Весенние чудеса в природе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Закрепить знания детей о характерных признаках весны,пониманию установления причино-следственных связей происходящих в природе.Заблудившиеся звери потерялись и просят помощи у детей найти дорогу в лес ,к дому их родителей.Ребята с удовольствием им в этом помогают.Рассказывают о весенних месяцах,первых цветах,слушают пение птиц. Играют на весенней полянке со зверями.Как в доброй сказке находят дорогу домой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vesennie_chudesa_v_prirode_g.n.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему:
«Весенние чудеса в природе»
Подготовила: Воспитатель-Ревякина Г.Н.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;
- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;
- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности весны;
Развивающие задачи:
- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;
- развивать логическое мышление, воображение, память;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;
- развитие артикуляционного аппарата.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);
- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;
- наблюдали за птицами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова «Весенняя сказка», рисовали на весеннюю тематику.
Материал к занятию: картина «Весна» на фланелеграфе изображение перелетных птиц и сороки аудиозапись «Пение птиц», магнитофон, иллюстрации с изображением первоцветов ,шапочки зверей .
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети с воспитателем входят в группу под звуки природы , их встречают гости открытого занятия.
Воспитатель: Придумано кем – то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, посмотрите какое сегодня чудесное весеннее утро
Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу, птицам.
Воспитатель: А теперь послушайте загадку:
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь со снежной встал постели
Всех солнышко теплом ласкает.
Когда это бывает?
Дети: Весной!
Воспитатель: Правильно, весной! И сегодня я для вас буду не воспитателем, а ласковой весной! (воспитатель надевает на голову венок из цветов).
Ребята, весна долго шла к нам через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы. Сейчас мы с вами поговорим о весне.
(стук в дверь, слышен плач; подхожу и открываю
- Дети, кажется кто-то к нам пришел. Здравствуйте.
- Здравствуйте, помогите нам, пожалуйста, мы заблудились, устали.
- Ребята, отгадайте, кто к нам пришел?
Звери: Ребята , помогите нам найти дорогу домой.
(Загадываю загадки и зверюшки по одному заходят и встают перед детьми):
1) Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета (заяц)
2) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (волк)
3) Зимой спит,
Летом – ульи ворошит (медведь)
4) Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет (лиса).
- А как же случилось, зверюшки, что вы заблудились:
- Мы собираем цветочки…
- Ах, уже цветы расцвели?! А какое время года у нас сейчас? (весна)
Дети, назовите мне, пожалуйста, весенние месяцы ? (Ответы детей)
-Дети ,а кто может рассказать нам сихотворение о весенних месяцах?
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первым март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь
А уж как пришел май –
Солнце в терем приглашай!
- Ребята, а вы любите весну? Я тоже. Столько чудес происходит в природе! Расскажите мне, пожалуйста, о весне.
(дети по одному выходят и рассказывают: кто-то о природе в марте, кто-то про зверей, кто-то про птиц и т.д.)
1-ый ребенок - Март:
- Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны». Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель, поэтому народе март называют еще «капельником». Март – месяц переменчивый – то снегом сеет, то солнцем греет.
2-ой ребенок:
- В марте оживляются звери и птицы. Весело поют синицы, воробьи галдят, а серые вороны строят гнезда и откладывают яйца. В конце марта прилетают грачи – вестники весны. А медведь все еще спит в берлоге. Лиса и волк по лесу бродят, добычу ищут, а заяц – под кустами, прячется.
3-й ребенок - Апрель:
- Апрель – середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют месяцем «живой воды». Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает. В конце апреля реки вскрываются, начинается ледоход, поэтому в народе этот месяц называют «ледоломом».
4-й ребенок:
- Про апрель говорят: «Апрель водою славен, почками красен». Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки. Появляются первоцветы: подснежник, мать-и-мачеха.
5-й ребенок:
- В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. У волчицы появляются волчата. Зайцы в апреле меняет белую зимнюю шубку на летнюю серую. Белочка меняет серый мех на рыжеватый. В апреле оживают муравейники, вылетают насекомые. В апреле в родные края возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки.
6-й ребенок - Май :
- Май – сердце весны. Снег уже сошел. Солнце поднимается высоко и греет землю. В мае часто бывают грозы. Майские дожди омывают землю, и природа оживает: ярче зеленеют травки, распускаются листья на деревьях. Месяц май в народе называют «цветень» Еще месяц май называют «песенником». Из дальних стран прилетают к нам перелетные птицы и поют, заливаются.
7-й ребенок:
- У зверей в мае продолжается линька. Зайцы и белки меняют зимние шубки на летние, у них и мех короче, и цвет больше подходит к весенней и летней окраске леса. У лисиц, зайцев, волков и белок подрастают малыши (дополняю и обобщаю рассказы детей).
-Ребята, а какие весной праздники мы отмечаем?
- Весной мы отмечаем праздники: 8 марта, День Космонавтики, День Победы.
Воспитатель: забот у людей много. Надо поле вспахать и засеять, в саду деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде грядки
приготовить и посеять лук, морковь, свеклу, а на клумбах посадить красивые цветы. Какие чудесные весенние месяцы.
