Рабочая программа " Ладные мотивы"
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Педагогическая программа «Ладные мотивы»
из части, формируемой участниками образовательных отношений, расширяющая содержание образовательной области «Речевое развитие»
по направлению «Пальчиковые игры и упражнения, как способ активизации речи детей раннего дошкольного возраста»
На 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 74.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное Учреждение Дошкольного Образования
«Чадо-Радо»
«Рассмотрено» Педагогическим советом ЧУДО «Чадо-Радо» протокол №______ «___»___________2022г | «Утверждаю» Директор ЧУДО «Чадо-Радо» _______И.А. Дудоладова Приказ№____ От «__»_____________ |
Педагогическая программа «Ладные мотивы»
из части, формируемой участниками образовательных отношений, расширяющая содержание образовательной области
«Речевое развитие»
по направлению «Пальчиковые игры и упражнения, как способ активизации речи детей раннего дошкольного возраста»
На 2022-2023 учебный год
Воспитателя:
Дубровская Юлия Александровна
Краснообск
2022
Содержание:
1. Целевой раздел | ||
1.1 Пояснительная записка | ||
1.1.1 | Цели и задачи | |
1.1.2 | Основные принципы | |
1.1.3 | Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей возраста | |
1.1.4 | Планируемые результаты освоения программы | |
2. Содержательный раздел | ||
2.1.1 | Описание образовательной деятельности в соответвии с направлениями развития ребенка | |
2.1.2 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы | |
3. Организационный раздел | ||
3.1 | Материально-техническое обеспечение | |
3.2 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | |
3.3 | Режим дня | |
3.4 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | ||
3.3. | Особенности организации работы с родителями | |
Приложения | ||
Приложение ( инструкция по безопасности в работе с детьми) | ||
1. Целевой раздел
- Пояснительная записка
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится связной и эмоциональной.
Работая с детьми раннего дошкольного возраста, передо мною встала проблема недостаточного развития речи детей. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Я выбрала данную тему не случайно, так как она показалась мне актуальной и имеет значение в жизни моих воспитанников. Пальчиковые игры и упражнения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребенка, расширяют словарный запас детей, развивают пространственное мышление, произвольное и непроизвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие. Так же они создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Обладают большим воспитательным потенциалом, являясь великолепным универсальным, дидактическим и развивающим материалом.
Цель данной программы: Активизация речевой активности детей раннего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи:
- Создать условия для детей, способствующие формированию и развитию речи, активизации их вербальной активности в повседневной жизни, обогащения активного лексического словаря.
- Обучить детей и родителей технологиям игровой деятельности направленных на развитие и взаимодействие, внедрить их в повседневную жизнь в группе и дома
- Развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, познавательную и речевую активность детей учитывая их возрастные и индивидуальные особенности;
4. Воспитывать в детях чувство уверенности, отзывчивости, открытости, доброжелательности, познавательный интерес, прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм, создавая условия для положительных эмоций во время занятий.
Основные принципы:
- принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принципу научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
- достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму");
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей возраста
Характеристика особенностей воспитанников 2-3года.
Основными участниками реализации программы являются: дети раннего возраста, родители (законные представители), педагоги.
Первая младшая группа от 2до 3 лет – количество детей -12.
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенные к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заменителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека а виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
На третье году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.
Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым.
Планируемые результаты освоения программы
- Обогащение предметно - развивающей среды группы для развития мелкой моторики и речи.
Овладение методиками, играми, различными формами и приемами по направлению мелкая моторика.
Совершенствовать развитие мелкой моторики рук, улучшить гибкость и координацию пальцев рук, повысить тонус, силу и точность движений.
Повышение уровня речевой активности детей в группе.
