Весенние чудеса природы.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vesennie_chudesa_prirody.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Весенние чудеса природы.
Цель: формирование умения составлять небольшие рассказы о весне с использованием мнемотаблицы
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: обобщить познания по лексической теме «Весна» через игры по делению слов на слоги, составлению предложений и описательного рассказа о Весне с использованием мнемотаблицы
2. Коррекционно – развивающие: обогатить словарный запас, развивать фонематический слух, память, мышление, связную речь.
3. Коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества в группе, развивать самостоятельность, активность в различных играх
Активизация словарного запаса: признаки Весны, первоцветы, Мэрцишор, Масленица, перелёт, ледоход, подснежник, праздники, почки, тюльпан, перелётные птицы
Техническое обеспечение занятия:
Оборудование: ноутбук
Демонстрационный материал: презентация ролика о Весне (музыка композитора Антонио Вивальди «Весна)
Раздаточный материал: карточки для звукового анализа на каждого ребёнка, карточки для деления слов на слоги на каждого ребенка, прищепки на каждого ребёнка, мнемотаблица "Весна" на каждого ребёнка, карточки с буквами для различения букв на каждого ребёнка, карточки для составления слов по первым звукам на каждого ребёнка, карточки для составления предложения с союзом потому что на каждого ребёнка
Предварительная работа: знакомство с развивающими играми «Составь слово по первым звукам»; «Сосчитай слоги в слове», «Прочитай слово и объясни»; знакомство с мнемотаблицей по лексической теме «Весна»
Планируемые результаты:
- расширение и уточнение познаний о весне и ее признаках;
- закрепление умения составлять небольшие рассказы по мнемотаблице о Весне;
- подбор прилагательных и глаголов к существительным;
- согласование существительных, прилагательных и глаголов при составлении предложений с союзом потому что;
- проведение самостоятельно звукового анализа слов из четырех – пяти звуков и деление слов на слоги;
- узнавание различных букв на картинках и их выкладывание из конструктора
Ход занятия
Организационный момент
(дети стоят в кругу вместе с воспитателем)
Воспитатель: ребята! Давайте поздороваемся и выполним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Здравствуйте!»
Здравствуй, солнце золотое! («Солнце» из двух ладошек)
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, кисти рук двигаются вправо – влево)
Здравствуй, маленький цветок! (кончики пальцев образуют «цветок»)
Мы живем в родном краю! (хлопают в ладоши)
Всех я Вас приветствую! («замок» из пальцев, поднимают пальцы вверх, опускают вниз)
1. Мотивационная ситуация
Воспитатель: ребята! К нам в группу попало удивительное письмо (показ конверта с письмом).
Давайте узнаем, что в нем написано. Воспитатель читает письмо: Дорогие ребята! Пишет Вам Весна – Красна. Снежная Королева забрала меня в свой Ледяной Замок на далеком Севере. Она хочет, чтобы круглый год была только Зима. Помогите мне, доберитесь до замка Снежной Королевы. Если Вы выполните все задания, то я Весна – Красна смогу вернуться к людям и оживить природу вокруг. Жду Вас! Для путешествия высылаю Вам карту из воздушных облачков. Они помогут Вам добраться до Ледяного Замка снежной Королевы. Весна – Красна.
Воспитатель: вот наша карта из воздушных облачков. Мы должны пройти длинный путь, чтобы помочь Весне – Красне
Воспитатель: ребята! Отправимся в путешествие, чтобы помочь Весне – Красне?
Дети: да!
2. Игры на обогащение словарного запаса и развитие фонематического слуха.
Воспитатель: тогда давайте вспомним чистоговорки про Весну, для того, чтобы отправиться в путешествие.
Дети стоят в кругу, называют друг за другом чистоговорку, передают друг другу льдинку (кубик)
Чистоговорки о Весне
Цы- цы- цы – прилетели перелётные птицы
Арт - арт- арт – наступил месяц март
Ход – ход – ход – на речке ледоход
Ты – ты – ты – не боятся морозов первоцветы
Це – це – це – весной греет теплое солнце
Чки – чки – чки – на деревьях набухают почки
Шор – шор – шор – с Весной пришел праздник Мэрцишор
Ны – ны – ны – на Масленицу пекут блины
Воспитатель: молодцы! Знаете много чистоговорок о Весне.
Продолжаем наше путешествие. Поиграем в игру «Составь слово по первым звукам»
Каждый ребёнок получает карточку с изображением предметов. Надо назвать первый звук в названии предметов и составить слово из первых звуков.
