НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город Красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

НИКОЛАЕВА СВЕТЛАНА БРОНИСЛАВОВНА

Обогатить и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 Красносельского района Санкт-Петербурга

        Конспект

открытой непрерывной образовательной деятельности

в старшей группе

«Путешествие в город Красивой речи»

Воспитатель: Николаева С.Б.,

первая  кв. категория

2021 год

Тема: «Путешествие в город Красивой речи»

Цель (профессиональная): обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.

Задачи:

образовательные: 

  • Формировать представление детей о фантазии, развивать образное представление, эмоциональную сферу детей;
  • Упражнять в подборе антонимов и синонимов;
  • Закрепить знания о материалах и их свойствах.

развивающие: 

  • Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по ним объединять предметы в одно родовое понятие;
  • Активизировать речь, мышление, развивать умение анализировать;

воспитательные: 

  • Воспитывать умение слушать своего товарища.

Словарные слова: фантазия, ерш, скат, река бурлит и плещется.

Оборудование:

  • интерактивная доска
  • карточки для дидактических игр «Что лишнее?»
  • мольберт
  • изображение речных и морских рыб
  • фонарик
  • мяч
  • солнце, 7 лучиков
  • 7 зеленых листьев
  • Камешки
  •  Матрешка, ручка, блюдце, камешек
  • медали

Ход мероприятия

Этап

(Структурные компоненты деятельности)

Организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей

1.

Организационные моменты

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проблемная ситуация

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздороваемся с ними и друг с другом. Приветствие «Друг»: 

Собрались ребята в круг,      

Я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

-Ребята, какое у вас сейчас настроение? (хорошее) и у меня хорошее настроение.

Я предлагаю вам отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи. Поможет нам в этом фантазия. Что такое фантазия? Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, чего нет на самом деле. Присаживайтесь на стулья.

Закройте глаза. Представьте себе, что мы летим на ковре – самолете, мы видим дома, леса, реки, чувствуем запах после дождя. Глубоко вдыхаем носом и выдыхаем ртом. Еще раз вдыхаем и выдыхаем.

Вот наш ковер – самолет и прилетел. Открываем глаза. Встаем. Посмотрите, куда мы с вами прилетели? Ребята, что это, где мы? (ответы детей). Это город Красивой речи. Ой, что это? Ворота, а на воротах замок. Давайте его откроем.

Пальчиковая гимнастика:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, покрутили, потянули и открыли.

Замок, мы открыли, молодцы!

Ой, ребята, кто это?

Видеообращение от жителей города. «Дорогие, любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город. Все что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать наш город!

-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.

Тогда отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались это …(Солнце) 

-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.

- Злые волшебники и солнце заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны.

Давайте найдем их вместе!

Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания. Вы готовы? Да. Поможет нам в этом волшебный фонарь.

Воспитатель предлагает детям отправиться по сказочному городу Красивой речи и рассказывает о том, что необходимо помочь расколдовать этот город, который заколдовали злые человечки.

Дети с готовностью соглашаются

Дети выполняют дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику.

Дети стоят полукругом.

Дети настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

Сидят на стульях на ковре.

Дети стоят полукругом.

Дети стоят полукругом.

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 задание: «Назови ласково»

2 задание: «Назови одним словом»

3 задание: «Четвертый лишний?»

4 задание: Словесная игра

 «Что делает?»

Физминутка

«На лугу растут цветы»

5 задание «Речные и морские рыбы» (классификация)

6 задание «Назови признаки»

7 задание Дидактическая игра «Скажи наоборот»

- Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания дети добавляют лучики к солнышку.

Воспитатель берет 1 луч и читает задание: «Первое задание игра «Назови животных ласково»»

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи! Посмотрите куда привел нас волшебный фонарь, к лучику.

- Я буду называть животное и кому я брошу мяч, тот называет  ласково (Пример енот- енотик)

Слова: лиса, заяц, кабан, белка, ёж.

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи! Посмотрите здесь лежит еще один лучик.

