Картотека игр и упражнений для развития речи у детей с 1года 6 мес. до 3 лет.
картотека по развитию речи

Щурова Клавдия Михайловна

В картотеке собраны пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и игры на повторение слов для детей с 1года 6 мес. до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека39.32 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

от 1.6 до 3 ЛЕТ

От рождения ребёнок легко делает то, что требует синхронного движения рук: броски, поднимание предметов. Но движения, где руки движутся автономно, даются тяжело. Поэтому мы начинаем стимулировать автономную работу рук и рук отдельно от ног. Это не только поможет ребёнку лучше развиваться и активнее исследовать мир, но и развивает связи между полушариями, что способствует развитию мышления.

Развитие речи у ребёнка идёт по нескольким направлениям: отработка артикуляции, расширение активного словаря, развитие связной речи — всё это формирует речевое мышление. В данном разделе представлены игры, направленные на формирование звуковой культуры речи, пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, а также потешки и игры на повторение слов, которые так нравятся детям.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения помогают ребёнку в закреплении звуков. Покажите ему, как нужно правильно выполнять упражнение. Постепенно увеличивайте количество повторений и время выполнения упражнений.

«Вкуснятина»

Приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, сначала справа налево, а затем наоборот. Важно, чтобы нижняя губа не помогала языку и не «подсаживала» его.

«Качели»

Широко раскрыв рот и улыбнувшись, положить кончик языка за нижние зубы (с внутренней стороны), а потом поднять его за верхние зубы (с внутренней стороны)

«Накажем непослушный язычок»

Пошлёпать расслабленными губами, произнося: «Пя, пя, пя».

«Лошадка»

Открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).

«Лопаточка»

Высунуть широкий язык и положить его на нижнюю губу. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язычок на 5—10 секунд.

«Иголка»

Открыть рот и высунуть острый язычок как можно дальше. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Блюдце»

Широко открыть рот, высунуть широкий язык. Поднять его вверх, не прикасаясь к зубам. Выполнять упражнение по 5 раз, высовывая язык на 5—10 секунд.

«Маляр»

Приоткрыть рот и улыбнуться. Провести кончиком языка по губам по часовой и против часовой стрелки. Выполнять упражнение по 5 раз.

 

«Часики»

Открыв рот, кончиком языка выполнять движения вправо-влево, дотрагиваясь до

уголков губ.

Пальчиковые игры

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Показательными моментами, что ребёнок готов к переходу на 2 этап являются следующие три:

1.Ребёнок не отдёргивает руки и не сопротивляется при игре в пальчиковые игры, его внимания хватает на последовательное повторение 1 упражнения для каждой руки.

2.Ребёнок может сам повторять некоторые простейшие движения, старается это делать – стремится загнуть пальчик либо неловко водит пальцами одной руки по ладошке другой.

3.Ребёнок начал различать некоторые игры, у него появились любимые игры, которые он готов выполнить подряд несколько раз.

Второй этап пальчиковых игр – это усложнение первого этапа. Здесь идёт работа не со всем пальцем, его разминанием, а более точечно – с подушечками пальцем, с их гибкостью. Если раньше мы уделяли больше внимания развитию хватательного кольцевого захвата, то в возрасте от 1,6 уделяется особое внимание развитию активности каждого пальца.

«Колобок»

Колобок, колобок,                          положите перед ребенком шарик

Отчего ты одинок?

Тесто бабушка месила,                   имитируйте раскатку теста

На один всего хватило!

Нет, хватило теста ей!                     дайте шарик ребёнку

Вот второй!

Так веселей.

Вот и третий колобок!                    дайте ещё один, пусть попробует действовать

До чего румяный бок!                     обоими руками

«Мячик»

Вот такой прыгучий мяч!                дайте ребёнку мяч

Он готов пуститься вскачь!             ребёнок мнёт его в руке

Так и просится играть!                    ребёнок перекладывает мяч в другую руку

Трудно будет удержать!                  ребёнок мнёт его в руке

Мячик прыгал и скакал,                  мнёт мяч в обеих руках

В руки снова к нам попал!

«Катаем карандашик»

Ребёнку выдаётся гранёный карандаш. Карандаш зажимается в вертикальном положении, и дети катают его в руках. Цель- не уронить и отработать движение руками «вперёд-назад».

