Картотека "Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи"
картотека по развитию речи (средняя группа)

Малышева Наталья Евгеньевна

Картотека "Игры  и упражнения  по формированию грамматического  строя речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

   

Малышевой Натальи Евгеньевны

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Что у нас получится? Младшая группа

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных.

Игровой материал: цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуда, одежда, игрушек.

Ход игры.

Воспитатель кладёт на середину стола прямоугольники цветной стороной вниз. Для детей младшей группы – красного, синего, жёлтого и зелёного цветов,  Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью  предмета: «Что же у меня получилось? – У меня получился зелёный чайник». Затем раздаёт детям младшей группы по 2 карточки с предметами, обозначающимися существительными разного рода (флажок и пирамидка; ведро и лопатка и т. п.) и предлагает детям наложить их на цветные прямоугольники, а потом рассказать, что у них получилось. Далее дети получают карточки с предметами, при описании которых в ответе нужно согласовывать прилагательные с тремя родами существительных, а также с множественным числом. (У меня получились жёлтые носки, красные туфли, зелёные брюки…). Дети средней группы могут получить сразу по 4 карточки. Вариантом игры для них может быть такое задание: «Назовите те предметы, про которые можно сказать: красная, синяя, зелёная, жёлтая или красное, синее, зелёное, жёлтое и т. д.» (цвета могут быть другими)

Кто больше, а кто меньше? Средняя группа. 

Цель: упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины животных, использовать в игре свои знания о величине диких и домашних животных, определить величину животного для свободной клетки на карточке в зависимости от расположения рядом двух животных, т. е. найти большее или меньшее по величине, чем они.

Игровой материал: картинки с силуэтным изображением (примерно одинаковой величины) знакомых животных (мышь, кошка, собака, корова, свинья, медведь, волк, лиса, заяц, белка, ёж). Часть картинок – в двух экземплярах. Парные карточки, на одной из которых изображены животные в двух клетках, начиная с крупного, а на другой, наоборот, - с маленького, и по две одинаковых картинки с животными для каждой пары карточек: слон – лев, лев – слон, носорог – носорог (две одинаковых картинки на одной карточке), орёл – голубь, утка – воробей, гусь – курица, верблюд – осёл, утка – ворона, лось – кабан.

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям, что они знают много животных, и спрашивает, одинаковые они или разные по величине. Кто больше – корова или коза? Волк или заяц? Показывает детям несколько картинок с разными животными и говорит: «На этих картинках все животные нарисованы почти одинаковыми по величине (показывает кошку и мышку). Но мы-то знаем, что кошка больше мышки, а заяц… (меньше медведя)». Показывает их изображения. Предлагает детям поиграть в игру «Кто больше, а кто меньше».

Воспитатель раздаёт детям по 2 картинки. Картинка с изображением кошки кладётся на середину стола, рядом с ней – карточка с двумя полосками. Предлагает детям посмотреть на свои картинки и выбрать животное меньше кошки по величине (ёж, мышь, белка, воробей, голубь). Выбранное животное следует сравнить с кошкой и сказать так «Ёж меньше, чем кошка», – и положить эту картинку на верхнюю полоску карточки. Кто ошибётся, получит свою картинку назад. Дети по очереди сравнивают выбранное животное с кошкой. Потом все вместе перечисляют животных, меньших по величине, чем кошка. Воспитатель: «А теперь покажите тех животных, которые больше кошки». Дети называют животное и сравнивают его по величине с кошкой: «Лиса больше, чем кошка…» и т. д. Потом дети все вместе называют животных на нижней полоске карточки, которые крупнее кошки. Затем воспитатель кладёт все картинки на середину стола и предлагает детям взять по одной, на которой изображено животное, живущее в лесу (дикое), и сравнить его с зайцем по величине. Выкладывает перед детьми изображение зайца. Дети поочередно подкладывают свою картинку к зайцу и сравнивают своего животного с ним: «Волк больше, чем зайца». Другой ребёнок : «Ёж меньше, чем зайца». После сравнения картинка ребёнка убирается. Если ребёнок ошибается, ему воспитатель возвращает картинку и в конце игры он сам или с помощью других исправляет ошибку.

