внимательно. Лиса, волк, собака, медведь. Кто лишний?
Дети: Собака.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это домашнее животное.
Воспитатель: А все остальные?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Молодцы! Слушайте дальше. Кошка, корова, белка, лошадь. Кто лишний?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это дикое животное.
Воспитатель: А все остальные?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Молодцы!
- Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, что узнали нового о диких животных, какие игры и упражнения им понравились. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352176-1385160506.jpg)
Конспект занятия по развитию речи тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа
конспект занятия из дидактических игр сюжетного характера тема: "Дикие и домашние животные" 2 младшая группа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-831451-1476524384.jpg)
Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"
· закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детены...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/20/picture-319911-1382253385.jpg)
Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию речи. Тема: «Дикие животные леса»
Программное содержание. Закрепить представление детей о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках.Учить детей составлять описательные рассказы по графической схеме. Расши...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/03/picture-981331-1512292704.jpg)
Конспект ООД по развитию речи тема "Дикие животные"
Представлен конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи "Дикие животные"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/03/picture-1045931-1530620076.jpg)
Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой”
Конспект открытого показа ООД в старшей группе по развитию речи. Тема: “Дикие животные зимой&rdquo...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-1219436-1581786623.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область: «Речевое развитие» Раздел: «Развитие речи» Тема: «Дикие животные» Возрастная группа: Средняя группа
Развивать лексико-грамматические представления у детей дошкольного возраста по теме «Дикие животные»....
Конспект НОД Развитие речи Тема: «Дикие животные нашего края».
Цель: расширение представления детей о диких животныхЗадачи:Образовательные: расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни; закреплять в речи обобщающее поня...