"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."
проект по развитию речи (младшая группа)

Егорова Ольга Юрьевна

Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_0.docx792.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 50

Педагогический проект в I младшей группе

"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."Сказка "Теремок".

«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»

народная мудрость.

Воспитатели: Халилова Н.Б., Егорова О.Ю.

г. Калининград

2021

 Педагогический проект в I младшей группе

"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."

 Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой.
  • По времени проведения - краткосрочный (4 недели).

Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Проблема: 

В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.

Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.

Цель:

  • Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
  • Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
  • Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей
  • Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительное отношение к представителям других национальностей.

Задачи: 

  • Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом , с русской народной игрушкой, с народными играми.
  • Воспитывать интерес  и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
  • Развивать познавательную активность  детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.

Продукт проекта: Уголок «Фольклор для самых маленьких» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки). Создание фотоальбома. Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей». ЛЭП-бук.

Формы реализации проекта: просмотр мультфильма "Теремок", чтение русской народной сказки "Теремок", театрализация сказки "Теремок", включение дидактических игр в режимные моменты:«Угадай кто лишний?», «Составь портрет сказочного героя»,  разучивание потешек, беседы, хороводные игры.

Прогнозируемый результат: дети могут назвать сказку, рассматривают иллюстрации к ней, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки,  эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры.

Работа с родителями: 

- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечение родителей к изготовлению  разных видов театра (на палочках, пальчиковый).

-  Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей»

Первый этап - подготовительный.

Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы, разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта, вовлечь родителей в реализацию проекта.

Совместная работа с педагогами ДОУ, родителями и детьми:

-консультация «Роль сказки в воспитании детей»;

-наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям», «Учим стихи вместе с детьми».

-помощь в изготовлении костюмов для открытого занятия «Теремок»

Второй этап - основной

Реализация проекта в основных видах детской деятельности.

Третий этап - заключительный.

Открытый показ сказки «Теремок »

Презентация результатов деятельности по проекту

II. Основной этап реализации проекта:

Перспективный план

Дата

Организованная образовательная деятельность

Совместно-организованная деятельность

Взаимодействие с родителями

1 неделя

1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой» 

2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Медвежонок»

3. Познавательное развитие . (ФЭМП)  «В гости к матрешкам»

4. Речевое развитие. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко»

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Красивый полосатый коврик»

1.Чтение потешки  «Петушок»;

2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке» ;

3. Закличка «Медведь могучий»;

4. Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка косолапый»;

5.Дидактические игры «Чудо-мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто где живет», «Один-много»;

5. Дидактические упражнения: «Назови ласково»;

6. Рассматриваем иллюстраций Е. Рачева, Ю.Васнецова к сказкам;

7. Словесная игра «Ладушки ладошки»;

8. Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», « У медведя во бору», «Матрешки»;

9. Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки»;

10. Драматизация сказки «Три медведя», «Теремок»;

11. Слушание: А. Белоруков (Балалайка-Комаринская);

12. Музыкально-ритмические движения: «Пойду ль, выйду ль я»;

Консультация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»

2 –я неделя

1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). 

«Овощи»

2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Овощи в баночке»

3. Познавательное развитие. (ФЭМП)

«По мотивам русской нородной сказки «Репка»

4. Речевое развитие Заучивание потешки «Овощи»

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Морковка для зайчика»

1. Драматизация сказки «Репка», «Колобок»;

2. Дидактические упражнения: «Один – много»,

 3. Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»;

5. Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», «Кто первый», «Карусели»;

6.Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чего не хватает»;

7. Слушание: «Барыня»;

8. Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»;

9. Беседа «По страницам сказок»;

Папка-раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»;

3 –я неделя  

1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). 

«Знакомство с русским бытом»

2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Поможем Федоре» (украсим горшочек)

3. Познавательное развитие . (ФЭМП)

«Маша в гости к нам пришла»

4. Речевое развитие.  «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки»

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Ложки деревянные»

1. н/п игра «Собери картинку»

2.Подвижные игры: «Наноси воды»; «Кот и мыши», «Волк и гуси»;

3. Шнуровка «Лисичка-сестричка», «Лиса и зайцы»;

4. Разгадывание загадок;

5. Драматизация сказки «Колобок»;

6. Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»;

7. Слушание: русский народный наигрыш «Полянка»;

8. Музыкально-ритмические движения: «На полянке»;

9. Чтение потешки «Кисонька – Мурысенька»;

 Привлечение родителей к изготовлению  театра на палочках.

4 –я неделя

1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). 

 « В гости к бабушке».

2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Украсим платочек».

3. Познавательное развитие. (ФЭМП)

«В гости к трем медведям»

 

4. Речевое развитие.

 «Устное народное творчество»

5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

«Сарафан для матрешки»

1. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»;

2. Шнуровка: «Курочка Ряба»;

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»;

4. Подвижные и хороводные игры: «Каравай», «Лохматый пёс», «Пирог», «Волшебный платок»;

5. Чтение и разучивание потешек и колыбельных;

6. Драматизация сказки «Курочка Ряба»

7. Слушание: «Во саду ли в огороде», «Ой, блины»;

8. Музыкально-ритмические движения: «Березонька».

 Привлечение родителей к изготовлению  пальчикового театра .

                

III. Заключительный этап:

  • Подведение итогов проекта.