Ответы: груша, санки
Воспитатель: молодцы! Все составили слова по первым звукам. Получаете первую картинку.
Дети: с этой буквы начинается название времени года Весна. Она зелёного цвета, потому что Весной трава зеленеет, появляются первые цветы.
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Теперь мы поиграем в игру «Составь слово из слогов»
Каждому ребёнку даются карточки со слогами. Надо собрать слова из слогов, прочитать слова и объяснить.
Примеры слов: поч – ки; вес - на; пти - цы; ле – до - ход; пе – ре – лёт; Мэр – ци – шор.
Воспитатель: молодцы! Получились прекрасные слова с признаками весны. Вы получаете вторую картинку.
Дети: весной Солнце светит ярче, чем зимой. День становится длиннее, а ночь короче. Природа пробуждается.
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Выполним пальчиковую гимнастику «Весна»
Встанет пораньше солнце
Чтоб землю нашу греть (пальцы соединили и руки подняли вверх, ладонями к верху)
Бегут ручьи под горку
Растаял весь снежок (волнообразные движения двумя руками, ладошки вниз)
А из – под старые травки
Уже глядит цветок (цветок раскрывается)
Динь – динь звенит тихонько
Динь – динь пришла весна (качать кистями рук)
Воспитатель: молодцы! Ваши пальчики подготовились, чтобы поиграть в игру «Узнай букву и выложи».
Каждый ребёнок получает карточки с буквами, называет буквы, изображенные на карточке, потом выкладывает эти буквы из конструктора.
Воспитатель: молодцы! Все выложили буквы. Теперь Вы получаете третью картинку
Дети: весной снег тает, появляется много воды. Вода превращается в ручейки. Дети пускают по ручейкам кораблики.
Воспитатель: продолжаем наше путешествие. Поиграем в игру «Звуковой анализ слов»
Каждый ребенок получает карточку для выполнения звукового анализа слова из 4- 5 звуков. Каждый ребёнок выполняет звуковой анализ самостоятельно.
Пример звукового анализа слова "Шапка": первый звук Ш- он вседа твёрдый, обозначаем синей фишкой, второй звук А он гласный, обозначаем красной фишкой, третий звук П - твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой, четвертый звук К - твердый согласный звук, обозначаем синей фишкой, пятый звук А - гласный звук. обозначаем красной фишкой. В слове "Шапка" два слога, потому что два гласных звука - шап-ка.
Воспитатель: молодцы! Прекрасно выполнили звуковой анализ слов. Теперь у нас есть еще одна картинка
Дети: подснежник – это первый весенний цветок, который не боится морозов. Он появляется на проталинах в лесу или вырастает на клумбах.
Воспитатель: поиграем в игру «Деление слов на слоги»
У каждого ребёнка есть карточка с изображением и внизу цифры 1, 2, 3, 4.
Ребёнок считает количество слогов в слове при помощи хлопков, потом прикрепляет прищепку к той цифре, сколько слогов в слове.
Воспитатель: молодцы! Прекрасно разделили слова на слоги. Получаете новую картинку
Дети: весной появляется трава на клумбах и земле. Она ярко – зелёная.
Воспитатель: для того, чтобы отдохнуть, выполним физминутку «Весна пришла»
Физминутка «Пришла Весна»
Улыбаются все люди –
Весна, весна, весна (руки над головой, хлопки)
Она везде, она повсюду –
Красна, красна, красна (ритмичные повороты туловища)
По лугу, лесу и полянке –
Идёт, идёт, идёт (ритмично «шагают» на месте)
На солнышке скорей погреться –
Зовёт, зовёт, зовёт («Солнышко» из пальцев рук)
И в ручейке лесном задорно –
Звенит, звенит, звенит («волны» руками)
По камушкам в реке широкой –
Журчит, журчит, журчит (хлопки в ладоши)
Разносит запахи повсюду –
Цветов, цветов, цветов («Бутон» из пальцев)
И всё живое сразу слышит
Весенний этот зов! (ритмично сжимают – разжимают пальцы)
Воспитатель: молодцы! Прекрасно рассказали про весну и показали, как ее ждут все вокруг. Получаете новую картинку
Дети: весной деревья просыпаются от зимнего сна. На деревьях набухают почки. Потом из них вырастают листочки и цветочки.