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Содержательный раздел
- Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
месяц | Тема блока | Цель: | Материальное оснащение | Работа с детьми | Работа с родителями | |||
Сентябрь | 1 | «До свиданья лето, здравствуй детский сад» | Диагностика развития мелкой моторики рук. Цель: определение уровня мелкой моторики и координации движения рук.
| Диагностические карты | Упражнения на координацию движений. | Анкетирование родителей. Цель: Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». | ||
2 | Создание предметно-развивающей среды в группе. | Просмотр имеющейся атрибутики, дополнение новыми. | Предложить детям различные игровые ситуации. | Беседы с каждым родителем о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал. | ||||
3 | «Мои любимые игрушки» | Цель: Развивать навыки ориентировки в пространстве группы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, желание поддерживать порядок в помещении игровой комнаты. Цель: Учить детей обыгрывать текст стихотворного произведения жестами и мимикой. | Групповая комната | Динамичная игра «Положи игрушку на место». Обыгрывание рифмовки «Все игрушки по местам». | Консультация для родителей дошкольников "Пальчиковые игры полезны для общего развития детей" | |||
4 | «Мама, папа, я – дружная семья» | Цель: Обогащение сенсорного опыта, развитие активного речевого словаря. | Сюжетные картинки по теме. Чтение художественной литературы. | Разучивание пальчиковой игры «Моя семья» | Создание фотовыставки «Генеалогическое древо семьи» Цель: способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, развивать | |||
Октябрь | 1 | «В лес к друзьям - лесные животные» | Цель: Учить детей пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать разжимать её, прикреплять прищепки к игровому полю. Развивать силу пальцев. | Атрибуты для игры: картинка-контур Ёжика, прищепки. | Д/упражнение: «Иголочки для ёжика» | Статья в родительский уголок по проведению пальчиковых игр с ребёнком. Цель: Научить родителей проводить игры с детьми в домашних условиях, пропагандировать педагогические знания среди родителей. | ||
2 | «Осень признаки, характерные особенности» | Цель: Дать детям первичные знания, эмоции, впечатлениями об осени. Обогащение Сенсорного опыта | Картинки осени, листьев; цветная бумага. | Упражнение «Листопад». Вышла осень погулять, стали листья собирать… Детям предлагается сначала смять, затем разгладить скомканные бумажные комочки из цветной бумаги, после этого порвать их на мелкие части, имитируя осенние листья. | Домашнее задание: Сбор природного материала для игр. | |||
3 | «Одежда - одень куклу Катю на прогулку» | Цель: Обогащать словарь детей; развивать умение связно, последовательно выражать свои мысли, поддерживать беседу. | Атрибуты для игры: картонные куклы, одежда. | Д/ игра «Одень на прогулку». Дети знакомятся с куклами мальчиков и девочек (куклы из картона), у которых есть наборы одежды для прогулок в разное время года. Называется время года, дети одевают своих кукол по сезону и по своему вкусу. Цель: учить последовательно одевать и раздевать куклу. Упражнение «Похлопаем». Цель: учиться хлопать в ладоши тихо и громко по сигналу. Тренировать в умении хлопать в ладоши тихо, или громко по сигналу. | Консультация для родителей на родительском собрании «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитии речи детей» | |||
4 | «Чудесный мешочек – фрукты» | Цель: Формировать у детей мышечное чувство напряжения расслабления работающих групп мелких мышц. Стимулировать тактильные ощущения. Вызвать эмоционально - положительный настрой. | Картинки с фруктами, косточки. | Самомассаж косточками фруктов. Детям раздаются косточки фруктов (абрикосовые, персиковые) и по команде, зажав их между ладошками, дети делают самомассаж. | Индивидуальные беседы, вопрос-ответ. | |||
