Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме
Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
МЕСЯЦ | ДИДАКТИЧЕСКАЯ | ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ОБОРУДОВАНИЕ |
Сентябрь | 1.Покажи, кого назову 2.Кто это? 3.Сделай, как я 4.Давайте познакомим | Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | |
5.Кто что услышит? | Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь. | Ширма, колокольчик, бубен, молоточек, «шумелка», барабан и т.п. | |
6.Громко – тихо | Развивать умение менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. | Большая и маленькая собачки или другие игрушки. | |
7.Листопад | Учить плавному, свободному выдоху. | Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листья. | |
8.Кто с нами рядом живет | Учить узнавать, показывать и называть животных и птиц, изображенных на картинках. | Набор предметных картинок из серии «Домашние животные и птицы». | |
Октябрь | 1.Кружок 2.Паровозик 3.Мы хорошие 4.Снежинки | Учить детей находить, показывать и, по-возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | |
5.Угадай, что делать | Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна. | Бубен, два флажка. | |
6.Идемте с нами играть | Вырабатывать умение пользоваться громким голосом. | Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери. | |
7.Принеси игрушку | Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. | 4-5 игрушек (машина, мяч, пирамидка, кукла, книжка и т.п.). | |
8.Парные картинки | Учить детей находить две идентичные картинки среди множества (10-15) предложенных, активизировать словарь. | Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (по две штуки), две куклы. | |
9.Дети обедают | Упражнять детей в названии слов: тарелка, чашка, блюдце, ложечка, салфетка, ест, вытирает, держит. | Картинка с изображенными на ней троих детей, сидящих за столом: мальчик наклонился над тарелкой, и ест второе; девочка ест маленькой ложкой компот из чашки, стоящей на блюдце; второй мальчик закончил еду и вытирает рот салфеткой; на столе стоит стакан с бумажными салфетками. | |
Ноябрь | 1.Кто внимательный? | Развивать остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. | Кукла, игрушечный мишка, машинка. |
2. Не разбуди куклу | Развивать умение пользоваться тихим голосом. | Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (кубик, мячик, машинка и др.), коробка для игрушек. | |
3.Найди и принеси | Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. | Игрушки и предметы, находящиеся на своих местах в групповой комнате. | |
4.Во дворе | Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. | Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. | |
5.Олины помощники | Учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных. | Кукла. | |
6.Уложим куклу спать | Познакомить детей с предметами одежды и ее деталями. | Кукла с комплектом одежды, кукольная кроватка. | |
7.Кукла проснулась | Уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, цвета. | Кукла на кроватке, комплект ее одежды. | |
8.Посуда для куклы | Учить детей находить знакомые предметы посуды на картинках по словесному указанию, дать представление об их использовании, активизировать словарь. | Набор предметных картинок из серии «Посуда», кукла. | |
9.Мальчик с дудочкой | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
Декабрь | 1.Дует ветер | Развивать умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. | 2 картинки, на одной из которых изображен легкий ветерок, качающий траку, цветы, а на другой – сильный ветер, качающий деревья. |
2.Снежинки | Развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха). | Несколько рыхлых кусочков ваты. | |
3.Поручения | Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. | ||
4.Песня – песенка | Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. | Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. | |
5.Спрячь мячик | Формировать у детей навыки понимания предложных конструкций. | Мяч. | |
6.Нарядим куклу | Активизировать словарь по теме. | Картонная кукла, набор бумажной одежды. | |
7.Угостим кукол чаем | Закрепить название предметов посуды, ее величины. | Два набора кукольной посуды и две куклы, резко контрастных по величине. | |
8.Что купили на базаре? | Продолжать знакомить детей с названиями овощей, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. | Набор предметных картинок из серии «Овощи», натуральные овощи или их муляжи. | |
9.Праздник елки в детском саду | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
Январь | 1.Положи на место | Продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве. | |
2.Курочка и цыплята | Развивать звукоподражание, ориентировку в пространстве. | Шапочки курочки и цыплят (по количеству детей) | |
3.Часы тикают | Развивать звукопроизношение, голосовой аппарат. Закреплять правильное произношение звуков «к», «т», «ть». Вырабатывать умеренный темп речи, умение произносить слова быстро и медленно, громко и тихо. | Большие и маленькие часы. | |