«Курочка»

Вышла курочка гулять,                         пальцы  рук в щепотку

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,                            показать, как курочка клюет

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.                                   показать, как курочка гребет лапками

«Плавание»

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,         имитировать взмахи крыльев

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.                         встряхнуть руками

«Жили мышки»

Раз, два, три, четыре!                            сжимать и разжимать кулачки

Жили мышки на квартире;

Чай пили, чашки били,                         держим ладошку раскрытой,

По три денежки платили!                     водим по ней пальцем

«Рыбки»

Рыбки плавали, ныряли                       ладошки-рыбки, они двигаются, имитируя

В чистой тепленькой воде.                  плавающих в воде рыбок

То сожмутся,                                         пальцы рук очень плотно сжимаются

Разожмутся,                                           пальчики сильно растопыриваются в стороны

То зароются в песке.                             раскрытыми ладошками гладить по столу

«Лошадка»

По дороге белой гладкой                                   стучать указательными пальцами

Прискакала к нам лошадка,                               по столу

Цок-цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

«Дятел»

Дятел-дятел сел на сук                                   машем расслабленными кистями рук

Тук-тук-тук, тук-тук-тук                                стучать пальцами по столу

Дятел-дятел сел на сук                                   машем расслабленными кистями рук

Тук-тук-тук, тук-тук-тук                                стучать пальцами по столу

«Лодка»

Лодочка плывет по речке,                               обе ладони поставлены на ребро,

Оставляя на воде колечки.                              большие пальцы подняты вверх

«ЗМЕЙКА» 

Посмотрите-ка, друзья,                       пальцы сомкнуты в щепоть

У меня живёт змея!                            

По дивану, по коврам                         медленно вращаем кистью руки

По дивану, по коврам                         "Змея" ползёт по «дорожке»

Может ползать тут и там.

Хоть и нет у змейки ножек,

Очень быстро по дорожке,

Широко открыв свой рот

За лягушками ползёт.

Нет у этой змейки глаз,                     крутим кистью руки (как бы оглядываясь)

И поймала в этот раз

Не лягушек, не стрекоз,                     волнообразные движения рукой

А ребёночка за нос.                            "Змея" хватает за нос партнёра по игре

«Ягодки-2»

 С ветки ягодки снимаю                          Чуть приподнимите перед собой руку,

                                                                    так чтобы расслабленная кисть оказалась

                                                                    приблизительно на уровне лица.

                                                                    Пальчики расслаблены, свисают в низ.

 И в лукошко собираю.                            Пальцами другой руки поглаживаете

                                                                    каждый пальчик от основания до самого

                                                                    кончика, как будто снимая с него

                                                                    воображаемую ягодку.

Будет полное лукошко.                            Одна сложенная ладошка

Я попробую немножко.                            имитирует лукошко, другой

Я поем еще чуть-чуть.                              рукой достаем воображаемые                                                                     Легким будет к дому путь                        ягодки и отправляем их в рот.

«Ключик»

 Ключик в руку мы возьмём           указательный палец одной руки- ключик, другая                    

 И моторчик заведём,                      рука- в кулаке, пальчик вставляется в кулачок и                

 Чик-чик-чик-чик,                            поворачивается по ритму стиха.

 Уезжает грузовик!

«Дождик капает»

Дождик капает,                              пальчики обеих рук постукивают по столу.

Дождик капает.            

Кап -кап-кап.

Кап-кап-кап.

 «Грабли»                                  

Листья падают в саду,                            ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».

Я их граблями сгребу.

«Десять птичек»

Пой-ка, подпевай-ка:                                    сделать «фонарики»

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,                                   хлопать в ладоши

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко.

Это-зяблик, это - стриж,

Это - развеселый чиж.

Ну а это - злой орлан.

Птички-птички, по домам!            обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек"

«Ёлочка»

Праздник приближается, ёлка наряжается:                кисти рук крутятся в воздухе

Шарики висят  

Звёздочки горят,

А хлопушка – бом                                                         хлопок в ладоши

Конфетти кругом!

«Кто приехал?»

Кто приехал? Мы, мы, мы.                       постучать по столу              

Мама, мама, это ты? Да, да, да.                хлопать в ладоши

Папа, папа, это ты? Да, да, да.