Давайте послушаем стихотворение «Весной» (читает ребенок:)
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало,
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
- Молодцы, ребята, как много вы знаете о весне!
-Воспитатель: Зверюшки, нравится вам у нас? Весело?
- Да, но мы домой хотим…
- Воспитатель: Давайте поможем зверюшкам найти дом своих родителей…
Физминутка
Если речка голубая (поднимают руки вверх, потягиваются)
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,- (прыжки на месте)
Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)
Если снег в лесу растаял (присядают)
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,- (махают перед собой руками)
Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши)
Если солнце разрумянит (наклоны головы к плечам)
Наши щеки докрасна. (трогают щечки)
Нам еще приятней станет - (прыжки на месте)
Значит, к нам пришла весна. (хлопают в ладоши
Воспитатель:
- Возьмемся за руки, я иголка, а вы – нитка, и побежали по тропинке (обходим вокруг комнаты, стульев и т.п.). А вот и поляна.
- Ах, какая красивая поляна, цветочки цветут, первоцветы. А вы знаете, что их нельзя рвать? Эти цветы не умеют стоять в вазах, они сразу умирают. А в земле они живут и цветут долго и всех радуют своей красотой. Давайте сядем на травку (садимся на коврик) и полюбуемся первыми весенними цветами. (рассматривают иллюстрации весенних цветов)
Как вы думаете, почему их так назвали: первоцветы? Как мы радуемся им? Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом.
(показываю иллюстрации с изображением цветов):
- Посмотрите, подснежник! Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.
Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу – ковер из подснежников, лугу – пестрый ковер из луговых цветов.
Чуть запахло весной, на проталинках появляется мать-и-мачеха. Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа теплая и мягкая – мать, другая – холодная, гладкая – мачеха.
От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (от одуванчиков). На что похож одуванчик? (ответы детей).
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Одуванчик так любит солнышко. Это один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед – густой и ароматный. По одуванчикам можно определять время. К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают их, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. Если бы они умели говорить, что бы они нам сказали? Что мы можем им пообещать? (ответы детей).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
- В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».
- Полюбовались, отдохнули, давайте встанем и пойдем дальше, в лес искать домики зверюшек…
(Дети встают и идут, изображают):
- В лесу деревья густые, кругом ветки колючие. Продираемся через лес, ветки поднимаем, раздвигаем, сами легко между деревьями проскальзываем, мы гибкие, ловкие: где бочком, где спинкой, где наклонимся, где на цыпочках пройдем…
Вот уже и тропинка. И на другую полянку вышли. Устали? Давайте, сядем на пенечки, отдохнем, подышим свежим весенним воздухом. Закройте глазки.
(включаю аудиозапись «Пение птиц») 1 минута.
Посмотрите, что за чудо-дерево: Какие красивые птицы прилетели к нам! Вы их узнали?
- Как, одним словом, можно назвать этих птиц? (перелетные).
- А кто здесь лишний? (сорока). Почему?
- Какая первая забота у птиц весной? (построить гнезда).
- Из чего строят гнезда птицы?
(из сухих травинок веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры, веточек и т.п.).
- Где птицы строят свои гнезда? (на деревьях, на земле, под крышей, под балконом, в кустах…)
- А когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца, вывести птенцов).
- Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной? (произойдет экологическая беда).
Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.Мы тогда, никогда не услышим их чудесных песен…
- Спасибо вам, наши верные и преданные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину!
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, а вы зверюшки становитесь с нами
Добрый лес, старый лес.
Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас,
И зовём с собою вас! (Широко разводим руки в стороны. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
Ждут вас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке! (Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.
Пальцами левой руки от плеча правой руки перебирающие движения вниз)
А вот недалеко, вон там, я заметила домики зверей, там ваши родители, бегите к ним домой, зверюшки. (убегают)
Воспитатель:
- Ребятки, вам понравилось со зверюшками гулять по весеннему лесу? Что вам больше всего понравилось?
Сегодня вы порадовали меня своими знаниями, надеюсь и наших гостей.
Это ваша награда. Желаю вам всем весеннего настроения! Нам пора возвращаться в детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Весенние чудеса в природе»
Данное занятие помогает расширять представление детей о характерных признаках весны, об особенностях весенней природы, жизни зверей и птиц весной. Дать знания о первоцветах (подснежник, мать-и-мачеха»...
Сценарий весеннего развлечения "Весенние чудеса"
Предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Весенние чудеса в природе»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Весенние чудеса в природе»Образовательные задачи: Создавать условия для закрепления знаний о весне, ...
Конспект непрерывной интегрированной образовательной деятельности «Весенние чудеса природы» (старший возраст детей). Методическая разработка
Формируя целостное представление о взаимосвязи живого и неживого в природе, легко познакомить детей с особенностями изменений в жизни и развитии растений весной. Началом пробуждения растений к росту я...
Весенние чудеса природы.
Методическая разработка по развитию речи....
сценарий весеннего праздника "Весенние чудеса в траве-мураве"
сценарий для детей средней группы, про насекомых. Воспитывает бережное отношение к природе, к насекомым....
Картотека весенних физкультминуток "Весенние чудеса"
Весенние физминутки...