4.Кто, где спрятался? | Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь. | Игрушечная кошечка или собачка. | |
5.К кукле пришли гости | Познакомить детей с названием посуды, ее цветом, формой, назначением. | Кукольная посудка, стол, кукла, Машка и зайка. | |
6.В гостях у куклы | Уточнять название предметов мебели, ее назначение. | Кукольная мебель, кукла. | |
7. Чудесный мешочек | Уточнить и активизировать словарь по теме. | Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик в мешочке. | |
8.Кого мы встретили в лесу? | Учить узнавать, показывать и называть животных, изображенных на картинках. | Предметны картинки из серии «Дикие животные». | |
9.Дети играют в группе | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
Февраль | 1.Чья птичка дальше улетит? | Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. | Фигурки птиц, вырезанных из тонкой бумаги и ярко окрашенных. |
2.Гав-гав | Закреплять произношение звуков по подражанию. | Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. | |
3.Лошадка | Обучение отчетливому произношению звука «и». | Игрушечная лошадка. | |
4.Где машина? | Учить детей понимать предложные конструкции. | Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. | |
5.Угостим медведей чаем | Закрепить название предметов посуды, ее величины. | Три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя» или три игрушечных медведя, резко контрастных по величине. | |
6.Пригласим мишутку в гости | Уточнять название предметов мебели, ее назначение. | Игрушечная мебель, медвежонок. | |
7.Узнай игрушку | Уточнить и активизировать словарь по теме | Любимые игрушки детей в мешочке. | |
8.Что в саду растет? | Продолжать знакомить детей с названиями фруктов, учить соотносить и сравнивать предметы с их изображениями на картинках. | Набор предметных картинок из серии «Фрукты», натуральные фрукты или их муляжи. | |
9.Мальчик играет с собакой | Упражнять детей в названии слов: собака, цветы, сидит, смотрит, дает, играет. | Картинка с изображением зеленой лужайки. На лужайке растут цветы. Мальчик показывает собаке сахар. Собака сидит на задних лапах. Маленькая девочка с интересом смотрит на мальчика и собаку. Около девочки лежит игрушечная собака. | |
Март | 1.На птичьем дворе | Закреплять произношение звуков по подражанию. | Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. |
2.Где зайчик? | Учить детей понимать предложные конструкции. | Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик. | |
3.Автомобиль | Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве. | Картонные рули (по количеству детей), большая и маленькая машинки. | |
4.Назови ласково | Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением предметов из какой-либо серии (посуда, мебель, животные, транспорт и др.), в зависимости от того, существительные какой темы необходимо закрепить. | |
5.Помоем посуду | Расширять словарь по теме, активизировать словарь. | Таз с водой или игрушечная мойка, кукольная посуда. | |
6.У куклы дома | Закрепить название предметов мебели, ее величины. | Две куклы, два стула и две кроватки, резко контрастные по величине. | |
7.Узнай и назови | Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы. | Натуральные овощи или муляжи в мешочке. | |
8.На чем мы ездим? | Учить детей узнавать знакомые транспортные средства, обозначать их словами. | Предметные картинки «Транспорт». | |
9.Мама купает ребенка | Упражнять детей в названии слов: купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. | Картинка с изображением ванной, в которой сидит маленький мальчик, а мать мочалкой трет ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Недалеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце. | |
Апрель | 1.Барабан | Продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь), обучать регулированию силы голоса. | Барабан. |
2.Кап-кап-кап | Развивать голосовой аппарат, вырабатывать умение произносить звукоподражания громко и тихо. | Картинка с изображением дождя. | |
3.Друзья | Формировать у детей навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Картинки с изображением животных разных по размеру (большая собака – маленькая собачка и т.п.) | |
4.Кто чем питается? | Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. | Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
5.Покатаем в машине игрушки | Активизировать речь по теме, уточнить понимание некоторых предлогов. | Большая грузовая машина, игрушечные пассажиры – кукла, мишка и др. | |
6.Что в корзиночке лежит? | Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества. | Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие. | |
7.Чего не стало? | Развивать зрительное внимание и память, активизировать словарь. | Игрушки | |
8.Лото | Учить узнавать и называть изображенные на картинках предметы, не зависимо от их цвета или величины; обобщать их по назначению и использованию. | Наборы предметных картинок: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Транспорт», «Игрушки» и т.д. (число картинок из каждой серии должно соответствовать количеству детей). | |
