"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."
проект по развитию речи (младшая группа)
Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_0.docx | 792.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 50
Педагогический проект в I младшей группе
"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."Сказка "Теремок".
«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»
народная мудрость.
Воспитатели: Халилова Н.Б., Егорова О.Ю.
г. Калининград
2021
Педагогический проект в I младшей группе
"Обогащение социального опыта ребёнка через формирование у детей причастности к культурному богатству своей страны."
Тип проекта:
- По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой.
- По времени проведения - краткосрочный (4 недели).
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.
Проблема:
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малышей. Прекрасно, если родители способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Цель:
- Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.
- Воспитывать уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей
- Воспитывать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и уважительное отношение к представителям других национальностей.
Задачи:
- Познакомить детей с устным народным творчеством, русским народным бытом , с русской народной игрушкой, с народными играми.
- Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству, вызвать желание активно использовать его в повседневной жизни; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.
- Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.
Продукт проекта: Уголок «Фольклор для самых маленьких» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки). Создание фотоальбома. Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей». ЛЭП-бук.
Формы реализации проекта: просмотр мультфильма "Теремок", чтение русской народной сказки "Теремок", театрализация сказки "Теремок", включение дидактических игр в режимные моменты:«Угадай кто лишний?», «Составь портрет сказочного героя», разучивание потешек, беседы, хороводные игры.
Прогнозируемый результат: дети могут назвать сказку, рассматривают иллюстрации к ней, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, считалки, отгадывают загадки, эмоционально отзывчивы, играют в народные подвижные игры.
Работа с родителями:
- Подбор методических рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).
- Папка-раскладка для родителей «Роль сказки в воспитании детей»
Первый этап - подготовительный.
Составление плана реализации проекта, оборудование и оснащение педагогического процесса, создание информационной базы, разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме проекта, вовлечь родителей в реализацию проекта.
Совместная работа с педагогами ДОУ, родителями и детьми:
-консультация «Роль сказки в воспитании детей»;
-наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям», «Учим стихи вместе с детьми».
-помощь в изготовлении костюмов для открытого занятия «Теремок»
Второй этап - основной
Реализация проекта в основных видах детской деятельности.
Третий этап - заключительный.
Открытый показ сказки «Теремок »
Презентация результатов деятельности по проекту
II. Основной этап реализации проекта:
Перспективный план
Дата | Организованная образовательная деятельность | Совместно-организованная деятельность | Взаимодействие с родителями |
1 неделя | 1. Познавательное развитие (ФЦКМ) «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой» 2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка «Медвежонок» 3. Познавательное развитие . (ФЭМП) «В гости к матрешкам» 4. Речевое развитие. Заучивание потешки «Солнышко-ведрышко» 5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Красивый полосатый коврик» | 1.Чтение потешки «Петушок»; 2. Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке» ; 3. Закличка «Медведь могучий»; 4. Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка косолапый»; 5.Дидактические игры «Чудо-мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто где живет», «Один-много»; 5. Дидактические упражнения: «Назови ласково»; 6. Рассматриваем иллюстраций Е. Рачева, Ю.Васнецова к сказкам; 7. Словесная игра «Ладушки ладошки»; 8. Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», « У медведя во бору», «Матрешки»; 9. Слушание перед сном аудио сказок из серии «Нянюшкины сказки»; 10. Драматизация сказки «Три медведя», «Теремок»; 11. Слушание: А. Белоруков (Балалайка-Комаринская); 12. Музыкально-ритмические движения: «Пойду ль, выйду ль я»; | Консультация «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников» |
2 –я неделя | 1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). «Овощи» 2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Овощи в баночке» 3. Познавательное развитие. (ФЭМП) «По мотивам русской нородной сказки «Репка» 4. Речевое развитие Заучивание потешки «Овощи» 5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Морковка для зайчика» | 1. Драматизация сказки «Репка», «Колобок»; 2. Дидактические упражнения: «Один – много», 3. Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»; 5. Подвижные игры: «Репка», «Еду, еду..», «Кто первый», «Карусели»; 6.Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чего не хватает»; 7. Слушание: «Барыня»; 8. Музыкально-ритмические движения: «Танец с ложками»; 9. Беседа «По страницам сказок»; | Папка-раскладушка «Роль сказки в воспитании детей»; |
