Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_igrovoy_deyatelnosti.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение д/с №9 г. Ярцева Смоленской области
Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Воспитатель:
Курилова М.Н.
Ярцево
2019/20 уч.г.
Технология игровой деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Название темы | Цели и задачи | Содержание |
1.Январь | Тема «Зима» Дидактическая игра «Подбери родственные слова» Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку» Дидактическая игра «Украсим елочку» | упражнять в образовании родственных слов. учить согласовывать прилагательные с существительными. учить согласовывать прилагательные с существительными. упражнять детей в употреблении предлогов. | Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик … Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … . Мороз – морозный, морозить, замораживать … . Лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … . Солнце (какое?) - … Лед (какой?) - … Мороз (какой?) - … . Снежный – ком, … Снежная - … Снежные – заносы, … Снежное – поле, … . Нарядная елка стоит … зале. Красивые игрушки висят … елке. Гномики спрятались … елкой. Они выбежали … елки. Подарки для ребят спрятаны … елкой. Дед Мороз достал подарки … елки. Дети водят хоровод …елки. Все подошли … елке. |
Февраль | Тема: «Зимние забавы» Дидактическая игра «Закончи предложение» Дидактическая игра «Почему так назван» Дидактическая игра «Кому что нужно» Дидактическая игра «Скажи по - другому» | закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для того, чтобы. Развивать воображение. упражнять в образовании сложных слов. упражнять в употреблении дательного падежа имен существительных. учить подбирать синонимы к словам. | Материал: сюжетная картинка «Праздник елки», мяч. Мама достала коробку с елочными игрушками для того,чтобы …(нарядить елку, украсить комнату). Мы украсили елку для того, чтобы … Дед Мороз пришел на праздник для того, чтобы … Девочки надели костюмы снежинок для того, чтобы … К нам на праздник приходил Снеговик для того, чтобы … Конькобежец – бегает на коньках Саночник – катается на санках Лыжник – … Хоккеист – … Фигурист - … . Клюшка нужна - хоккеисту Коньки нужны - … Санки нужны - … Лыжи нужны - … Шайба нужна - … . Ехать - … , мчаться - …, нестись - … , гнать - … , тащиться - … , передвигаться - … . |
Март | Тема : «Весна» Дидактическая игра «Назови одним словом» Дидактическая игра «Улетают – не улетают» Дидактическая игра «Назови ласково» Дидактическая игра «У кого – кто» | расширять и активизировать словарный запас. Закреплять навыки словообразования имен существительных. закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание. учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. упражнять в словообразовании. | Цветок, распускающийся сразу после таяния снега. – Подснежник. Место, где стаял снег и открылась земля. - Проталина Теплая погода с таянием снега, льда. – Оттепель. Первый цветок, появившийся ранней весной. – Первоцвет. Падение капель оттаявшего снега.- Капель. Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц. Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз). Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками. Соловей – соловушка Журавль - … Лебедь - … Скворец - … У грача – грачата, у скворца - … . У грача – грачонок, у журавля - … . |
Апрель | Тема: «День Космонавтики» Дидактическая игра «Космическое путешествие» Дидактическая игра «Подбери признак» Тема: «Профессия» Дидактическая игра «Назови профессию» Дидактическая игра «Справочное бюро» | закреплять употребление предлогов на, под для обозначения пространственного расположения предметов, Развивать фразовую речь. расширять словарь детей за счет слов – признаков. Упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. упражнять в образовании существительных с помощью суффикса –щик. закреплять представления детей о прфессиях людей и месте их работы. Упражнять в употреблении предлога в. | Материал: графические схемы предлогов на, под. Серия картинок по теме «Космос». Педагог выставляет на магнитную доску серию картинок и графические схемы предлогов. Предлагает детям отправиться в космическое путешествие и составить предложения, используя картины и схемы. Ракета летит в космос. Луноход стоит на Луне. В космосе много планет. Каких планет? – Больших, красивых, далеких … Космонавт прилетел на станцию. Какую станцию? – Орбитальную, космическую, далекую … В телескоп видно небо. Какое небо? – Звездное, чистое, темное … Кто носит багаж? – Носильщик. Кто сваривает трубы? – Сварщик. Кто вставляет стекла? - … Кто работает на кране? - … Кто кладет камни? - … Кто чинит часы? - … Кто точит ножи? - … Кто кроит платье? - … Где работает клоун? – В цирке. Где работает учитель? – В школе. Где работает повар? - … Где работает продавец? - … Где работает врач? - … Где работает артист? - … Где работает воспитательница? |
Май | Тема «Растения» Дидактическая игра «Образуй слова» Дидактическая игра «Какой, какое?» Дидактическая игра «Узнай по описанию» Дидактическая игра «Родственные слова» Дидактическая игра «Закончи предложение» | расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных. учить образовывать имена прилагательные от имен существительных. учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах. упражнять в образовании относительных прилагательных. формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения. | Материал: мяч. Поле из васильков. – Васильковое поле. Запах луга. – Луговой запах. Масло из розы. – Розовое масло. Семена мака. – Маковые семена. Аромат цветов. – Цветочный аромат. Букет из ландышей. – Ландышевый букет. Материал: мяч. Сад и яблоко - (Яблоневый сад.) Сад и груша- (Грушевый сад.) Груша и варенье- (Грушевое варенье.) Персик и сок- (Персиковый сок.) Гранат и сок - (Гранатовый сок.) Яблоко и пирог - (Яблочный пирог). Яблоко и пюре- (Яблочное пюре). Ананас и желе- (Ананасное желе). Попросить детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон). Лес (какой?) – еловый, сосновый, кедровый … . Шишка (какая?) – еловая … . Иголки (какие?) – еловые … . Материал: текст стихотворения. Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной. И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник. Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов. Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную. Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек. И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник. Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница! Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы, Собирать в свою корзину все съедобные…грибы. А когда собрал их много, то отправился домой, И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной. Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков, А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище! (Т. Кулакова) |
Список литературы:
- Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 159с.
- Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2009. - №7. – С.66-70.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1996.
- 12. Пичугина Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №6. – С.52-54.
- 16. Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С.Ушаковой. – Самара, 1994. – 10с.
- 20. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Открытое занятие на ГМО по речевому развитию на тему: "Перелетные птицы" Задачи: Уточнять и активизировать представления о перелетных птицах; учить отвечать на вопросы полными предложениями...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ТРИЗ, личностно-ориентированной
В конспекте представлены задачи и ход непрерывной образовательной деятельности...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки» с использованием современных образовательных технологий: здо...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ТРИЗ, личностно-ориентированной
Цель: Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами «почему», отчего», «когда», «сколько»,...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Почемучки» с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ТРИЗ, личностно-ориентированной
Цель: Учить детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами «почему», отчего», «когда», «сколько»,...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗИМЕ?»
Цели:Закрепить знания детей о характерных признаках зимы: холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, вьюга, метель, снегопад, лед, гололёд, северное сияние, полярная ночь.Задачи:1. Развивать с...