Арт терапия
творческая работа учащихся по развитию речи (средняя группа)
Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arterapiya.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТЫ ДЕТСТВА №123»
г. САРАТОВ
Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»
ВОСПИТАТЕЛИ:
Румянцева Н.В.
Перевязкина И.А.
аратов 2021 г.
Обоснование проблемы.
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе. Увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии. Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.
Актуальность.
Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.
В проекте представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, театротерапия, изотерапия, сказкотерапия,песочная терапия).
Цель проекта:
• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающих технологий арт-терапии.
Задачи проекта:
1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.
3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
5. Сплочение детского коллектива.
6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.
Участники проекта: воспитатель, муз. руководитель, психолог, дети средней группы, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: октябрь 2020 г. – МАЙ 2021 г.
Используемые методы:
- Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций участвовать в создании новых образов); метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;
- Самостоятельное наблюдение во время прогулок и экскурсий.
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества.
- Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
Наглядный материал:
- *иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;
- *пальчиковый театр, маски, костюмы;
- *настольно-печатные игры;
- *фотографии и изображения празднования народных праздников;
- аудио и видеозаписи народных песен и танцев
- муз. диски со звуками природы;
- наборы для ручного труда.
Предварительная работа:
-составление плана мероприятий;
-подбор необходимых музыкальных произведений, фонограмм совместно с музыкальным руководителем;
- тематическое оформление групповой комнаты (картинки – мотиваторы, уголок эмоций);
- дополнение уголков в групповой комнате (сенсорный уголок, книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, и др.) новыми материалами;
- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;
- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин,)
- изготовление совместно с родителями, педагогами ДОУ костюмов, шапочек- масок в театрализованный уголок
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Предполагаемые результаты:
для детей:
- занятия будут разнообразными по форме организации;
- будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку;
- в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;
- музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;
- цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;
- сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изодеятельности, фольклора, музыки.
для родителей:
- родители будут активно принимать участие в жизни группы, оздоровительных и спортивных мероприятиях;
- Познакомятся с видами арт- терапии, будут активно применять их в воспитании и развитии детей.
Этапы работы по реализации проекта
I этап подготовительный (разработка проекта, октябрь)
Выявление проблемы.
- Выбор темы.
- Составление плана-схемы проекта.
- Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта. (Анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте; диагностика детей на начало проекта.)
- Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала. (Изучение условий реализации проекта;
- ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;
- планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;
- пересмотреть структуру ООД с целью введения в ход ООД арт-терапевтических упражнений и заданий;
- определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)
- составление картотек, папок передвижек и заданий;
- разработка ООД ;
- составить консультации для родителей: «Арт- терапия в помощь родителям», «Чудеса арт- терапии»
- выпуск тематических памяток и папок- передвижек о методах арт-терапии.)
- Использование интернет – ресурсов.
II. Основной этап (практический).
Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми.
Формы и содержание
Социально-коммуникативное развитие
Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве, произведений художественной литературы, народных сказок.
Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.
Театральные, творческие, речевые игры с детьми.
Словесные тренинги. Беседы о здоровье;
Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.
Акция «Добрый поступок»
Художественно-эстетическое развитие
В зимнее время года
Постройки из снега сказочных героев:
«Снеговик», «Снегурочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.
В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.
Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.
Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.
Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».
Тематические выставки «Поделки из природного материала», «Осень в еловом бору», «Подарок для мамы», «Новогодняя игрушка».
Продуктивная деятельность по различным видам арт-терапии.
Рисование: «Рукавичка», «Подарок маме», «Зимняя прогулка» -ладошками.
Аппликация: «Веселый хоровод», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка» -из ваты
Лепка: «Красочное Дымково», «Улитка- малышка», «Девочка и мальчик танцуют».
Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок», «Избушка на курьих ножках» из природного материала.
Познавательное развитие
Создание мини-музея сказочных персонажей в группе.
Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых и выдуманных сказок, их изготовление, характеристика.
Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.
Целевая прогулка в осенний парк.
Исследовательская деятельность. (Игры и опыты с водой, песком, использование соленого теста, «Чемоданчика с запахами», «Книги ощущений»)
Совместная деятельность родителей и педагогов
Работа с родителями
Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;
Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»;
Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».
Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных персонажей в группе» (разные персонажи сказок, сказочные атрибуты).
Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций, инсценировки сказок.
Пополнение книжного уголка.
Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиозаписей с песнями сказочных персонажей, создание видеосалона сказок.
Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» (формировать позитивное настроение)
Буклеты: «От чего зависит здоровье детей», «Техника арт-терапии с детьми 5 лет»
Консультации: «Арт-терапия для дошкольников», «Знакомство с техниками изотерапии»;
Оформление наглядно папки- передвижки «Арт- терапия в оздоровлении дошкольников»
Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов
Продукт проектной деятельности:
для детей:
• сценарий фольклорного празднике «Осенние посиделки»;
• пальчиковый театр «Моя семья», театр масок «Заюшкина избушка»;
• настольный театр «Теремок»;
• маски зверей к русским народным сказкам;
• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии)
*мини музей сказочного героя.
для родителей:
• пакет рекомендации применение арт-терапии: Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников» «Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей: лепка из теста».
• папка передвижка «Музыка лечит»;
• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей» для родителей средней группы
• участие в фольклорном празднике «Осенние посиделки» вместе с детьми;
• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Экскурсия в осенний парк», «Осенние посиделки», конкурс поделок из природного материала;
• изготовление дерева «Счастья».
для педагогов:
• презентация инновационного опыта «Проект «Арт-терапия в оздоровлении детей»;
•мастер-классы: «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования».
III. Заключительный этап (контрольно- оценочный).
1. Презентация проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей» на совете педагогов
2. Подведение итогов реализации проекта.
Аналитический (итоговый) этап.
1. анкета для родителей;
2. диагностика детей на конец проекта;
3. мониторинг для педагогов и родителей;
4. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;
5. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы;
6. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапия - терапия искусством
Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...
Арт-терапи-терапия искусством.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса...
Занятие с элементами тренинга с применением арт-терапии и рецептивно-регулятивной формы музыкальнгой терапии "Спокойствие! Спокойствие! И еще раз спокойствие!"
Данный крнспект разработан для работы с педагогами, с целью информирования о влиянии стресса на человека. Занятие включает в себя не только опросники и мини-тесты, а так же способы борьбы с ним при по...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...