Ребята, сейчас я зачитаю вам слова, а вы назовете их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк- это животные

- груша, яблоко, персик, апельсин (фрукты)

- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)

- помидор, огурец, морковь, картофель (овощи)

-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)

 - укроп, петрушка, салат, щавель (зелень).

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи! Посмотрите здесь лежит еще один лучик.

Ребята, рассмотрим карточки. Это задание четвертый лишний. Нужно определить какой предмет является лишним.

Игра по карточкам.

-Молодцы, и с этим заданием справились.

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи!

-Ребята посмотрите, что здесь изображено? Река! Что она делает?

-Молодцы. Вот и четвертый лучик!

А теперь поиграйте с камушками у речки, покатайте их в ладонях. Вернем камешки речке и скажем ей за игру «спасибо»

-Что-то я устала, предлагаю немного отдохнуть!

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дунет иногда,

Только это небеда.

Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по- прежнему цветут.

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи!

-У жителей города Красивой речи случилась беда, рыбок в речке заколдовали. Без вашей помощи им не обойтись.

- Чтобы рыбы попали в реку, их нужно правильно назвать.

 Воспитатель открывает картинки (щука, угорь, карась, сом), прикрепленные к мольберту.

-А кто у нас остались?

- Почему они не могут жить в реке? Правильно, они живут в море! Молодцы, вы расколдовали еще 1 лучик!

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи!

-Ребята, сейчас присаживаемся на стулья.

Чтобы расколдовать 6 лучик выполним задание. Для этого надо описать признаки предметов, которые я сейчас вам покажу. Например: диск из ваты- ватный диск

- Матрешка из дерева…

- Камешек из стекла

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

-Блюдце из фарфора…

-Вот мы расколдовали лучик.

-Волшебный фонарь помоги, нам дорогу укажи!

-  На что нам указал волшебный фонарь? Это дерево!

- А на дереве, посмотрите, чего не хватает? Листочков!

- Ребята, предлагаю подарить нашему дереву зелёные листья (листья 7 шт.) Для этого мы с вами поиграем в нашу любимую игру «Скажи наоборот»

Молодцы, предлагаю проговорить чистоговорки для дерева:

Су-су-су погуляем в лесу

Ать-ать-ать лес нам надо охранять. И 7 лучик мы расколдовали!

Дети называют слова ласково.

Дети называют слова обобщения.

Участники рассматривают на столе карточки

и начинают искать лишнее

Ответы детей:

Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

Дети наклеивают рыб на реку

Дети отвечают: Дельфин, скат, рыба – молот.

Ответы детей:

Деревянная

Стеклянный

Пластмассовая

Фарфоровое

Ответы детей:

На дерево

Нет, листьев нет

Ответы детей:

День     –  ночь  

Сахар    –  соль

Зима    –  лето

Белый – черный

Горячий-холодный

Мокрый-сухой

Грустный-радостный

Дети стоят в кругу

Дети стоят врассыпную

Дети стоят вокруг стола

Дети стоят полукругом напротив интерактивной доски.

Дети стоят врассыпную

Дети стоят у мольберта

Сидят на стульях

Стоят полукругом

3.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-Ребята, вот и засияло солнышко в городе Красивой речи. -Вы выполнили все задания и помогли расколдовать город.

Жители города говорят вам: «Большое спасибо!»

Ребята, в детском саду нас ждут медали. Попрощаемся с жителями красивой речи: «До свидания!»

Присаживайтесь на стулья, закрывайте глаза, представьте себе, что мы летим на ковре – самолете, мы видим дома, леса, реки, чувствуем запах после дождя. Глубоко вдыхаем носом и выдыхаем ртом. Ребята, открываем глаза, вот мы и прибыли в детский сад! Вам понравилось наше путешествие? Что вам понравилось больше всего?

А вот и медали, которые вам передали жители города Красивой речи!

Все участники награждаются медалями.

Сидят на ков

Сидят на стульях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи».

Цели:1.       Формирование навыка правильной речи.2.       Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания.3....

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город красивой речи».

Цели:1.       Формирование навыка правильной речи.2.       Развитие у детей эрудиции, познавательного интереса, внимания.3....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....