- Фото-выставка драматизации сказки.
- Консультации для родителей, папка передвижка
«Роль сказки в воспитании детей»;

-  Создание уголка «Фольклор для самых маленьких»;

- Презентация результатов деятельности по проекту;

 Результат:

Дети поближе познакомились со сказками: «Теремок» русская народная сказка; «Теремок» обработка А. Толстого, «Руковичка» украинская народная сказка ;

В процессе ознакомления со сказками активизирован словарь, обогатилась связная речь (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей);

Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности;

У детей появился интерес к играм, драматизациям;

Обогатился театрализованный опыт детей;

Воспитали в детях доброту, положительные эмоции, чувство взаимопомощи, дружеское отношение друг к другу;

родители участвовали в подготовке масок для сказки «Теремок » , помогли эстетично оформить группу.

Анализ результатов работы по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 1 этап – подготовительный

Был оформлен книжный уголок, где разместили книги с русскими народными сказками, потешками, скороговорками; настольный театр по сказке «Колобок», пазлы и шнуровки по русским народным сказкам. Совместно с родителями оформлен уголок«Фольклор для самых маленьких», где собрали русские народные потешки, колыбельные песни, дразнилки, подвижные игры и т.п.

2 этап – основной

В своей работе мы знакомили детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.

Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем.

Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.

Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, мы старались применять их во всех режимных моментах в работе с детьми (при умывании, расчесывании и т.д.), эмоционально обыгрывали самые простые, обыденные ситуации.

Большое внимание уделили колыбельным песням, они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.

В группе мы  используем такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.

Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Волшебный платок», «У медведя во бору», «Репка», «Солнышко – ведрышко», «Гуси-гуси» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки, делают процесс игры более интересным и содержательным.

В ходе реализации проекта также широко использовалась театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.

- Инсценировка сказки «Теремок»

- Пальчиковый театр «Репка»

- Настольный театр «Заюшкина избушка»

Велась работа и  с родителями. Была созданы Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»; Памятка для родителей  «Роль родителей в возрождении русских традиций»;

В ходе реализации проекта у детей:

  • Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой  позволило повысить познавательную активность  детей, любознательность.  Дети стали различать и называть предметы  народного быта и костюма, героев русских народных сказок,  проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни;  расширился и активизировался словарный запас.
  • У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении уголка «Фольклор для самых маленьких» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).

Приложение №1

Ход досуга:

Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими

иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.

На страничках этой книжки

Спрятались лягушка, зайка, мышка.

В теремке они живут,

Вас ребята в гости ждут.

Дети узнают и называют «Теремок». Молодцы, ребята, правильно. И Вова догадался, и Ксюша узнала мышку и лягушку. А Анечка лисичку увидела и зайчика. А вот, посмотрите, кто это такой неуклюжий, косолапый, любит мёд и сосёт лапу (Мишка) – правильно, Сережа. Хорошо, молодцы.

А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).

Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.

Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?

Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:

Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.

Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?

Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?

Ребёнок: А я лягушка-квакушка.

Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.

Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).

Ребёнок: Тук-тук-тук, кто в теремочке живёт?

Воспитатель помогает детям:

Я мышка-норушка

Я лягушка-квакушка

А ты кто?

А я зайчик-побегайчик!

Воспитатель и дети: Иди к нам жить!

И зайчик прыгнул в теремок.

Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?

Воспитатель повторяет слова за детей:

А ты кто?

Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»

Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Воспитатель обращается к детям:

Скажи Женя и т.д.

А ты кто?

Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.

Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.

А потом забрёл медведь и как начал реветь.

Ребёнок: Кто в теремочке живёт?

Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.

Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.

Молодцы у нас детишки,

Ловко бегали от мышки.

Рассказали сказку нам,

Всё расставив по местам.

Встали вместе в хоровод,

Вот так дружный здесь народ!

Приложение №2

Подвижная игра «Зайчики и волк»

На одной стороне дом зайцев, на другой – овраг волка. Зайцы (дети) выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага, бежит и ловить зайцев.

Воспитатель:

Зайки скачут, скок , скок, скок,

На заснеженный лужок,

Веселятся, пляшут,

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Лапками машут.

(Останавливаются движения руками вперед.)

Посидят, отдохнут,

(Приседают на корточки)

Снова в пляс пойдут.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Ведущий:

Вот спасибо Вам друзья,

Хорошо у Вас в теремке,

Встанем все в круг,

Возьмемся за руки и заведем хоровод:

Малоподвижная игра «Водят звери хоровод»

Стоит в поле теремок, теремок, (идут по кругу)

Он не низок, нет, не низок (наклоны, достаем руками до носочков)

Не высок, не высок, (поднимают руки вверх)

Звери дружно в нем живут, (идут в центр)

К себе в гости нас зовут, (возвращаются в большой круг)

Игра проводиться 2-3 раза.

Хороводные игры:

Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

«Раздувайся пузырь»,«Каравай»,«Заинька»,«Ровным кругом»,«Большая карусель»,«Подарки»,«Солнышко и дождик»

Использованная литература:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с

2.  Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.

3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.

5. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.

6. Хрестоматия для маленьких.

7. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-Синтез,2000.-152с.

8. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая викторина "Обогащение социального мира ребёнка через расширение тематики сюжетно-ролевых игр"

Основной целью педагогической викторины является  активизация и систематизация знаний педагогов в вопросах обогащения социалного мира ребёнка через расширение тематики сюжетно-ролевых игр....

Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов.

Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды деятельности. От качества речи  умение пользоваться ею в игре,  в образовательной деятельности  зависит успешная деят...

Формирование семейных ценностей у дошкольников,обогащение социального опыта через игровую и совместную деятельность с семьями воспитанников.

Социализация ребёнка-дошкольника и усвоение им ценностей общества,в котором ему предстоит жить,через игровую деятельность и приобщение к семейным ценностям....

Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска

Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды...

«Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опыта ребенка через реализацию образовательных проектов» март

laquo;Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опята ребенка через реализацию образовательных проектов» март...

Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"

Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....

Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям

Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на...