Картотека речевых игр
картотека по развитию речи (старшая группа)

Беськаева Юлия Александровна

Речевые игры и упражнения для детей старшей  группы

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

 

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

 

2. Игра с мячом

«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »

Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

 

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

 

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

 

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

 

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

 

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx181.4 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры и упражнения для детей старшей  группы

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

2. Игра с мячом

«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »

Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —

Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

Группа 3. — тигренок - львенок - слоненок - олененок лосенок - лисенок

4. Игра с мячом «Кто как разговаривает? »

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.

Вариант 2. Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. В-ль, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? »

или «Кто где живет? » Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей! '

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1. Логопед: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2. Логопед: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

7. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе? »

Человек легко находит, что в природе происходит.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги

9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение"

Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

10. Игра с мячом «Кто как передвигается? »

Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Логопед: Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают Змеи, гусеницы, черви. Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

11. Игра с мячом

«Какие действия совершают животные? »

или «Что делают животные? »

Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры. Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Логопед: Собака - Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает) ; Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает) ; Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет) ; Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

12. Игра «Кто чем занимается? »

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит) ; носильщик (носит) ; чертежник (чертит) ; рабочий (работает) ; уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.

Вариант 2. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

13. Игра «Кто может совершать эти движения? »

Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед: Идет - Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время) ; Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма) ; Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

14. Игра «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный - Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

15. Игра «Из чего сделано? »

Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные». Логопед: Рукавички из меха. Дети: Меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла. Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

16. Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Логопед: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

18. Игра «Чья голова? »

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слов

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова. », а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «. воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя — лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

19. Игра «Что бывает круглым? »

Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

20. Игра «Один — много»

Мы — волшебники немного: Был один, а станет много.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы двор — дворы нос — носы гора — горы нора — норы мост —мосты дом — дома глаз — глаза луг — луга город — города провод — провода холод — холода день — дни пень — пни сон — сны лоб — лбы ухо — уши стул — стулья кол — колья лист — листья перо — перья крыло — крылья дерево — деревья носок — носки чулок — чулки кусок — куски кружок — кружки дружок — дружки прыжок — прыжки утенок — утята гусенок — гусята цыпленок — цыплята тигренок — тигрята слоненок — слонята

21. Игра «Веселый счет»

Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол - пять столов один слон — пять слонов один шкаф — пять шкафов один гусь — пять гусей один лебедь — пять лебедей один журавль — пять журавлей одна гайка — пять гаек одна майка — пять маек одна шишка — пять шишек один утенок — пять утят один гусенок — пять гусят один цыпленок — пять цыплят один заяц — пять зайцев один палец — пять пальцев одно платье — пять платьев одна шапка — пять шапок одна перчатка — пять перчаток одна банка — пять банок одна рукавица — пять рукавиц одна пуговица — пять пуговиц одна мыльница — пять мыльниц одна шляпа — пять шляп одна книга — пять книг одна конфета — пять конфет Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

22. Игра «Где мяч? »

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

23. Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь.

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

24. Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

25. Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?. » 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)

26. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда. » Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник. » Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша! » Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

27. Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март. ». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша! ». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

28. Игра «Что за чем? »

Что за чем, у нас идет каждый год и круглый год?

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в крут. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею? ». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов: «Зима. А что за нею? » — «Весна. А что за нею? » «Сколько месяцев в году? » «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень? » «Каким месяцем заканчивается осень? »

29. Игра «Бывает — не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие, встают в круг. Ведущий называет времена года. Например: «Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

30. Игра «Кто кем был? »

Мы, конечно, не забыли, Кем еще вчера вы были.

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабым

31. Игра «Кто кем будет? »

Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

32. Игра «Семья»

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?

Цель: обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?

На этом мы закончим обзор игр с мячами. Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

 

Картотека игр по развитию речи у детей дошкольного возраста

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Составила воспитатель Моор Наталья Александровна
Данная картотека подойдет для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.

В целом картотека игр направлена на развитие речевых навыков, в отдельности каждая игра имеет определенную цель, указанную в карточке.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/2/56910_28238062a83e1090b43c94108115954a.jpeg.jpg


Игра «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
- Скажите, как подают голос звери?
- Что делает волк - …(воет).
- Что делает лиса - … (тявкает).
- Что делает медведь - … (ревет).
- Что делает белка - … (цокает).

Игра «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
Игра «Кто что любит?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
Выберите животного и подберите ту картинку что любит: заяц- морковка, козел- капуста, медведь- малина, мед, рыба, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Дидактическая игра «Предлоги».
Цель: Учить понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около, и т.д.; дифференцировать предлоги: на – в, на – под; правильно употреблять их в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога.

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

«РЫБАКИ»
Цель: Соотносить глагол с действием, которое он обозначает.
Детям читают стихотворение Я- Турана «Рыбаки» (перевод со словацкого Г. Кружкова) и предлагают изобразить события, о которых в нем рассказывается.
Два утенка шли к реке, Заскакали поплавки.
Каждый с удочкой в руке. Закричали рыбаки:
— Рыбу — ты, — Ура, кит!
— Рака — я! — Ура, кит! Радуются, крякая. Заплясали у ракит.
Но ползут из-за куста Два воришки, два кота:
— Рыбу — я,
— Рака — ты. Удирать пора, коты!

«ТЕРЕМОК»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.
Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот¬ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.
— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку ... кто? Пра¬вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико¬го нет. Стала мышка в теремочке жить. Прискакала к теремку ... лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зай¬ка прискакал; лисичка прибежала, а волк прибежал.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: ориентироваться на род имени существительного при опре¬делении предмета по его признакам.
Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.
Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно по¬смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (помидор, яблоко и др.)Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога¬даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин¬ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»
Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.
Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

«БУДУТ НА ЗИМУ ДРОВА, ГУСИ»
Цель: соотносить названия действий с собственными движениями.
Дети встают парами, лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения пильщиков (двигают сомкнутыми руками от одного к другому).
Мы сейчас бревно распилим. Пилим-пилим, пилим-пилим, Раз-два! Раз-двй! Будут на зиму дрова. (Е. Благинина. Будут на зиму дрова.)
Далее дети вместе со взрослым декламируют стихотворение, сопровождая декламацию игрой пальцами рук.
— Где ладошки? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой — Это гусь молодой. Указательный — поймал. Средний — гуся ощипал,
Этот палец суп варил (сварил).
Самый меньший—печь топил (истопил).
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот... Вот.
(Калмыкская народная песенка, пер. Н. Гребнева.)
На вопрос взрослого: «Где ладошки? Тут?»—дети протяги¬вают руки вперед ладонями вверх. Далее они произносят текст вместе с ведущим, загибая пальцы в порядке, указанном в сти¬хотворении (от большого к мизинцу). На последние три строки дети изображают полет руками, затем притрагиваются кистями рук к животу, а на слове «Вот» роняют руки вниз и свободно встряхивают ими.

«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклоне¬ния глаголов скакать, ехать.
Материалы: грузовик, мышка, мишка.
Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:
— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» — Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?
Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподра¬жаниям, соотносить названия взрослого животного и его дете¬ныша.
Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля¬гушонок, корова и теленок.
В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.
- Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тонень¬ко? (Теленок.)
Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«ПОТЕРЯЛИСЬ»
Цель: соотносить название животного с названием детеныша.
Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте¬нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.
Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.
- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста¬ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень¬кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен¬ка. Поищи утку.
- А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен¬ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает¬ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.
Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа¬ют на машине в гости к другим детям.

«ПОЕЗД»
Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.
Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.
Чух, чух, пых-чу, Ко-ле-са-ми
Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза). Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),

Реклама 09

Стоять на месте не хочу! Са-дись скорее,
Ко-ле-са-ми Прокачу!
Стучу, стучу. Чу! Чу!(Е. Карганова. Поезд.)
На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает мед¬ленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети вы¬полняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Коле¬сами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

«КАЧЕЛИ»
Цель: Соотносить слова стихотворения с собственными движе¬ниями.
Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровож¬дают чтение ритмическими движениями.
Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.
(Дети качают руками впе¬ред-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)
Настали осенние дни. Качели остались одни.
(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах рука¬ми до постепенной оста¬новки.)
Лежат на качелях V
Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка. (В. Данько. Качели.)