3 –я неделя | 1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). «Знакомство с русским бытом» 2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка. «Поможем Федоре» (украсим горшочек) 3. Познавательное развитие . (ФЭМП) «Маша в гости к нам пришла» 4. Речевое развитие. «Малые фольклорные формы. Загадки, потешки» 5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Ложки деревянные» | 1. н/п игра «Собери картинку» 2.Подвижные игры: «Наноси воды»; «Кот и мыши», «Волк и гуси»; 3. Шнуровка «Лисичка-сестричка», «Лиса и зайцы»; 4. Разгадывание загадок; 5. Драматизация сказки «Колобок»; 6. Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»; 7. Слушание: русский народный наигрыш «Полянка»; 8. Музыкально-ритмические движения: «На полянке»; 9. Чтение потешки «Кисонька – Мурысенька»; | Привлечение родителей к изготовлению театра на палочках. |
4 –я неделя | 1. Познавательное развитие. (ФЦКМ). « В гости к бабушке». 2.Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. «Украсим платочек». 3. Познавательное развитие. (ФЭМП) «В гости к трем медведям»
4. Речевое развитие. «Устное народное творчество» 5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Сарафан для матрешки» | 1. Разучивание колыбельной «Котик серый, хвостик белый»; 2. Шнуровка: «Курочка Ряба»; 3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»; 4. Подвижные и хороводные игры: «Каравай», «Лохматый пёс», «Пирог», «Волшебный платок»; 5. Чтение и разучивание потешек и колыбельных; 6. Драматизация сказки «Курочка Ряба» 7. Слушание: «Во саду ли в огороде», «Ой, блины»; 8. Музыкально-ритмические движения: «Березонька». | Привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра . |
III. Заключительный этап:
- Подведение итогов проекта.
- Фото-выставка драматизации сказки.
- Консультации для родителей, папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»;
- Создание уголка «Фольклор для самых маленьких»;
- Презентация результатов деятельности по проекту;
Результат:
Дети поближе познакомились со сказками: «Теремок» русская народная сказка; «Теремок» обработка А. Толстого, «Руковичка» украинская народная сказка ;
В процессе ознакомления со сказками активизирован словарь, обогатилась связная речь (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей);
Ознакомление со сказками способствовало развитию продуктивной деятельности;
У детей появился интерес к играм, драматизациям;
Обогатился театрализованный опыт детей;
Воспитали в детях доброту, положительные эмоции, чувство взаимопомощи, дружеское отношение друг к другу;
родители участвовали в подготовке масок для сказки «Теремок » , помогли эстетично оформить группу.
Анализ результатов работы по реализации проекта «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
1 этап – подготовительный
Был оформлен книжный уголок, где разместили книги с русскими народными сказками, потешками, скороговорками; настольный театр по сказке «Колобок», пазлы и шнуровки по русским народным сказкам. Совместно с родителями оформлен уголок«Фольклор для самых маленьких», где собрали русские народные потешки, колыбельные песни, дразнилки, подвижные игры и т.п.
2 этап – основной
В своей работе мы знакомили детей с русскими народными сказками, потешками, загадкам.
Русские народные сказки открывают новую страницу эмоциональной жизни ребёнка. Содержание первых сказок направленно на пробуждение первых проявлений сочувствия, сопереживания, душевному и физическому состоянию героя или другим персонажем.
Дети любят проводить время в книжном уголке, самостоятельно рассматривают иллюстрации, проговаривают выученные потешки.
Для лучшего запоминания этих потешек и прибауток, мы старались применять их во всех режимных моментах в работе с детьми (при умывании, расчесывании и т.д.), эмоционально обыгрывали самые простые, обыденные ситуации.
Большое внимание уделили колыбельным песням, они формируют первый словарный запас ребёнка, образную картину мира, выраженную в слове. Они содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки детям.
В группе мы используем такой прием, как прослушивание аудиозаписи с колыбельными песнями во время тихого часа при подготовке детей ко сну.
Особым интересом у детей пользуются игры русского народа, такие как «Волшебный платок», «У медведя во бору», «Репка», «Солнышко – ведрышко», «Гуси-гуси» и другими, которые развивают ловкость, быстроту движений, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, потешки, делают процесс игры более интересным и содержательным.
В ходе реализации проекта также широко использовалась театрализованная деятельность по мотивам русских народных сказок.
- Инсценировка сказки «Теремок»
- Пальчиковый театр «Репка»
- Настольный театр «Заюшкина избушка»
Велась работа и с родителями. Была созданы Папка передвижка «Роль сказки в воспитании детей»; Памятка для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»;
В ходе реализации проекта у детей:
- Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой позволило повысить познавательную активность детей, любознательность. Дети стали различать и называть предметы народного быта и костюма, героев русских народных сказок, проговаривать потешки и песенки, отгадывать загадки. У детей появился интерес к родной культуре и к народному творчеству, желание активно использовать его в повседневной жизни; расширился и активизировался словарный запас.