2 | Зимующие птицы | Цель: Вызвать у детей интерес к играм без предметов, учить выполнять действия согласно тексту, закрепить названия частей тела. любовь и заботливое отношение к птицам. | Картинки с изображениями птиц. | Разучивание пальчиковой игры «Наши ручки словно птички». (картотека пальчиковых игр) | Консультация «Как и из чего можно сделать кормушки для птиц». | |||
4 | Новогодние праздники «Маленькая елочка» подготовка подарков, украшение группы, утренники | Цель: познакомить детей с новой техникой рисование пластилином, способом размазывания на листе. Обогащение сенсорного опыта. | Картинки по теме Пластилин, цветной картон. | Упражнение «Наряжаем ёлку» Детям предлагается нарисовать пластилином елочные игрушки на бумаге пальцами рук. Разучивание пальчикой гимнастики «Елочка» ( картотека пальчиковых игр) | Конкурс «Елочная игрушка» Консультации по предстоящему утреннику | |||
Январь | 1 | Каникулы | ||||||
2 | Прощание с елкой | Цель: Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне. | Полотно с готовым рисунком; разноцветные шнурки. | Игра на выкладывание «Веревочка для санок» Выкладывание шнурков по образцу. | Оформление почтового ящика «Шкатулка вопросов». | |||
3 | Профессии – «Доктор Айболит» | Цель: Учить детей элементарным навыкам самомассажа мячиками Су-Джок. Развивать двигательные навыки, ловкость, координацию движений. Воспитывать интерес к новым видам игр, познавательную активность, организованность. | Мячи Су-Джок | «Колючие ёжики». Обучение элементам самомассажа ладоней с мячиками Су-Джок. | Награждение родителей похвальными грамотами за участие в конкурсе «Елочная игрушка». | |||
4 | Мы юные ученые. Экспериментирование, изучение свойств воды, воздуха. | Цель: Дать детям первичные представления о воздухе, воде. Познакомить детей с пипеткой, показать как ею пользоваться Воспитывать любознательность, самостоятельность | Атрибуты для упражнений, пипетка, емкости для воды. | Упражнение-опыт «Что тонет, что не тонет?». Детям предлагается выбрать из группы предметов то, что тонет. Упражнение «Веселая пипетка». Детям предлагается работа с водой и пипеткой. Необходимо из одной емкости перелить воду в другую с помощью пипетки. | Консультация: «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» | |||
5 | Дикие животные Африка, северный полюс | Цель: Учить детей «проходить» пальчиками по прямой, извилистой и ломаной дорожке от начала до конца. Вызвать радостное чувство от успешно выполненного задания. Воспитывать доброту, любовь к животным. | Атрибуты для игры: пальчиковые куклы – животные Африки ( фетр), дорожки разной формы. | «Помоги зверятам добраться домой». Игры с пальчиковыми куклами -«ходилками» и дорожками разной формы. | Индивидуальные беседы на тему «Развитие речи детей через игру» |
Февраль | 1 | Домашние животные. Внешний вид, особенности, детеныши. | Цель: Повышать интерес детей к деятельности на развитие мелкой моторики, закрепить названия животных и их детёнышей. Воспитывать любовь и бережное отношение животным. | Контейнер с гречкой, мелкие игрушки домашних животных. | «Кто спрятался?» Отыскивание животных в контейнерах с сыпучим материалом. Закрепление знаний о домашних животных. | Выставка игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. Познакомить родителей с играми, направленными на развитие речевых и моторных навыков у детей раннего возраста, заинтересовать проблемой. | |||||||||
2 | Рыбы: морские, пресноводные. Разновидности, среда обитания | Цель: развивать речь, обогащать словарный запас. Развивать воображение, память, внимание, мышление. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. | Атрибуты для игры. | Упражнение «Каждому рыбки свое место». Детям предлагается закрыть контуры различных рыбок взятыми из коробки Пальчиковая ирга «Рыбка в озере живет». | Оформление стенда «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» | ||||||||||
3 | Наши защитники. Мужчина в семье: дедушка, папа, брат, дядя, сын. | Цель: Воспитывать патриотические чувства; формировать у ребёнка положительно-эмоциональный настрой на работу. | Картон, пластилин, иллюстрации по теме недели. | Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Салют - лепка из пластилина) | Консультация для родителей «Как занять ребенка» | ||||||||||