Воспитатель: поиграем в игру «Составь предложение»
У каждого ребенка есть карточка, на которой изображены две картинки (подснежник и солнце). Ребенок рассказывает, какой подснежник весной (белый, пахучий, яркий, весенний, ароматный), что делает весеннее солнце (греет, светит, согревает, прячется). Потом ребёнок составляет предложение с союзом потому что и этими словами (подснежник вырос на проталине, потому что светило весеннее и теплое солнце).
Воспитатель: молодцы! Сколько знаете слов – признаков и слов – действий. Какие длинные предложения у Вас получились. Получаете две карточки.
Дети: ласточка – перелётная птица. Она улетает самая первая, а прилетает весной самая последняя. Блины пекут на праздник Масленицу. Праздник Мэрцишор празднуют в Приднестровье весной.
Воспитатель: соберем все картинки вместе. У нас получилась вот такая интересная картинка. Что на ней изображено?
Дети: на ней изображены признаки Весны, что происходит в природе Весной.
Воспитатель: какой картинки нам не хватает, чтобы можно было составить рассказ о Весне?
Дети: нам не хватает картинки с сердечком. Надо рассказать, почему мы любим Весну.
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Мне нравится Весна, потому что…»
Дети рассказывают, почему им нравится Весна (ярко светит солнце, на улице становится тепло, прилетают перелётные птицы, они чирикают, распускаются первые цветы, природа пробуждается от зимнего сна)
Воспитатель: теперь мы можем составить рассказ о Весне по мнемотаблице.
У каждого ребенка есть разрезанная на части мнемотаблица, они выбирают те картинки, которые хотят и составляют короткие рассказы о Весне. Один ребенок по мнемотаблице полностью рассказывает о Весне.
Рассказ ребёнка: наступила Весна. Весной солнце светит ярко. День становится длиннее, ночь короче. Весной снег растаял, появились ручейки. Дети пускают кораблики по ручейкам. На проталине выросли подснежники. Весной вырастает трава. Деревья проснулись от зимнего сна. На них появляются почки и потом вырастают листочки. Возвращаются перелётные птицы из теплых стран. Ласточка прилетает самой последней. Весной в Приднестровье отмечают Масленицу и Мэрцишор. Я люблю весну, потому что вокруг много цветов, можно много гулять на улице, есть много праздников и у меня радостное настроение.
Воспитатель: ребята! Вот мы и добрались до Ледяного Дворца Снежной Королевы. От наших горячих сердец Ледяной Дворец растаял, а к нам спешит Весна – Красна.
Видеоролик Антонио Вивальди «Весна»
Весна: ребята! Благодарю Вас, что Вы помогли мне и разрушили Ледяной Дворец Снежной Королевы. Я наблюдала, как Вы старались выполнить правила в играх, чтобы помочь мне. Спасибо Вам за помощь! Теперь мне пора приниматься за работу, украшать землю весенними цветами, дарить теплые дни детям и взрослым! До встречи!
3. Итог занятия
Воспитатель:
Кому мы сегодня смогли помочь?
Чем Вам запомнилось наше путешествие?
Какая игра Вам понравилась больше всего?
Что было самым трудным для выполнения?
4. Рефлексия
Воспитатель: У меня есть облачко и солнышко. Если Вам было сегодня интересно поучаствовать в нашем путешествии, поиграть в игры, то берите себе Солнышко. Если Вам было грустно и не все удалось сделать, то берите облачко.
Дети выбирают солнышко или облачко. Наше путешествие закончилось. Вы сегодня прекрасно играли в игры и помогли Весне – Красне. Солнышки и Облачка Вам на память о весеннем путешествии.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»
Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...
Сценарий весеннего развлечения "Весенние чудеса"
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Весенние чудеса в природе»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Весенние чудеса в природе»Образовательные задачи: Создавать условия для закрепления знаний о весне, ...
Конспект непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Весенние чудеса природы» (старший возраст детей). Методическая разработка
Формируя целостное представление о взаимосвязи живого и неживого в природе, легко познакомить детей с особенностями изменений в жизни и развитии растений весной. Началом пробуждения растений к росту я...
сценарий весеннего праздника "Весенние чудеса в траве-мураве"
сценарий для детей средней группы, про насекомых. Воспитывает бережное отношение к природе, к насекомым....
Весенние чудеса в природе
Закрепить знания детей о характерных признаках весны,пониманию установления причино-следственных связей происходящих в природе.Заблудившиеся звери потерялись и просят помощи у детей найти дорогу...