- У родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в оформлении уголка «Фольклор для самых маленьких» (потешки, колыбельные песни, загадки, считалки, пальчиковые игры, прибаутки).
Приложение №1
Ход досуга:
Воспитатель: Сегодня, ребятки, мы вместе с вами будем рассказывать и показывать знакомую сказку. Сейчас я покажу вам книгу с яркими
иллюстрациями знакомых персонажей, а вы мне подскажите, как называется эта сказка? – показ.
На страничках этой книжки
Спрятались лягушка, зайка, мышка.
В теремке они живут,
Вас ребята в гости ждут.
Дети узнают и называют «Теремок». Молодцы, ребята, правильно. И Вова догадался, и Ксюша узнала мышку и лягушку. А Анечка лисичку увидела и зайчика. А вот, посмотрите, кто это такой неуклюжий, косолапый, любит мёд и сосёт лапу (Мишка) – правильно, Сережа. Хорошо, молодцы.
А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно надев на головки детей шапочки персонажей).
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.
Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:
Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.
Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?
Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?
Ребёнок: А я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.
Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).
Ребёнок: Тук-тук-тук, кто в теремочке живёт?
Воспитатель помогает детям:
Я мышка-норушка
Я лягушка-квакушка
А ты кто?
А я зайчик-побегайчик!
Воспитатель и дети: Иди к нам жить!
И зайчик прыгнул в теремок.
Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?
Воспитатель повторяет слова за детей:
А ты кто?
Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»
Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Воспитатель обращается к детям:
Скажи Женя и т.д.
А ты кто?
Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.
Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.
А потом забрёл медведь и как начал реветь.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.
Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.
Молодцы у нас детишки,
Ловко бегали от мышки.
Рассказали сказку нам,
Всё расставив по местам.
Встали вместе в хоровод,
Вот так дружный здесь народ!
Приложение №2
Подвижная игра «Зайчики и волк»
На одной стороне дом зайцев, на другой – овраг волка. Зайцы (дети) выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага, бежит и ловить зайцев.
Воспитатель:
Зайки скачут, скок , скок, скок,
На заснеженный лужок,
Веселятся, пляшут,
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
Лапками машут.
(Останавливаются движения руками вперед.)
Посидят, отдохнут,
(Приседают на корточки)
Снова в пляс пойдут.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)
Ведущий:
Вот спасибо Вам друзья,
Хорошо у Вас в теремке,
Встанем все в круг,
Возьмемся за руки и заведем хоровод:
Малоподвижная игра «Водят звери хоровод»
Стоит в поле теремок, теремок, (идут по кругу)
Он не низок, нет, не низок (наклоны, достаем руками до носочков)
Не высок, не высок, (поднимают руки вверх)
Звери дружно в нем живут, (идут в центр)
К себе в гости нас зовут, (возвращаются в большой круг)
Игра проводиться 2-3 раза.
Хороводные игры:
Цель: упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
«Раздувайся пузырь»,«Каравай»,«Заинька»,«Ровным кругом»,«Большая карусель»,«Подарки»,«Солнышко и дождик»
Использованная литература:
1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с
2. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.
3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.
4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.
5. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.
6. Хрестоматия для маленьких.
7. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-Синтез,2000.-152с.
8. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая викторина "Обогащение социального мира ребёнка через расширение тематики сюжетно-ролевых игр"
Основной целью педагогической викторины является активизация и систематизация знаний педагогов в вопросах обогащения социалного мира ребёнка через расширение тематики сюжетно-ролевых игр....
Организация работы по внедрению проектного метода обучения, обогащению социального опыта ребёнка через реализацию игровых проектов.
Речь - как ведущее средство общения сопровождает ребёнка и все виды деятельности. От качества речи умение пользоваться ею в игре, в образовательной деятельности зависит успешная деят...
Формирование семейных ценностей у дошкольников,обогащение социального опыта через игровую и совместную деятельность с семьями воспитанников.
Социализация ребёнка-дошкольника и усвоение им ценностей общества,в котором ему предстоит жить,через игровую деятельность и приобщение к семейным ценностям....
Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска
Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды...
«Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опыта ребенка через реализацию образовательных проектов» март
laquo;Формирование семейных ценностей у дошкольников для обогащения социального опята ребенка через реализацию образовательных проектов» март...
Обобщение опытом. "Обогащение социального опыта ребёнка посредством театрализации"
Данный материал рассказывает о том,как театрализация формирует у детей опыт социальных навыков....
Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на...