4 | «На чем поедем»- транспорт, наблюдение на прогулке, рассматривание иллюстраций | Цель: Продолжаем знакомить с техникой рисования манкой, Развиваем воображение, память, внимание, мышление; Совершенствуем мелкую моторику рук. | Атрибуты для игры. Иллюстрации, картинки транспорта. | Тематические беседы, рассказы воспитателя по теме недели. Рисование манкой «Проехала машина». Детям предлагается нарисовать следы от машины. | Индивидуальная работа, вопрос-ответ | ||||||||||
Март | 1 | Мамочка моя. Женщины в семье: бабушка, мама, дочь, сестра, тетя. Любовь и забота | Цель: познакомить детей с праздником 8 марта, Формировать у детей умение выражать любовь к самому близкому и родному человеку - маме. Воспитывать доброе, внимательное отношение к маме | Атрибуты для игры: разноцветные макароны крупного размера. | Упражнение «Бусы для мамы». Детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы. Учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. | Попросить принести фотографии мам с ребенком для оформления группы к празднику мамочек. | |||||||||
2 | Весна: признаки, характерные особенности. | Цель: Учить детей прикреплять прищепки к игровому полю. Развивать мелкую моторику, силу пальцев. Развивать воображение, память, внимание, мышление. | Картинки с изображением весны, картон, прищепки. | Упражнение «Сосульки». Детям рассказывается про сосульки, задаются вопросы про них, затем предлагается прикрепить прищепки «сосульки» к полоске картона «крыше». | Папка-передвижка «Пальчиковые игры и упражнения» |
3 | Продукты питания: виды продуктов, что из них готовят, для чего человеку нужны продукты. ЗОЖ (магазин) | Цель: расширять представление детей о продуктах питания, учить узнавать их, используя разные анализаторы. | Дидактические картинки | Разучивание Пальчиковой гимнастики «Яблонька». (картотека пальчиковых игр) Дети выполняют движения, подражая ведущему, и договаривают за ним слова и словосочетания. Обыгрываем текст стихотворного произведения жестами и мимикой. | Экспресс - опрос «Как поживает ваш ребенок в детском саду» Выявление отношения родителей к работе детского сада. | |
4 | Неделя театра | Цель: Совершенствовать умение обращаться с небольшими предметами, совершать манипуляции с ними в соответствии со словами игры. Развивать внимание, координацию. Вызвать у детей радостное, эмоциональное состояние. | Атрибут для игры: грецкие орехи; мягкая спокойная музыка. | Игровое упражнение «Забавные орешки». Игра с грецкими орехами. Дети в садике гуляют и орешки собирают. Орешек с веточки упал и под ножки нам попал. В одной ручке полежал и в другую побежал. По коленкам покатался, На плечах вдруг оказался. С ним детишки поиграли и ни капли не устали. | Буклет «Что дает ребенку пальчиковый театр» | |
Апрель | 1 | Птицы: внешний вид, особенности, детеныши. | Цель: продолжать учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения. Развивать мелкую моторику, чувство ритма, связную речь |
Муляжи птичек, картинки, фотографии птиц. | Разучивание пальчиковой гимнастики «10 птичек стайка». (картотека пальчиковых игр) | Выставка дидактических игр и пособий на тему «Что способствует развитию речи» |
2 | Космос | Цель: Воспитывать интерес к новым видам игр, развивать тактильные ощущения. | Предметы гладкие, шершавые. | Игра «Что лишнее?» - «Чудесный мешочек». Детям предлагается разделить предметы, которые находятся в мешочке на гладкие и шершавые. | Вечер вопросов и ответов «Почему ребенку нужна игра» | |
3 | Детские писатели: Творчество С. Михалкова, А.Л. Барто С.Я. Маршака | Цель: формировать у детей реалистические представления о работе библиотеки, познакомить с работой | Атрибуты для игры: бумага, книги из цикла А.Л.Барто «Игрушки» | Д/ упражнение «Бумажный мячик». Ребенку дается лист бумаги, и воспитатель предлагает скомкать этот лист, сделав из него бумажный мячик. Кистью руки отталкивать мячик. Перекатываем мячик по столу. Проговариваем стихотворение А.Л. Барто «Мой веселый звонкий мяч» | Конкурс игрушка своими руками. Детско-родительское творчество. |
