Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Медникова Ксения Андреевна

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Медникова К.А.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся взглянуть на развитие речи детей дошкольного возраста и понять важность театрализованной деятельности в развитии речи, педагогической деятельности, технологических приёмов.

Цель моего мастер – класса обучение участников мастер – класса применению театрализованной деятельности для развития речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить с методами и приемами развития речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

2. Познакомить с видами театра, научить изготавливать театр на дисках

3. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов

4. Вызвать у участников интерес к использованию театрализованной деятельности в работе с детьми.

В результате работы на мастер-классе участники:

• Узнают формы организации театрализованной деятельности в ДОУ.

• Познакомятся с разными видами театра

• Научатся применять полученные знания в практической работе с детьми.

Оборудование :разные виды театров, диски, ножницы, клей, прищепки, картинки смешариков, музыка.

Основные этапы мастер-класса:

1. Вводная часть. Выступление по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

2. Основная часть. Изготовление театра на дисках и мини-постановка «Смешарики на дороге».

3. Заключительная часть. Рефлексия.

4. Подведение итогов.

Ход мастер – класса

Актуальность темы.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Театрализованная деятельность это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

При работе с детьми, я поставила перед собой цельразвитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Для реализации цели я определила ряд задач:

1. Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствамивыразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

3.Совершенствовать эмоциональный мир ребенкаразвивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, показ сценок, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми.).

Для правильной организации театрализованной деятельностиучитываю следующие принципы: 1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми. 5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. 6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

Театрализованное занятие

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

- Посещение детьми театров

Приемы развития речи:1. Чтение художественной литературы.

2. Чистоговорки и скороговорки 3. Беседа 4. Упражнения в употреблении речевых штампов 5. Постановка вопроса 6. Дидактический рассказ с инсценировкой

7. Инсценировка диалога в стихах 8. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр:

Театрализованныеигры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей ; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами»«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров,используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)

Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе (младший дошкольный возраст)основными направлениями являются:

- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», ,«Просьба»«Извинение»«Игра»,

развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте)основными направлениями являются:

развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета

- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

развитие творчества, импровизации и перевоплощения

- совершенствование диалогической речи

Уважаемые педагоги, вы прослушали теоретическую часть моего мастер-класса. А теперь мы приступим к практической части.

Основная часть

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…(Б. М. Теплов)

И сегодня я хочу познакомить вас с многообразием видов театра, которые использую в своей работе с детьми.

Виды театров

театр на дисках вырезной театр

театр би-ба-бо -фланелеграф

теневой театр пальчиковый театр

ложковый театр театр мягкой игрушки

театр в книжке Конусный театр

театр на кухонных лопатках платковый театр Платковый театр

Маски-шапочки

Я считаю, что изготовлением самого простого и доступного театра является изготовление театра на дисках. Есть несколько вариантов театра на дисках : Сделать героев в виде аппликации; нарисовать; вырезать готовую картинку из книжки, журнала ; или найти нужного героя в интернете.

Я предлагаю сделать всех известных героев из мультфильма «Смешарики».

Для этого нам понадобятся диски, клей, ножницы, картинки с героями и прищепки.

Все очень просто: вырезаем, наклеиваем и ставим на прищепках. Вот герои и

готовы,а теперь представление:

Сценарий спектакля по ППД.

Цель: пропаганда знаний Правил дорожного движения среди воспитанников детского сада.Оборудование: изображения знака, театр на дисках «Смешарики.»

Под фонограмму песни из мультфильма “Пластилиновая ворона”

Покажем мы вам сказку.

А может и не сказку.

А может быть и мультик.

Хотите посмотреть?

О правилах движения.

А может поведения

Ребята из дет сада

Пришли вам рассказать.

Историю про девочек,

А может и про мальчиков.

Да, нет же про смешариков.

Что ж приключилось там?

А вы, друзья, послушайте.

А лучше посмотрите.

А мы сейчас расскажем вам.

А может пропоем.

Звучит фонограмма из мультфильма “Смешарики”.

Ведущий: Жили-были Смешарики. Жили они в своём смешариковом лесу. И вот однажды стало им совсем скучно.