Закончи предложение. Старшая группа

Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

Материал: текст стихотворения.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

А когда собрал их много, то отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

Что за зверь? Подготовительная группа

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных при назывании частей тела знакомых животных, научить анализировать изображение фантастического зверя, определять, из каких частей других животных оно составлено, развивать взаимоконтроль партнёров по игре при выполнении заданий (подготовительная группа), развивать у детей чувство юмора.

Игровой материал: картинки с силуэтным изображением фантастических зверей, составленных из 2-х частей разных животных: поросёнка с собачьей головой, петуха с лисьим хвостом, медведя с птичьей головой и т. п. (старшая группа); картинки с фантастическими животными, составленные из 3-х и более частей разных зверей, и карточки с цифрами (3, 4, 5); демонстрационная картинка фантастического зверя из 6 частей разных животных; конверт для картинок.

Ход игры.

В  играет чётное количество детей. Воспитатель предлагает детям сесть за стол друг напротив друга (парами). Показывает конверт и рассказывает, что один знакомый весёлый художник передал для них конверт со своими картинками. А что он нарисовал, сейчас узнаем. Достаёт демонстрационную картинку, показывает детям, выслушивает их высказывания, потом спрашивает: «Кто это? Может быть верблюд? Нет, это не верблюд. У верблюда нет рогов, а у этого зверя – оленьи рога, поросячья голова, гусиная шея, лошадиный хвост и коровье вымя. Вот сколько разных животных соединил вместе художник-шутник, и получился смешной фантастический зверь». Затем достаёт остальные картинки из конверта и раскладывает их на столе.

Посмотрите, что за звери?

Я глазам своим не верю:

Чьи рога? Чья голова?

Узнаю едва-едва.

Что тут так? А что не так?

Получился кавардак.

Звери разные у нас,

Разберёмся мы сейчас.

Воспитатель переворачивает картинки, предлагает взять каждому по одной и решить, что это за зверь. Воспитатель предлагает детям взять по 2 картинки и одним предложением описать 2-х животных: «Это курица с гусиной головой, а это лебедь с конским хвостом». Потом каждый обращается к своему напарнику и спрашивает: «Кого тебе дать?» – и после того, как тот назовёт нужного зверя, продолжает: «Дай мне медведя с конским хвостом», - и отдаёт картинку. Такие же действия совершает ребёнок, сидящий напротив, т. е. все обмениваются одной картинкой друг с другом. Воспитатель может спросить нескольких детей, какими животными они обменялись: «Я коня с поросячьей головой поменяла на белку с волчьей головой». В конце игры воспитатель спрашивает детей, какой зверь им показался самым забавным и смешным. В подготовительной группе в игре участвует чётное количество детей. Для игры воспитатель предлагает детям картинки, на которых изображены звери, состоящие из 3-х и более разных животных. Начало игры такое же, как и в старшей группе. Игровая задача: определить, из частей каких животных художник создал своего фантастического зверя, и назвать все его части, начиная с туловища (у этого зверя туловище поросячье, голова – собачья, а хвост – беличий). Игровые действия: взять картинку, рассмотреть её и перечислить все составляющие части зверя. В конце игры воспитатель предлагает детям положить на середину стола в первый ряд зверей, состоящих из 3-х частей, во 2-й ряд – из 4-х, в 3-й – из 5-ти. Спрашивает: «Дети, а если тоже захотите нарисовать фантастического зверя, то из частей каких животных его составите?». Одобряет тех, кто называет части тех животных, которых не было на картинках (крокодил, обезьяна и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Мастер-класс с педагогами на тему: «Формирование связной речи и коммуникативной функции речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Технологии: ИКТ, здоровье...

«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»

Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...

Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

« Актуальность формирования речевой культуры. Проблемы формирования культуры речи обучающихся»

В настоящее время с системе Российского Образования , в том числе и дошкольном , происходящие изменения влияют на все аспекты деятельности образовательных учреждений. В связи с изменяющейся концепцией...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ,ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.  1 год обучения. 2016- 201...