4 | Насекомые | Цель: Учить детей выполнять движения пальчиками и ладошками в соответствии с текстом стихотворения. Развивать мелкую моторику, чувство ритма, связную речь | Муляжи Пчелы, Паучка. Картинки с их изображением. | Беседа о насекомых. Разучивание Пальчиковой гимнастика «Пчела», «Паучок» (картотека пальчиковых игр) | Консультация «Игры для развитие осязания (тактильного восприятия)» | |
Май | 1 | День победы | Цель: Продолжаем знакомить с техникой рисования манкой, Развиваем воображение, память, внимание, мышление; Совершенствуем мелкую моторику рук. | Атрибуты для игры: картинки, подносы, манка. | Тематические беседы, рассказы воспитателя по теме недели. Рисование манкой «Праздничный салют». Детям предлагается нарисовать салют | Привлечь родителей принять участие в акции «Полотно памяти» |
2 | Цветы: комнатные, полевые, садовые. | Цель: Продолжать учить детей навыкам самообслуживания при помощи пристегивания на пуговицы, продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство прекрасного. | Картинки, иллюстрации цветов, набор разноцветных пуговиц, полотно для выкладывания картины. | Игры на нанизывания «Полянка для цветов из пуговиц» | Беседы с родителями «Как можно развивать мелкую моторику во время прогулки» | |
3 | Безопасность вокруг нас | Цель: Вызвать у детей интерес к играм с предметами; развивать мелкую моторику, силу пальцев. | Баночки, крышечки. | Упражнение «Крышечки». Детям предлагается подобрать крышечки к разным баночкам. | «Игра в жизни вашего ребенка», каждая семья готовит слайд на данную тему. | |
4 | Животный мир водоемов | Цель: закрепление знаний детей по теме, учить подбирать соответствующие картинки. | Картинки, иллюстрации, д/игра. | Беседа по теме недели, просмотр видео фильма «Жители водоемов» Д/и «Кто живёт в подводном царстве?» | Изготовление фотоальбома по пальчиковым играм за весь учебный год |
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Пальчиковые игры - это великолепный универсальный, дидактический и развивающий материал. Их можно использовать в любое время, как в режимных моментах, во время прогулок, так и при непосредственно образовательной деятельности.
. В утренний отрезок времени - организация дидактических игр, беседы, совместная и самостоятельная, исследовательская деятельность, творческая мастерская, организация сюжетно - ролевой игры, драматизации, экскурсии
• Во время прогулки – организация подвижных игр и упражнений.
• Во второй половине дня: организация дидактических игр, беседы, совместная и самостоятельная, исследовательская деятельность, творческая мастерская, организация сюжетно- ролевой игры, драматизации, рассматривание сюжетных картинок по темам, экскурсии.
Формы работы с детьми:
Совместная деятельность воспитателя с детьми;
Индивидуальная работа с детьми;
Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
Методы работы с детьми:
Опираясь на возрастные, индивидуальные особенности детей, изучая многообразие методик, выбрала наиболее актуальные методы и приемы по освоению и реализации программы:
Методы: традиционные, нетрадиционные;
Приемы: объяснение, показ, беседа, игра.
Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений степень сложности разучиваемых пальчиковых играх, планирую упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Принцип дидактики это систематичность проведения игр и упражнений и последовательность (от простого к сложному, сначала одной рукой, потом другой).
Традиционные методы:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
игры с пальчиками с речевым сопровождением; физкультминутки, потешки, скороговорки,
пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
различные виды рисования, трафареты, штриховка;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; использование атрибутов.