Ёж: До чего же скучно, братцы,

Каждый день в лесу слоняться.

Каждый день одно и то же.

Одичаем мы похоже?

Нюша: Где то город. суматоха.

Копатыч: Ну, а мне и здесь не плохо.

Вон,забот невпроворот:

Пчёлы, садик, огород.

Воздух, птички, лес - чудесно

Нюша: Фи! Как всё неинтересно.

Скукотища! Муть лесная!

Всё я в город уезжаю!

Кар Карыч: Это точно! Надо, братцы,

Нам из леса выбираться!

Не надолго, на чуть-чуть

Едем в город отдохнуть.

Ёж: Эй, Смешарики, вперёд!

Город нас к себе зовёт!

Я бегу, встречай, родимый! (Убегает)

Кар Карыч: Не спеши. Необходимо

Знать основы ПДД.

Нюша: Это что за ерунда?

Кар Карыч:Масса правил есть друзья:

Это можно, то нельзя.

Где ходить разрешено,

Ну, а где запрещено.

Город - это не игрушки.

Навострите ваши ушки

И послушайте урок!

Копатыч: Полно, Карыч, мой дружок!

Ты чего пугаешь нас?

Не в лесу же мы сейчас!

(Копатыч кричит из-за кулис)

Ай-я-яй! Какая жуть!

Помогите кто-нибудь!

Кар Карыч: Эй, Копатыч, я бегу!

Чем могу тем помогу (Убегает)

Капатыч: Ах, как больно и обидно!

Кар Карыч: А ещё должно быть стыдно!

Нюша: Мы ж в аварию пополи.

Очень-очень пострадали.

Копатыч: Ноги.

Нюша: Рученьки.

Вместе: Болят!

Кар Карыч: Ну, кто ж вам виноват?

Уж конечно не водители!

Вместе: Мы же.

Кар Карыч: Вы же нарушители!

Нюша: Что мы сделали не так! Кар Карыч.: Вот, друзья, пред нами знак.

Этот знак нам говорит:

Пешеходам путь закрыт!

Вы ж помчались по дороге

И … авария в итоге!

Пострадали вы и люди.

Нюша: Извините!

Копатыч: Мы не будем.

Нюша: Будем. правила учить,

Чтоб в беду не угодить.

Ёж: А я слушаться не буду

Кара Карыча - зануду.

Мне всё это надоело -

Поучает то и дело!

Я на велике помчуся по дороге настоящей,

И расступятся машины,удивляясь: Кто такой!

И душа моя запляшет, и забьётся сердце чаще,

И колючки засияют вмиг от скорости такой!

Нюша: Ёжик, ёжик ты чего?

Бараш: Твой поступок сей ужасен

И для общества - опасен!

Безобразия, друзья!

Так себя вести нельзя!

Ёж: В этом городе все злючки.

Поломали мне колючки.

Покатался. Что ж такого?

Ну, не знал я. Ну, чес слово.

Ну, не буду больше я!

Ну, простите же меня!

Копатыч: Что ж, Кар Карыч, делать нам?

Бараш: Нарушенья тут и там.

Нюша: Город - это не для нас.

Ёж: Пропадём, неровен час!

Кар Карыч: Ну, не так всё безнадёжно.

Всё, друзья, исправить можно.

Вам поможем, так и быть.

Будем правила учить.

(песня на мотив «Черный кот»)

Жил да был светофор на углу,

Подчинялись все люди ему.

Если красный горит, все стоят,-

Это знает любой из ребят.

Припев: говорят, не повезет,

Кто на красный свет

Дорогу перейдет,

А у нас наоборот-

На зеленый только

Сад наш и идёт!

3. Рефлексия. Игра «Настроение» При помощи рук и определённых жестов вы покажете своё отношение к занятию. Поднятая вверх одна рука - занятие понравилось. Поднятые вверх обе руки – занятие заинтересовало и подняло мне настроение. Опущенные вниз руки - ничего не изменилось в моём настроении. Спасибо всем за внимание! Вы настоящие зрители и некоторые из вас способные актёры. До новых встреч!

4. Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста...