Доклад «Биоэнергопластика, как одна из инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию».
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Мехралиева Наталья Викторовна

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом

хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей

готовности ребёнка к школе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Светлячок»

Доклад  на тему

«Биоэнергопластика, как одна из инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию».

                                                                       Подготовила воспитатель высшей        

                                                                        квалификационной категории

                                                                        Мехралиева Наталья Викторовна

        

                                                                                                                                                                                                     

п. Малое Луговое

2021 год

 Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддерживать и обеспечивать развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

        В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными стандартами к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания образовательная область «Речевое развитие» предполагает:  

 -владение речью как средством общения и культуры;

 - обогащение активного словаря;

 -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

 -знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

     Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Для успешного решения этой задачи необходимо развивать артикуляционную моторику, а основным методом формирования является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это

совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц

артикуляционного аппарата.

      Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом

хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей

готовности ребёнка к школе!

      Мы все знаем, что артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений. Выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению результативности от выполнения артикуляционных упражнений. 

      Стало очевидно, что необходимо искать новые способы для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, использовать и инновационные технологии.

Меня заинтересовала одна из инновационных технологий – Биоэнергопластика. Автором данной методики является кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна.   

Термин “биоэнергопластика” состоит из трех слов: био, энергия и пластика.

Био- человек, как биологический объект;

Энергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощѐнные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

 Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.  В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Я применяю эту технологию на занятия по звуковой культуре речи, на  занятиях по пересказу литературно-художественных произведений, в индивидуальной и групповой работе с детьми.

 Как все технологии, биоэнергопластика, предусматривает несколько этапов.

-Диагностический

-Подготовительный

-Эмоциональный

- Основной

-Заключительный

На первом  диагностическом этапе, были  выявлены дети, которые не могут нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Это значит, нарушена подвижность артикуляционного аппарата.

На подготовительном этапе.

Я познакомила детей с артикуляционной гимнастикой. Учила их выполнять упражнения для губ, языка или челюсти по стандартной методике. Руки в упражнение не вовлекаются.

На эмоциональном этапе.

Все мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном учреждение, игровая. Поэтому, на занятиях по развитию речи, когда провожу артикуляционную гимнастику, я использую сказочного героя Каркарыча, который помогает детям освоить упражнения. Далее я показываю артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке.

На основной этап,  дети выполняют  упражнения, с подключением  рук. Я показываю, они учатся выполнять одновременно  артикуляционное упражнение и движение руками. Внимательно слежу за качеством выполнения упражнений.

 На заключительном этапе, дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронно выполняют движения руками. На этом этапе используются сказки, рассказы и стихотворения. На занятиях по пересказу литературно-художественных произведений, я использую технологию биоэнергопластику. Дети не только слушаю, сказки  и сами  воспроизводят их  собственной речью, но и показывают героев с помощью биоэнергопластики.

     Для пересказа надо подбирать сказки, особенно интересные для детей, вызывающие у них живой отклик, небольшие по объему.

Наиболее благодатный материал для пересказа - это народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Лиса и волк». Перед занятием проводится предварительная работа, мы с детьми разучиваем герое сказок , с применением биоэнергопластики.

Сказка «Теремок» рассказываем и показываем с помощью биоэнергопластики.

Мышка -  «Расческа»  Положить широкий язык на нижнюю губу. Закусить язык верхними зубами и протягивать между зубами вглубь рта под счет от 1-10. Левая рука расположена вверх ладонью, пальцы правой руки согнуты и расположены на пальцах другой руки. Кисти рук находятся горизонтально, провести пальцами ведущей руки по пальцам и ладони другой руки до запястья.

Лягушка - «Улыбка»-  пальцы рук вместе, когда улыбаемся пальцы врозь.

Заяц - «Качели»- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. Кисти рук вверх, вниз.

Лиса - «Часики»- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.  Кисти рук расположены ребром, синхронно в  влево, право поворачиваем ладони.

Волк - «Забор» Растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки.

Медведь - «Пузырь» Сделать, глубоки вдох, надуть щечки. Из пальце рук, сделать шар.

При проведении биоэнергопластики, я всегда

-учитываю индивидуальные особенности детей;

- Подключаю руки ребёнка, только тогда, когда артикуляционное упражнение выполняется без ошибок;

-Слежу за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были

плавными и раскрепощенными;

  Когда, я стала применять в работе биоэнергопластку, дети достигли положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Дети, у которых были проблемы с речью, стали говорить, выговаривать слова, они стали более общительны.

      Подводя итоги, можно сказать,  применение биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию артикуляционного аппарата, развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе. Синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ «Детский сад№6 «Светлячок» Подготовила воспитатель Мехралиева Наталья Викторовна «Формирование артикуляционной моторики с помощью биоэнергопластики »

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Слайд 3

К андидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук Био - человек, как биологический объект Энергия – это та энергия, которая находится внутри человека Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики .

Слайд 4

Подготовительный этап

Слайд 5

Эмоциональный этап

Слайд 6

О сновной этап

Слайд 7

Заключительный этап Сказка «Теремок»

Слайд 8

Требования к проведению биоэнергопластики : • Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. • Подключать руки ребёнка, только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. • Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными. • Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.

Слайд 9

В результате : Увеличился интерес детей к выполнению артикуляционных упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики. Развивается артикуляционный аппарат, пальчиковая моторика. Улучшается эмоциональный настрой детей и уверенность в себе. Происходит синхронизация работы полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Облегчается постановка введения звуков в речь.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию в контексте ФГОС ДО"

Использование инновационных технологий по речевому развитию в ДОУ в контексте ФГОС ДО.  Указано,  какие имеются инновационные технологии по речевому развитию, краткая характеристика каждой и...

Реферат "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста...

Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...

Доклад на тему: Биоэнергопластика, как одна из инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию».

Доклад на тему: Биоэнергопластика, как одна из инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию»....