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные игры:
самомассаж кистей и пальцев рук с различными косточками, карандашами, массажными щётками; массажными мячами.
игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
Мною созданы игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые очень популярны в нашей группе и дети с большим удовольствием играют в них. Они собраны в картотеки, которые хранятся в группе и используются в работе с детьми.
3. Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение
Ресурсное обеспечение реализации программы, особенности предметно-развивающей среды группы: Стул, стол, телевизор, разнообразные конструкторы, мозаики разных размеров, пазлы, «Лего», «Маленький строитель», деревянный конструктор;
Материал для рисования, лепки, аппликации (бумага и картон разной фактуры, пластилин, краски, восковые, цветные и простые карандаши, ножницы, нитки, проволока и др.);
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена подсолнечника, кабачков, дыни, ракушки и др.
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам;
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» и др);
Фигурные и геометрические трафареты, буквы магнитной азбуки;
Пособия по сенсомоторике (пирамидки, вкладыши, шнуровки, «Сенсорные» коврики, кубики, клубки ниток, бутылки с завинчиванием крышек, кнопочницы, замки разных видов и др.);
Тематические иллюстрации, дидактический материал, дидактические игры, пособия, муляжи фруктов, овощей, животных;
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Предметно – пространственная среда соответствует всем государственным стандартам и требованиям. Все групповые комнаты оборудованы новой детской мебелью, малыми сюжетными формами, игрушками и пособиями. Материалы и оборудование соответствует возрасту детей, и отвечают всем гигиеническим, педагогическим, и эстетическим требованиям.
В учебно-методический комплект входят: Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; комплексно-тематическое планирование; методические пособия для педагогов по всем направлениям развития ребенка; наглядно-дидактические пособия; комплекты для творчества; вариативные парциальные (авторские) программы; электронные образовательные ресурсы.
Развивающие игры и пособия: Д/игры, лото, разрезные картинки, картотеки пальчиковых игр, картотеки речевых игр, развивающий наглядный материал по возрасту детей.
Список литературы
Изучение научной и учебно-методической литературы:
1. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы» вторая младшая группа/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М,А, Васильевой- В: Учитель, 2013г.
2.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.
3. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
4. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М., 2003.
5. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003.
6. Забродина Л.В. Тексты и упражнения для коррекции лексико- грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В.Забродина, Е.С.Ренизбрук. – М.: АСТ, 2006.
7. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры.- М.: Карапуз, 2004
8. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
9. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
11. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М.: Ювента, 2013г.
Режим дня
Данная программа реализуется в рамках совместной образовательной деятельности в течении дня.
- Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Особенности учебного графика реализации программы в течение учебного года.
1 сентября – День знаний
- я неделя сентября- День рождения «Чадо-радо» развлечение для детей 2-я неделя октября – праздник Осени
Последняя неделя ноября – день матери
- я неделя декабря – новогодние утренники
3-я неделя февраля – Спартакиада «Малые олимпийские игры» 4-я неделя февраля– проводы Зимы («Масленица»)
1-я неделя марта – праздник «Женский день»
1-я неделя мая – тематический досуг «День победы»
4-я неделя мая – выпускные праздники «Скоро в школу» 1 июня – День защиты детей
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Группа оснащена материалами и оборудованием для образовательной программы дошкольного образования ЧУДО «Чадо-Радо» на 2022-2023 учебный год, развивающей предметно- пространственной среды полноценного развития детей в разных образовательных областях.
Предметная среда группы включает:
- игровой центр (игрушки и атрибуты для сюжетно- ролевых, режиссёрских игр: наборы образных ( объёмных и плоскостных) игрушек небольшого размера ( человечки, солдатики, герои мультфильмов и книг, игровое оборудование (мебель, посуда)
- литературно-художественный центр (сказки, рассказы, былины, детские журналы, иллюстрации, игры, оборудование для развития речи; различные вида театра, элементы костюмов).