Братец, братец, это ты? Да, да, да.           махать расслабленными кистями рук

Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

«Дикие животные» 

Это зайчонок, это бельчонок,          раскрыть руку, указательным пальцем другой                        

 Это лисёнок, это волчонок,             дотрагиваться до каждого пальца

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка:        тереть руку об руку

Моет вилку, чашку, ложку,

Вымыл блюдце и стакан,             вытянуть руки, показать ладошки

И закрыл покрепче кран               сжать ручку в кулачок

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать,               раскрыть  левую руку

Будем пальцы называть:        

Автомобиль и вертолёт,                указательным пальцем правой, дотрагиваться до              

Трамвай, метро и самолёт.             каждого пальчика левой руки                                                                                        

Пять пальцев мы в кулак зажали,                                    

Пять видов транспорта назвали.

«Посчитаем»

Один-два-три-четыре-пять,             сжимаются и разжимаются кулачки

Буду транспорт я считать:                

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

«Фрукты-овощи»

Как у нашей Зинки                 ручки сложены чашечкой

Овощи в корзинке:

Вот пузатый кабачок             поглаживать одну ладошку другой

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец,

Наша Зина-молодец.               похлопать в ладоши

 Как у нашей Зины                  ручки на щёчках

Фрукты есть в корзине:          

Яблочко, груша,                      вытянуть руки, показать ладошки

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы,                    перевернуть руки, показать тыльную сторону

До чего ж красивы!

Посмотрите на ранет,              сложить руки чашечкой

Вкуснее наших фруктов нет!

«Черепаха»

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

«Пароход»  

Обе ладони поставлены на ребро, а большие пальцы подняты вверх.

«Гусь»

Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клюва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.

«Дождик»

Дождик-дождик,                  подушечки рук прижать к столу

Полно лить,                           попеременно постукивать ими по поверхности стола

Малых детушек

Мочить!

«Коготки»

У Кошкиной дочки                         поджать подушечки пальцев к верхней

На лапках коготочки.                     части ладони

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.             раскрыть ладонь

«Котята»

Во дворе у брата                              подушечками указательных пальцев

Бегали котята.                                  постукивать по столу

Испугались хлопка,                         хлопнуть в ладоши

Разбежались кто куда.                    спрятать руки за спину

«Отдохните»

Поиграли-отдохните,                      расслабить руки и встряхнуть их

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,               поджать подушечки пальцев к верхней

Совсем как ушки зайчики.              части ладони, раскрыть ладонь

«Мельница»

Крылья нашей мельницы              прижимаем друг к другу ладони и выполняем

У ветерка как пленницы-              растирающие вращательные движения,

Как ветер переменится,                 пальцы при этом не соприкасаются

Так повернётся мельница.

«За дровами»

После завтрака мы с вами             ставим на стол обе ладони ребром и «пилим»,

В лес поедем за дровами.              совершая движения вперёд-назад

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!            кулаком или ребром ладони «рубим»,

Рубим-рубим, рубим-рубим!          постукивая по столу

Топором работать будем.

Привезём домой дрова,                   выполняем собирающее движение, словно

Сложим посреди двора.                  сгребая все дрова в кучу

«Солнышко»

Солнышко яркое                             поднимаем ладони над головой, растопырив

В небе сияло,                                   все пальцы наподобие лучей, и делаем

Лучами своими                                вращательные движения кистями рук

Нас согревало.

«Горошки»

Раскатились по дорожке          подушечками пальцев обеих рук стучим по столу

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют.              указательными пальцами «клюём» горошинки

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!              складываем руки лодочкой и «просим» горошинки

Я такой хорошенький!               обеими ладонями гладим себя по щекам, голове

«Маринка»

Пошла гулять Маринка             указательным и средним пальцами ходить по столу

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке                      то раскрываем, то закрываем щёпоть

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,                    раскрытыми ладонями «бежим» по столу

Цветочки растеряла.

«Кузнечики»

Два маленьких кузнечика       указательным и средним пальцами ходить по столу

Потопали на речку.

Воды они боялись                    гладить ладонями поверхность стола

И в речке не купались.

На скрипачках играли-            ребром одной ладони проводить по раскрытой

Всех рыбок распугали.            второй ладони

«Полинка»

Для девочки Полинки                     собираем пальцы обеих рук в щёпоть и

Выросла малинка.                            «рвём ягодки» с поверхности стола

Собрала Полинка

Ягодки в корзинку.