9.Кошка играет мячом | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
Май | 1.Тук-тук | Развивать голосовой аппарат, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепить правильное произношение звуков «т» и «к». Развивать чувство ритма. | Игрушечный молоточек. |
2.Один – много | Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных. | Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. | |
3.Дай что скажу | Закрепить название транспорта, активизировать словарь. | Игрушечные автобус, грузовик, легковая машина, самолет, кораблик. | |
4.Давай познакомимся | Уточнять и расширять словарь ребенка по теме. | Игрушки, изображающие дикие или домашние животные в мешке. | |
5. Кто что ест? | Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». | Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
6.Во саду ли, в огороде? | Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. | Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. | |
7.Комната для куклы | Учить узнавать, показывать и называть предметы мебели, изображенные на картинках и обозначать их словами. | Предметны картинки из серии «Мебель», кукла. | |
8.Голубь летит 9.Автобус везет людей | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
Июнь | 1.Солнце или дождик? | Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна. | Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя. |
2.Одуванчик | Развивать умение длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизировать мышцы губ. | ||
3.Иголочка и ниточка | Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | ||
4.Поворята | Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия. | Фланелеграф или магнитная доска с изображениями банки из-под компота и кастрюли, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других. | |
5.Кто так кричит? | Научить детей узнавать животных по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме. | Игрушки или картинки домашних животных. | |
6.Мишка спит в кроватке 7.Кукла сидит в ванне | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
8.Песня – песенка | Закреплять правильное звукопроизношение. Развивать речевой слух и речевую активность, умение произносить звуки и звукосочетания по подражанию. | Большая кукла, петух, кошка, утка, медведь, лягушка. | |
9.Где машина? | Учить детей понимать предложные конструкции. | Сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. | |
Июль | 1.Где позвонили? | Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве. | Колокольчик. |
2.Пузырь | Развивать речевое дыхание и звукового аппарата. | ||
3.Кто где живет? | Учить детей группировать животных на дикие и домашние, активизировать словарь по теме. | Игрушки диких и домашних животных, домик и дерево. | |
4.Бабочка, лети! | Вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох. | 2 – 3 бумажные ярко окрашенные бабочки (к каждой бабочке привязывают нитку длиной 50см и прикрепляют их к шнуру на расстоянии 30см друг от друга. Шнур натягивают между двумя стойками так, чтобы бабочки весели на уровне лица ребенка.) | |
5.Коза ест траву 6.Дети гуляют в парке | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
7.Гав-гав | Закреплять произношение звуков по подражанию. | Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. | |
8.Где зайчик | Учить детей понимать предложные конструкции. | Игрушечные деревья, избушка, пенек, зайчик. | |
9.Кто что ест? | Закрепить правильное употребление существительных в винительном падеже, активизировать в речи ребенка глаголы «ест», «грызет», «лакает». | Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
Август | 1.Угадай, на чем играю | Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию. | Барабан, бубен, дудочка и др. |
2.Кораблик | Вырабатывать длительное, направленное, плавное ротового выдоха. Активизировать мышцы губ. | Таз с водой и бумажные кораблики. | |
3.Пирамида любви | Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. | ||
4.Дети кормят курицу и цыплят 5.Дети на прогулке в детском саду | Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. | Сюжетная картинка | |
6.На птичьем дворе | Закреплять произношение звуков по подражанию. | Картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. | |
7.Кто чем питается? | Закрепить правильное употребление существительных в творительном падеже. | Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, кошку, собаку; картинки с изображением морковки, ягоды, молока, косточки или настоящие продукты. | |
8.Один – много | Формировать у детей умение и навык образования множественного числа существительных. | Картинки с изображением одного и нескольких одинаковых предметов одной серии. Это могут быть животные, игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д. | |
9.Во дворе | Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию. | Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста 2-3 лет
Числительное: один, много, ни одного, один, два, три
Вопросы: Где? Куда? Почему? Когда?