«КУРОЧКА РЯБУШЕЧКА»
Цель: упражняться в произнесении звукоподражания.
Из детей выбирают курочку-рябушечку, надевают ей на голо¬ву шапочку. По сигналу водящего начинается диалог:
— Курочка-рябушечка, Куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, Зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, Зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — Пи-пи-пи!
(Русская народная песенка.) После слов «На всю улицу пищат» дети-цыплята убегают от курочки и пищат (пи-пи-пи). Дотронувшись до пойманного ре¬бенка, курочка произносит: «Иди к колодцу пить водицу». Пой¬манные дети выходят из игры. Игра повторяется с выбором но¬вой курочки-рябушечки.

«КТО БОЛЬШЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗОВЕТ»
Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывать различ¬ные глагольные формы.
Материалы: Картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подо¬брать слова, которые обозначают действия, относящиеся к пред¬метам или явлениям, изображенным на картинках. Например:
что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);
что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);
что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);
что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);
что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, ка¬тать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, ку¬пать...);
что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, под¬прыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);
что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, захо¬дит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласка¬ет...).
60
Такую игру можно проводить на разные темы: «Предметы домашнего обихода», «Явления природы», «Времена года», «Жи¬вотные и птицы» и др «ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: находить нужное по смыслу слово (глагол). Материалы: кукла Гена.
Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родите¬лям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедуш¬ке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.
Гена.
Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я помогаю крошки ... (сметать) Я помогаю комнату ... (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Цель: Ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в
Материалы: Кукла Умейка.
Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.
Голосок твой так хорош — Очень сладко ты (поешь).(С. Маршак.)
Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).(И. Токмакова.)
Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).(А. Барто.)
Скачут побегайчики —
Солнечные зайчики...
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не (нашли)?(А. Бродский.)
Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман (пришить) И платочек (положить). (3. Александрова.)
В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи «ЧЕЙ ГОЛОС?»
Цель: Образовывать глаголы от звукоподражательных слов.
Материалы: Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.
В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)
— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку¬рочка?
— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?
— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?
— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)
— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)
— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?
— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку¬карекает.)

«ЛЕСЕНКА»
Цель: Использовать производные глаголы.
Материалы: Игрушки: лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина.
Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушка¬ми.
Стоит на дворе лесенка.
На лесенке пять ступенек.
Давайте считать, ребята!
На верхнюю ступеньку вскочил петух,
Крыльями замахал, громко запел.
Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей.)
На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?
А пес на третью ступеньку прыгнул.
Хвостом по ступеньке постукивает.
На кошку рычит. Как он рычит, ребята?
А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает? А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята? И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята? Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался.
Кошка —та ловко: прыг-шмыг В открытое окошко.
А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.
Плачут. Как они плачут?
Вышла на крыльцо Нина,
Ребят с лесенки сняла и повела их.
Затопали ножки по крыльцу.
Как они затопали, ребята?
Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая. (Е. Шабад.)

«ОРКЕСТР»
Цель: Образовывать глаголы от названий музыкальных инстру¬ментов.
Материалы: Игрушки: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, ду¬дочки, звоночки, бубны, погремушки.
Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь дей¬ствиями с игрушками.
Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант — Этот зайка — не зазнайка, Этот зайка — музыкант.
— Зайка привез с собой много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.
Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша ... (балалайка).
(Тот, кто отгадал первым, по¬лучает игрушку. Этот ребенок бу¬дет играть у зайки в оркестре.)
— Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:
В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее? (Гармонь.)
Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.
Да-да, да-да.
Так поет она всегда.
Не палочка, не трубочка,
А что же это? (Дудочка.)
— Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем подходит с ним к детям и запускает.)
Волчок музыкальный
Поет и жужжит.
Волчок музыкальный
По кругу бежит.
Он вертится, вертится,
Вертится ловко! ^.
И вдруг ни с того
Ни с сего — остановка.
— Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь по¬играть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, по¬гремушки.
— Дети, звоночки что делают? (Звенят.)
— Погремушки? (Гремят.)
— Барабан? (Барабанит.)
— Дудочки? (Дудят.)
(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.)
Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо.
(Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)

«ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить существительное с глаголом.
Материалы: Картинки (фотографии) с изображениями людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, поч¬тальон, солдат).
Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
— Пашет, сеет, хлеб убирает, кто? (Хлебороб.)
— А кто хлеб нам выпекает? (Пекарь.)
— Кто лекарства отпускает? (Аптекарь.)
Кто одежду шьет нам на стужу и зной? (Портной.)
— Кто ее продает, наконец? (Продавец.)
— К нам приходит с письмом Прямо в дом — кто же он? (Почтальон.)
- Служит дорогой Отчизне Старший брат. Охраняет наши жизни, Он ... (Солдат.)
— Когда вы станете взрослыми, каждый из вас будет иметь какую-то профессию. Все они очень важны, будь это профессия хлебороба, пекаря, аптекаря, портного, продавца, почтальона или строителя. Но главное, кем бы ты ни стал,— хорошо и честно трудиться.

«ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ...»
Цель: Самостоятельно образовывать форму сослагательного на¬клонения глаголов.
Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:
— Почему все вещи убежали от Федоры?
— Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, по¬ломали?
— А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?
— Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?
— Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?
— А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?

«ЛЕТЕЛИ КУКУШКИ»
Цель: Использовать глаголы в связной речи.
Из числа играющих выбирают кукушек (2—3 ребенка), кото¬рые становятся в центр круга. Остальные дети идут по кругу и приговаривают:
Летели кукушки Через три избушки. Так суетились. Так торопились,
Головками вертели, Крыльями махали -А куда летели. Так и не сказали!
(Н. Колпакова.)
Дети-кукушки должны выполнять движения согласно тексту. Зате« ведущий предлагает спросить у кукушек, куда они так торопились. Дети-кукушки должны сами придумать ответ. («Мы летели в другой лес»; «Мы ищем своих птенцов»; «Мы летели в теплые края» и т. п.) Важно, чтобы ответ был придуман самими ребятами. Диалог может быть продолжен такими во¬просами: «А когда вы вернетесь?:»; «Почему вы улетаете так далеко?» И т. п. Таким образом создаются условия для импро¬визированного диалога.

«ГУСИ»
Цель: Использовать в речи однокоренные слова.
Материалы: Игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.
Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.
А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.
Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.
(В. Берестов. Гуси.)
Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа¬ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

«ВОТ КОГДА Я ВЗРОСЛЫМ СТАНУ»
Цель: Развивать чувство юмора, речь.
Детям читают стихотворение В. Приходько «Вот когда я взрослым стану», выразительно, стараясь, чтобы они поняли юмор этого стихотворения.
Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот и спинку И веснушки на носу. Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!
Затем им предлагают пофантазировать — рассказать, что бу¬дут делать они, когда станут взрослыми.

«ПЕТУШКИ»
Цель: Соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обо¬значает
Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петуш¬ков, о которых в нем говорится.
Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.(В. Берестов. Петушки.)

«СОВКА-СПЛЮШКА»
Цель: Знакомиться с однокоренными словами (сплюшка, сплю, спишь).
Детям читают стихотворение В. Приходько «Совка-сплюшка» и предлагают изобразить совку-сплюшку.
Вы видали совку-сплюшку. Умолкала и — сначала:
Вечно сонную старушку, «Сплю-сплю-сплю!»
Совку-сплюшку, Я уселся у осины,
Сплюшку-совку— Долго слушал крик совиный:
И болтушку и плутовку? «Сплю-сплю-сплю»...
Мне в лесу она кричала: Я обманщиц не люблю! «Сплю-сплю-сплю!»
Если ты и вправду спишь,
Почему же ты кричишь?

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»
Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.
Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи¬тельными среднего и женского рода, по числу детей.
Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де¬тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во¬просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.
В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп¬ражняться в образовании форм именительного падежа множест¬венного числа существительных.