Съела всю малинку                         подносим сомкнутые пальцы ко рту

Девочка Полинка.

«Топай, хлопай»

Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки.              выполнять движения по тексту

Трём, трём, трём ладошки.

Трясём, трясём, трясём ручками.

Качаем, качаем, качаем головкой.

Топаем, топаем, топаем ножкой.

«Цветочки»

Наши руки как цветочки,                     сжать обе руки в кулаки

Пальчики как лепесточки.                    раскрыть кулачки

Солнце просыпается-                            раздвинуть все пальцы

Цветочки раскрываются.                      сделать «фонарики»

«Зайка»

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

МОЯ СЕМЬЯ                                                                                                                        Этот пальчик - дедушка,                                                                                                             Этот пальчик - бабушка,                                                                                                            Этот пальчик - папочка,                                                                                                                Этот пальчик - мамочка,                                                                                                             Этот пальчик - я,                                                                                                                      Вот и вся моя семья!                                                                                                           Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком .

ПРЯТКИ                                                                                                                                          В прятки пальчики играли                                                                                                             И головки убирали.                                                                                                                   Вот так, вот так,                                                                                                                                 И головки убирали.                                                                                                                   Ритмично сгибать и разгибать пальцы.                                                                      Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

ЧЕРЕПАХА

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

КАПУСТКА

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяумяу!",

Два щенка: "Авав!",

Два жеребенка: Игого!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

ЛОДОЧКА

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

РЫБКИ

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

ДРУЖБА

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.         Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.         Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Один, два, три, четыре, пять.

Пять, четыре, три, два, один.         Соединить пальчики обеих рук, начиная с

 большого. Затем соединять, начиная с мизинца.

МЫ ПИСАЛИ

 Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.         ритмично сжимать и разжимать кулаки.

Вы скачите, пальчики,                   пальчики " скачут" по столу

Как солнечные зайчики.         указательный и средний пальцы вытянуть вверх,    

                                                   остальные выпрямить и соединить.

Прыгскок, прыгскок,

Прискакали на лужок.            пальчики "скачут" по столу.

Ветер травушку качает,

Влево вправо наклоняет.         - легкие движения кистями рук вправо влево

Вы не бойтесь ветра, зайки,         погрозить пальчиком.

Веселитесь на лужайке.         На последнюю помахать пальцами обеих рук

ЗАМОК

 На дверях висит замок.         Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?         "замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,         Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили         Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,         Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!         Показать ладошки.

ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку - ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку - указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

НА ПОСТОЙ    Русская игра

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом). Безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом). Средние пальцы- папа (говорит низким голосом). Указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты : Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети : Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты : Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети : Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама : Что дети? Постукивают безымянные

Дети : Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама : Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети : Папа! Постукивают мизинцы

Папа : Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети : Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа : Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети : Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты : Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы "пляшут" совершая перекрестные движения

Солдаты : Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

Руки вытягиваются вперед.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?         Указательными пальцами поглаживать глаза

 Сделать из пальцев "бинокль" посмотреть в него

С добрым утром, ушки!

 Вы проснулись?         Ладонями поглаживать уши

 Приложить ладони к ушам "Чебурашка"

С добрым утром, ручки!

 Вы проснулись?         Поглаживать то одну, то другую ручки

 Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!

 Вы проснулись?         Поглаживание коленок

 Потопать ногами

С добрым утром, солнце!

 Я - проснулся!

 (проснулась)         Поднять руки вверх, посмотреть на солнце

 (посмотреть вверх)

МАЛАНЬЯ

У Маланьи у старушки         Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.

Жили в маленькой

 Избушке         Сложить руки углом, показать избушку.

Семь сыновей,         Показать семь пальцев.

Все без бровей,         Очертить брови пальцами.

Вот с такими ушами,         Растопыренные ладони поднести к ушам.

Вот с такими носами         Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.

Вот с такими усами,         Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.

Вот с такой головой,         Очертить большой круг вокруг головы.

Вот с такой бородой!         Показать руками большую окладистую бороду

Они не пили, не ели,         Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".

На Маланью все глядели,         Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.

И все делали вот так...         Дети показывают загаданные действия

ГОСТИ  Русская игра

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.

- Что, что, что? Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.