Предлоги: на, за, в, из, с, перед, под, около
Тема | Существительное | Прилагательное / наречие | Глагол | Художественная литература |
ОВОЩИ | Морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа, свекла, капуста, редис, горох – овощи (то, что растет на грядке на огороде); магазин; урожай; предметы труда: лопата, грабли, ведро, лейка, корзина. Еда: салат, щи, борщ, суп | цвета (основные) – красный, зеленый, желтый, черный, коричневый; вкус – кислый, сладкий, горький; вкусный; форма – круглая; размер – большой, маленький; твердый. | расти, зреть, хрустит, брать, мыть, чистить, резать, тереть, варить, есть. | Р.н.с. «Репка», А.Прокофьев «Огород» Ю. Тувим «Овощи» (отрывок) Т.Белозерова «Огород», В.Глущенко «Я пойду выкопаю грядку» |
ФРУКТЫ | яблоко, лимон, апельсин, груша, слива, – фрукты, то, что растет на дереве в саду; компот, варенье, сок. | сочный, твердый вкус – кислый, сладкий; цвет – зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый, фиолетовый; форма – круглый, овальный; размер – большой, маленький | расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать. | Считалка «Апельсин», В.Волиной «Осень добрая пришла…» Осень добрая пришла, Нам подарки принесла: Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые осень принесла. |
ИГРУШКИ | Зайка, кукла, мишка, машина, кубики, мяч, юла, матрешка, пирамидка, и др. – игрушки; магазин игрушек | цвет – красный. зеленый, синий, желтый, розовый, коричневый; форма – круглый, квадратный; поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный; размер – большой, маленький; новый, старый, любимый, красивый. | играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать. мыть, качать, убирать, покупать | Стихи А. Барто из цикла «Игрушки», Л.Толстой «Была у Насти кукла», Бокова Т. Стихи про игрушки В.Берестов «Больная кукла» Н.Саконская «Волчок» А.Шибаев «Подружки» |
ЧЕЛОВЕК | человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот. | Правая, левая, выше, ниже, большой, маленький, высокий, низкий | бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать. | Русские народные потешки: «Водичка, водичка, Умой мое личико…», «Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ…», «Ладушки», «Расти коса до пояса…» Е.Благинина «Алёнушка», «Вот какая мама» |
ОДЕЖДА, ОБУВЬ, головные уборы | майка, трусы, носки, колготы, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки, шарф – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс; туфли, кроссовки, сапоги, резиновые сапоги, тапки – обувь; шапка, платок, панамка, кепка. Ткань, нитка, иголка | основные цвета; короткая, длинная, чистая, грязная, красивая, резиновая, меховая, теплая, новая, зимняя, летняя, детская. | шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать, беречь, гладить, покупать. | Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; народная потешка: «Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая…» В. Кудлачева «Подарок» Е.Благинина «Я умею обуваться», «Новая одежка» Н.Павлова «Чьи башмачки» Англ. нар. песенка «Перчатки» |
ДОМ | дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица – много домов; часы, телефон, утюг, телевизор, холодильник (предметы быта); этаж | Основные цвета, большой, маленький, старый новый, красивый, деревянная, низкий, высокий, темный | строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться | Р.н. сказка «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова. «Заюшкина избушка» А. Барто «Строители» С.Маршак «Кошкин дом» К.Чуковский «Мойдодыр» |
ПОСУДА | Чашка, блюдце, стакан, тарелка, ложка, вилка, нож, половник, чайник, кастрюля, сковорода, крышка, таз, щетка, терка. Завтрак, обед, ужин | Большая, маленькая, чайная, столовая, горячий, сладкий, холодный, теплый, чистая, грязная | Варить, налить, пить, есть, ставить, поставить, мыть, готовить | Р.н.с. «Три медведя», К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха» Капутикян С. «Маша обедает» |
МЕБЕЛЬ | мебель, стол, (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф, полка, люлька | мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый, книжная | сидеть, лежать, есть, ставить, стоит, вытирать, качать | Р.н. сказка «Три медведя», А. Барто «Машенька» С.Маршак «Кошкин дом |
ПРОФЕССИИ | Доктор, врач, дворник, повар, шофер, продавец | Добрый, смелый, сильный | Лечит, варит, готовит, метет, продает, и др. | А.Пушкин «Ветер по морю гуляет…» А. Барто «Самолет». «Кораблик» Б. Заходер «Шофер». «Сапожник» Англ. нар. песенка «Кузнец» Немец. нар. песенка «Портной» |
ТРАНСПОРТ | Машина, грузовик, самолет, корабль, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, скорая помощь, пожарная машина, поезд, вагон, рельсы, дорога, кабина, руль, кузов, колесо, мотор, окно, шофер, летчик, капитан | Легковая, грузовая, большая, маленькая, короткий, длинный, высоко, низко, лево, право, вперед, назад, далеко-близко, громко – тихо | Едет, летает, плывет, стоит, гудит, сломалась, чинить | А. Барто «Кораблик», «Грузовик», А. Введенский «Песня машиниста», Т. Волгина «Паровоз», Э. Мошковская «Мчится поезд» |
ВРЕМЕНА ГОДА Осень | Осень, трава, листья, дождь, лужи, туча, небо, птицы, урожай, сезонная одежда, зонт, листопад | Желтые, коричневые, красные, большой -маленький, осенние, холодно, мокрый, сырой | Желтеет, падают, капает, улетают | А.Блок «Зайчик» И.Соколов-Микитов «Осень в лесу» М.Ходякова «Осень» А. Плещеев «Осень наступила» Я.Тайц «Поезд» С.Маршак «Круглый год» |
Зима | зима, мороз, снег, сосульки, снежинка, снежки, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, коньки, снегокат, лопата, дорожка, снегопад. Дед Мороз, Снегурочка, подарки, елка, иголки, фонарики | белый, холодный, снежная (баба), большой – маленький, средний, мягкий – твердый, мокрые – сухие, легкие – тяжелые, теплые, зимний, прозрачная (сосулька), елочные. | идет (снег), выпал, лежит, висит (сосулька под крышей), лепить, кататься, ходить (на лыжах), делать (горку), расчищать, тает, замерзли, нарядили | И.Сурикова «Зима» А. Барто «Снег» З.Александрова «Снежок»; Я.Аким «Первый снег»; В.Бианки «Лесная газета» И.Соколов – Микитов «Зима вьюжная» И.Белоусов «Первый снежок»; О.Высотская «На санках» О.Жук «Снежный дом» Р.н. потешка «Мороз» Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос!... |
Весна | Солнце, дождь, ручеек, лужи, почки, листочки | Голубое, теплое, весеннее, маленький, глубокая | Тает (снег), бегут (ручьи), журчит, распускаются (листья, цветы), зеленеет, плывет | А.Плещеев «Уж тает снег …», «Травка зеленеет»; М.Борисова «Песенка капели» Укр. нар. песенка «Веснянка» |
Лето | Солнце, радуга, река, сачок, качели, песок | Жаркий, теплый, ясный, солнечный | Загорать, плавать, купаться, собирать, качаться, ходить, бежать, прыгать | И.Беляков «Жаркий день», «Малыши-голыши», «», Где вы были»; Т. Золотухина «Мне солнце село на плечо», «Гроза», С.Пшеничный «Дождик лей», С.Маршак «Сенокос»; Н.Калинина «Летом»; В.Берестов «Веселое лето» П.Смирнова «Солнышко» |
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ Кошка | животное, кот, кошка, котенок; знать их части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; знать, что живут в доме; знать, что питаются молоком, рыбой, мясом, покрыты шерстью. Звукоподражания: мяу – мяу, кис – кис, мур – мур. | домашняя, пушистая, мягкая. теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая, усатая, озорные | ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить (мышку), играть, мяукать, пищать, царапает | Л.Толстой «Спала кошка на крыше», С.Маршак «Усатый – полосатый», В. Берестов. «Котенок», В.Стоянов «Кошка», О. Высотская «Холодно», Е. Чарушин «На нашем дворе», р.н. песенки. потешки «Киска, киска, киска брысь!..», «Как у нашего кота…», «Тили – бом!», «Пошел котик на торжок…», «Собака, кот, кошка и курочка» |
Собака | животное, собака, щенок, шерсть; уточнить названия частей тела: голова, морда, уши, тело, лапы, хвост; конура (будка), крыша, стена, миска; знать, что ест: мясо. Звукоподражания: гав – гав. | домашняя, пушистая, мягкая (шерсть), большая, маленькая, добрая, злая, лохматая, умная | ходить, сидеть, бежать, лежать, спать, есть, играть, лаять, охраняет, кусается, рычит, грызет, гладить, кормить. | В. Сутеев «Кто сказал мяу?», А. Барто «Пес»: У крыльца лохматый пес Лег, уткнувши в лапы нос. Е. Чарушин «Собака» Л.Толстой «Слушай меня, мой пес» |