«КТО БОЛЬШЕ СКАЖЕТ О ПРОФЕССИИ»
Цель: Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).
Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «дей¬ствие».
— Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, ри¬сую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы дума¬ете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам го¬товит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете про¬фессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, де¬лает повар?
— Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.
— А что делает врач?
— Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает ле¬карство, делает уколы, операции.
— А что делает портной?
— Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет,шьет.
(строителя, учителя, сторо¬жа, пастуха, сапожника, а дети называют действия)

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/2/56910_67aba70b0455663d256bd0e82725bd47.jpg.jpg


Я желаю вам успехов в работе с детьми!

Картотека дидактических игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

НАЗОВИ ЛАСКОВО

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

ПОСЧИТАЙ

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень –какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

ГДЕ НАЧАЛО РАССКАЗА?

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

 Ход игры: ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

БЛИЗКИЕ СЛОВА

Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

Материал: Фишки.        

Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

               

ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) — мамин, 
Шляпка (чья?) — бабушкина, 
Поднос (чей?)  - дедушкин,

Книга (чья?) – бабушкина,
Тапочек (чей?) – дедушкин.

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

 ***                                                             ***

Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

  ***                                                               ***

Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

Я выслал две пары

Отличных … (калош)

  ***                                                                  ***

Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

КОГО Я ВИЖУ, ЧТО Я ВИЖУ

Цель: различение в речи форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных, развитие кратковременной слуховой памяти.

 Ход игры: в эту игру лучше играть на прогулке, чтобы перед глазами было больше объектов для наблюдения. Играть может несколько человек. Перед началом игры договариваются, что будут называть предметы, находящиеся вокруг. Первый играющий произносит: «Я вижу… воробья» и бросает мяч любому игроку. Тот должен продолжить: «Я вижу воробья, голубя» - и бросает мяч следующему.

 Если кто-то не может продолжить перечисление объектов, которых можно наблюдать в данной ситуации, он выходит из игры. Начинается следующий тур, составляется новое предложение, и так далее.

ПРЯТКИ

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Ход игры: в гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

 Незаконченные предложения для игры:

Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

Стало очень холодно… (пошёл снег)

ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ

ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

Организация.  Воспитатель обращается к детям:

- Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

- Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

-Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

- Хочу.

- Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

- Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

И так далее.

ДОБАВЬ СЛОВА

ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

 Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

 Предложения для игры:

Девочка кормит собаку.

Пилот управляет самолётом.

Мальчик пьёт сок.

СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

Лиса живёт в норе.

Медведь зимует в… .

Волк живёт в … .

Белка живёт в … .

Ёжик живёт в … .

ОБРАЗУЙ СЛОВА

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени.

Материал: предметные картинки перелетных птиц, мяч.

Поет                                    Поющая

Щебечет                            Щебечущая

Улетает                              Улетающая

Кормит                               Кормящая

Плывет                               Плывущая

Кричит                               Кричащая

Голодает                           Голодающая

УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

ИСПРАВЬ ОШИБКУ

Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

На столе лежит много карандашов.

Карлсон съел много конфетов.

Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

ИЗМЕНИ СЛОВО

Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

Изменить слово «окно» в контексте предложения.

В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

- Я буду летчиком, летать на самолетах.

- Я буду врачом, лечить детей.

- Я буду учить детей, учительницей работать.

Воспитатель следит за правильным построением предложений.

КАКОЕ ЭТО БЛЮДО?ПОСУДА?

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

СКАЖИ НАОБОРОТ

Цель: учить подбирать антонимы к словам.

Взлет – посадка

Взлетать – приземляться

Приезжать - …

Приплывать - … .

СКАЖИ –ПО ДРУГОМУ

Цель: учить подбирать синонимы к словам.

Ехать -  … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … .

СОСТАВЬ ФРАЗУ

Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок                         полная корзина

спелая ягода                               веселая песня

колючий куст                             лесное озеро

СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

КОМУ ЧТО НУЖНО

Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

Материал: мяч.

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Методическая разработка. «Картотека речевых игр. «Речевые игры как средство развития речи»

В данном материале отражен перечень речевых игр в соответствии с задачами речевого развития ребенка...