- центр экспериментирования (предметы и оборудование для проведения экспериментирования и элементарных опытов
- центр природы(календарь погоды, наблюдений, картинки с изображениями природы в разные временные периоды, энциклопедии, дидактические игры);
- центр конструирования (игры и материалы для строительно - конструктивных игр, схемы, чертежи);
- центр изобразительного искусства(предметы, оборудование, материал для развития изобразительного творчества дошкольников, литература);
- центр музыкальной деятельности (музыкальные инструменты, дидактические игры, альбомы, иллюстрации);
- центр физической культуры ( спортивный уголок, материалы для игр);
- центр детского творчества( бросовый материал для создания предметов, атрибутов для игры)
3.6 Особенности организации работы с родителями
Наиболее эффективными методами в работе с родителями:
Любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Перед педагогом дошкольного образовательного учреждения стоит важная задача: заинтересовать родителей предстоящей работой по развитию мелкой моторики детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавать возможности для ознакомления с работой по программе. Для этого нужно выбрать адекватные формы взаимодействия, которые помогут родителям повысить уровень компетентности по данному вопросу.
- Родительские собрания, участие в создании развивающей среды;
- Анкетирование, беседы, консультации, рекомендации, тесты, опросники;
- Консультации, встречи со специалистами;
4. Наглядно-информационные: родительские уголки – оформление и размещение информации, папки-передвижки, выставки детских работ, фотографии, буклеты, памятки;
5. Совместные праздники, соревнования, концерты, походы, дни открытых дверей;
6. Творческие мастерские: конкурсы, выставки, проектная деятельность (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей).
Приложение№1
Инструкция по безопасности в работе для детей.
Как вести себя в детском саду.
- В групповом помещении веди себя спокойно, не бегай.
- Не приноси в группу острые, стеклянные предметы.
- Не приноси в детский сад таблетки, жевательные резинки, спички.
- Бережно обращайся с мебелью, игрушками и другими вещами.
- Не играй в чрезмерно подвижные игры в группе. Это может привести к травме.
- Не дерись, не ссорься со сверстниками!
- Если приходится отстаивать свои права, то отстаивай требовательно, но вежливо.
- Будь осторожен при ходьбе по влажному полу. Старайся подождать, когда полы высохнуть, тогда – иди.
- Будь острожен, когда открываешь или закрываешь дверь, за ней может кто-то стоять.
- Не уходи из группы без разрешения взрослого.
Правила безопасного поведения детей в групповых помещениях.
В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ
В свободное время дети используют по желанию разные игровые уголки и центры, не допуская скопления:
- в строительном уголке - не более 4 человек;
- в кукольном - не более 4 человек;
- в уголках сюжетно-ролевых игр - по 4-5 человека;
- в центрах изодеятельности и научно-исследовательском уголке - по 4 человека.
- для дидактических игр за столами дети объединяются по 3-4 человека.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИГР.
- Нельзя бросаться игрушками, кубиками, толкать друг друга, стараться избегать конфликтов. В случае необходимости вмешивается воспитатель.
- Нельзя приносить в группу, использовать в играх предметы, принесенные из дома: стекло, колющие или режущие предметы, спички, зажигалки и др.
- Нельзя приносить в группу лекарства и конфет
- Настольно-печатные игры после использования убирать в коробки и относить на место. Нельзя брать с собой детали от этих игр и другие мелкие предметы.
- Во время игр нельзя вставать на стулья и столы, ползать под столами.
- При проведении подвижных игр в групповой использовать только ту территорию, которую определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям выполнять правила игры.
- Столовые приборы, атрибуты сюжетно-ролевых игр: ножницы, расчески, воланы со стрелками, мячи и др. использовать только по назначению.
- Телевизор или магнитофон включает только воспитатель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа кружка по изготовлению декоративно-прикладных изделий "Ладные ладошки"
Рабочая программа кружка по изготовлению декоративно-прикладных изделий "Ладные ладошки". (Старшая группа)....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...