Корова | животное, корова, теленок; знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву; стадо, луг; пастух, загон, молоко. Звукоподражание: ту ру-ру, му – му. | цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко). Рогатая, спокойная | ходить, бегать, лежать, есть, щипать (травку), мычать, бодается, жует, пасти, созывать, играть (в рожок), гнать, давать молоко | В.Берестов «Коровушка», Е. Чарушин «Корова», И.Новиков «Теленочек», К.Ушинский «Коровка»; Потешки: «Раным-рано поутру», «Уж как я ль мою коровушку люблю, Чешская н. потешка «Дай молочка, буренушка…» |
Лошадь | животное, лошадь, конь, жеребенок; знать их части тела: голова, тело, морда, уши, ноги, грива, копыта, шерсть; сено, конюшня. Звукоподражания: но, цок – цок, тпру, иго-го. | домашняя, белая, черная, гладкая, блестящая (шерсть), большая, маленькая, красивая, сильная, умная, быстрая, громка – тихо | ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать; кормить, поить, бежать, возить, машет, цокает, возит, кататься, причесать | Ушинский К. «Лошадка», А. Барто «Лошадка», С.Черный «Жеребенок», Т.Собакин «На коне», В Мирович из цикла «Наши друзья» (для самых маленьких) «Жеребенок», В. Стоянов «Конь»; р.н. потешка «Цок, цок, цок, цок! Я лошадка – серый бок!...» Шведская н. потешка «Едем, едем, на лошадке» |
Коза | Животное, коза, козел, козленок, знать их части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; знать, что ест сено, траву; луг; загон, молоко. Звукоподражание ме-е-е | домашняя, белая, черная, гладкая, рогатая, блестящая, длинная (шерсть), большая, маленькая. | Ходит, скачет, спит, ест, бодается, пьет, дает молоко | Ушинский К. «Две козы», «Козел», «Два козлика».Р.н. потешка «Привяжу я козлика…», литовская н. потешка «Я козочка», К.Ушинский «Два козлика», В.Жуковский «Котик и козлик»,А. Барто «Козленок»; р.н.с. «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). |
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ | Птица, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок зернышки; голова, туловище, крылья, хвост, перья, клюв, глаз, гребешок, бородка, лапки; яйцо. Звукоподражание: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку; га-га-га, кря-кря-кря | домашняя, красный, желтый, серый, белый, разноцветный, круглый, большой - маленький, клюв широкий - узкий, шея длинная - короткая острый, птичий (двор). | ходить, клевать, пищать, крякать, звать, кукарекать, плавать, взлетать, нырять; пить, щипать, грести, шипит, заботится | К.Ушинский «Петушок с семьей», «Гуси», «Уточки», Сказка: «Курочка Ряба», К.Чуковского «Цыпленок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В.Берестов «Курица с цыплятами»; Е. Чарушин «Утка с утятами» Кудашева Р. «Петушок», В. Степанов «Утки», «Гусь», «Куры»; Г. Бойко «Петух»; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Т.Волгиной «Цыплята», Р.н. потешки: «Петушок, петушок, Золотой гребешок», «Гуси, гуси, га-га-га…», «Наши уточки», «Как у наших у ворот» |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Заяц | Животное, заяц, зайчонок, шубка; знать части тела голова, туловище, лапы, хвост, уши; знать, чем питается: морковка, кора; трусишка | дикий, белый, серый, теплая (шубка), длинные (уши), короткий (хвост), мягкий | прыгать, грызть, бояться (лисы), прятаться (за куст), дрожит | А. Барто «Зайка», Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; В. Хорол «Жил - был зайчик»; А.Блок «Зайчик»; Е. Чарушин «Кто как живет в лесу. Заяц»; Потешка «Зайчишка – трусишка по полю бежал…»; Н.Абрамцева «Как у зайчонка зуб болел»; Р.Н.С. «Колобок», «Заюшкина избушка» |
Лиса | животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, хвост; знать, что живет в лесу, в норе, питается мышами. | дикая, оранжевая, пушистая, хитрая; вытянутая(мордочка), острые(уши), пушистый (хвост). | Жить, бегать, питаться, охотиться, ловить (зайцев, мышей). | Р .Н. С. «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Снегурушка и лиса» З.Александровой «Лисята»: Под кустом играют в прятки Шаловливые лисятки, А лиса для малышей Ловит в зарослях мышей. В. Бианки «Лис и мышонок», |
Медведь | животное, медведь, медвежонок; знать части тела: голова, морда, уши, туловище, лапы, хвост; знать, что живет в лесу, любит мед и малину, берлога | дикий, коричневый, косолапый, неуклюжий, толстые (лапы), большой, маленький, плюшевый | ходить, спать, есть, пить, ревет, испугался | Р.Н.С.«Три медведя», «Колобок», «Теремок»; «Маша и медведь» А. Барто «Уронили мишку на пол»; В Бианки «Купание медвежат» |