- Гости едут! Постукивают мизинцы.

- Ну и что? Постукивают указательные пальцы.

- Здрасьте, здрастье! Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.

- Чмок, чмок, чмок! (Гости целуются) Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.

БРАТЦЫ

Засиделись в избушке братцы.         Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.

Захотел меньшой прогуляться         Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно ему гулять одному.         Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.         Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца:            

                                                                       мизинец и безымянный;                                                                  

                                                                       задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Да скучно им гулять двоим.                             Мизинец и безымянный чуть покачиваются,                                    

                                                                       затем возвращаются в исходную позицию.

Зовут братца втроем прогуляться.                   Отвести вбок три прижатых друг к другу пальца:

                                                                       мизинец, безымянный и средний.

                                                                      Задержать их в этой позиции на 2-3 секунды.

Грустно старшим сидеть в избе.         

                                                                      Большой и указательный пальцы четыре раза  

                                                                      соединяются кончиками.

Зовут они братцев домой к себе.                   Все пальцы соединяются в щепоть,                                                      

                                                                       рука расслабляется.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно .

ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Наварили кашки

Помешали ложкой.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Строили ладошки

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Курочке Пеструшке

Накрошили крошек.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Хлопали ладошки

Танцевали ножки.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Прилегли ладошки

Отдохнуть немножко.

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки!

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазия.

Игры на повторение слов

«Утро»

Утром я встаю, песенку пою,

Песенку простую, вот какую:

Ля-ля-ля-ля (2 раза) да-да-да-да (на, ма, па, та, ба)

«Дудочка»

Ду-ду-ду-ду, дудочка, песенка заветная.

Ду-ду-ду-ду, дудочка, песенка веселая.

Ду-ду-ду-ду, дудочка, песенка хорошая.

«Песенка со слогами»

Ма-ма-ма-ма, мамочка!

Ба-ба-ба-ба, бабушка!

Ду-ду-ду-ду, дудочка!

 Па-па-па-па, папочка!

Му-му-му-му, мурочка!

«Если весело живётся»

Если весело живётся, делай так-

Но-но-но.

Если весело живётся, делай так-

Хрю-хрю-хрю.

Если весело живётся, делай так-

Мяу-мяу-мяу.

Если весело живётся, делай так-

Ав-ав-ав.

 

«Весёлое утро»

По дорожке мимо дома шёл козлёнок мой знакомый.

Я позвал его к себе, ну а он в ответ мне:

- Ме-е-е! Ме-е-е!

По дорожке мимо дома шёл ягнёнок мой знакомый.

Крикнул я: - Иди ко мне! – ну а он в ответ мне:

- Бе-е-е! Бе-е-е!

По дорожке мимо дома шёл телёнок мой знакомый.

Закричал я и ему, ну а он в ответ мне:

- Му-у-у! Му-у-у!

«Лошадки»

Скачут, скачут две лошадки- но-но-но.

Скачут, скачут без оглядки- но-но-но.

Вы, лошадки нас возьмите- да-да-да.

Быстро в город нас домчите- да-да-да.

Литература:

1. Т.П. Трясорукова: Пальчиковые игры для развития речи и фонематического слуха у малышей от 0 до 3 лет.- Феникс, 2021 г.

2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999

3. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973.

4. Кольцова М. М., Рузина М. С.Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.  —   Екатеринбург:   У-Фактория,   2004.  

Интернет ресурсы

1.jili-blog.ru›palchikovye-igry-dlya-malyshej-ot-1…

2.kukuriku.ru›razvitie…sredstva/palchikovye-igry/

3. maam.ru›detskijsad…igr-dlja-razvitija-rechi-detei

4. pravmir.ru›palchikovye-igry-dlya-detej/

5. sibmama.ru›palchikovie_igri.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речи. Подготовка детей к школе.

Начало обучения в школе - очень важный период в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Ребенок шести - семи лет очень актив...

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста

Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста...

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Картотека пальчиковых игр для развития речи у детей с 1года до 1года 6 мес.

В материале можно подобрать различные игры с пальчиками для развития речи детей раннего возраста....

Техника речи. Игровые упражнения для развития речи у детей дошкольного возраста.

Техника речи – это совокупность характеристик звучащей речи, ее голосовой, дыхательной, дикционной и интонационной составляющей. Занятия техникой речи пре...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...