Волк | Животное, волк, волчонок; знать части тела: голова, туловище, спинка, живот, лапы, уши, хвост, пасть, зубы; знать, что живет в лесу. | дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный. | жить, бегать, есть, охотиться, воет | Р.н.сказки «Козлятки и волк» обр. К. Ушинского, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок». Е. Чарушин «Волчишко» |
Белка | Животное, белка, бельчонок шубка; знать части тела голова, туловище, лапы, хвост, уши, кисточки; знать, чем питается: семена, орешки, что живет в лесу, в дупле на дереве. | Дикий, теплая (шубка), серая, рыжая, пушистый (хвост), острые (зубки) | Прыгает, лазает, скачет, ест, грызет | А. Пушкин (отрывок) «Белка песенки поет…» Е. Чарушин «белка» |
Еж | Животное, еж, ежонок, ежата, знать части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, тело покрыто иголками, знать, что живет в лесу, питается мышами, пьет молоко | Дикий, колючий, пугливый, серый, черный, маленький, круглый | Бегает, прячет (мордочку), защищается | Д.Хармс «Храбрый еж», Б. Заходер. «Ежик»; Л.Толстой «Нашли дети ежа», Е. Чарушин «Ёж», И. Соколов – Микитов «Ёж»; Р.н.п. «Тень – тень, потетень» |
ПТИЦЫ | птица, воробей, ворона, голубь, сова, ласточка; знать их части тела: клюв, перья, крылья, ноги, хвост, голова; корм, насекомые, птенцы, скворечник, гнездышко | дикие, красивые, белые, черные, коричневые, разно цветные, большие, маленькие, высоко – низко, далеко - близко | ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать, каркает, ходит, прыгает, поёт. | А. Барто «Села птичка на окошко», К.Ушинский «Ласточка», А. толстой «У Вари был чиж», В.Стоянов «Ласточка», В.Бианки «Лесная газета» Народная потешка – игра «Воробей»: Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. «Совушка - сова», «Ай ду – ду, ду – ду, ду – ду сидит ворон на дубу », «Вот и люди спят», «травка муравка» |
РАСТЕНИЯ Деревья кусты | Дерево, куст, ствол, ветка, лист, почки, семена, рябина, береза, клен, елка, сирень | Широкий, узкий (лист), высокий, низкий, основные цвета, алый, бардовый, оранжевый | Расти, цвести, опадают (листья), зеленеют | С.Есенин «Белая береза» Р.н.п. «Береза моя, березонька», «Я по лесу по зеленому иду», «Уж ты лес - лесок» |
Цветы | цветок, одуванчик, ромашка, колокольчик, пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле. | желтый, белый, розовый, фиолетовый, зеленый, широкий, узкий (лист) | Расти, цвести, собирать, плести (венок), дарить | З.Александрова «Одуванчик», Е.Серова «Лужайка», М. Познанская «Одуванчик», «Ромашка» А.Толстой «Колокольчики мои» Р.н.п. «Ах вы цветики, цветочки» О.Бедарев «На лугу» |
Насекомые | насекомое, жук, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар, оса, пчела, кузнечик, улитка, муравей; знать их части: крылья, лапки, голова, усы; цветы, пыльца. | большие, маленькие, желтые, черные, красные, зеле ные, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные. | летать, ползать, жужжать, пищать, прыгает, есть, пить. | К.Ушинский «Пчелка на разведке», русская закличка «Божья коровка, полети на небо, принеси нам хлеба!», «Пчелы гудят»; С Маршак «Улитка», Л.Толстой «Муравей и Голубка», М.Моравская «Два жука», Л.Смирнова «Я за бабочкой бегу»; Н. Френкеля «Жук» Жук, Жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи? - Жу,жу,жу,жу, я на дереве сижу…. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
В этой папке представлен перспективный план игр и упражнений по развитию речи...
Развивающие игры и упражнения по развитию речи для детей раннего возраста.
«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности»....
Развитие речи у детей раннего возраста посредством игр и упражнений
дипломная работа...
⦁ Развивающие упражнения и игры по развитию речи для детей раннего возраста.
1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, трениро...
Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста »
Тема по самообразованию.Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста
Перспективный план игр и упражнений по развитию речи у детей раннего возраста...
Перспективный план работы с детьми по развитию речи в группе раннего возраста
Перспективный план по развитию речи с детьми в группе раннего возраста...