Интересные формы работы по речевому развитию дошкольников
презентация по развитию речи

Иванова Анна Юрьевна

Ребёнок познаёт действительность, общаясь, что помогает ему овладевать речью постепенно.

         Взрослый организует материальную и языковую среду ребёнка и  увлекает его в совместную деятельность. Именно взрослый выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу только предстоит овладеть.

        При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, а у детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре и в познании.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интересные формы работы по речевому развитию дошкольников Иванова Анна Юрьевна воспитатель МАДОУ № 22 « Тополёк» г.Бердска март 2021г

Слайд 2

Ребёнок познаёт действительность, общаясь, что помогает ему овладевать речью постепенно. Взрослый организует материальную и языковую среду ребёнка и увлекает его в совместную деятельность. Именно взрослый выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу только предстоит овладеть. При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, а у детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре и в познании.

Слайд 3

ФОРМА – это способ организации обучения, который осуществляется в определённом порядке и режиме.

Слайд 4

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащённости дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога.

Слайд 5

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО включает : овладение речью как средством общения и культуры (надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим); обогащение активного словаря (происходит за счёт основного словарного фонда дошкольника и зависит от педагогического словаря и словаря родителей); развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложении); развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литератур.ы Основная цель речевого развития — это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Слайд 6

Формы работы Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении остается непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД в соответствии "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Непосредственно образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми, в том числе и по развитию речи.

Слайд 7

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Воспитателю следует помнить о том, что нужно сделать занятие (НОД) по развитию речи с детьми интересным, но не развлекательным , эффективным, а не эффектным , обучать, играя, а не просто играть – вот задачи, которые необходимо решать воспитателю в работе с детьми в детском саду.

Слайд 8

Ведущей формой работы по развитию речи детей является игровая образовательная ситуация . Для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др. Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Слайд 9

Форма речевого развития дошкольников - игра Побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности: -игры с готовыми текстами : подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.; дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); -дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик : «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», -игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».

Слайд 10

Формы работы для речевого развития дошкольников литературно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги-самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок , интерактивные речевые стенды, календарь событий, другое

Слайд 11

Современные формы работы с детьми Обновление содержания образования требует от педагогов применения новых современных форм работы с детьми по речевому развитию: - интегрированная образовательная деятельность; - проектная деятельность (исследовательские, творческие проекты; ролево -игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) - проблемные ситуации; - игровые обучающие ситуации; - эвристические беседы; - коллекционирование; - творческая деятельность.

Слайд 12

Формой речевого развития дошкольников могут быть не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные: 1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей. 2. Игры: Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно - ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи. 3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность. 4. Пение и стихотворение-рифмование . 5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм. 6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать). 7. Труд: трудовые и речевые действия. 8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

Слайд 13

Технологии развития речи дошкольников: Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор. Игры и творческие задания для развития выразительности речи. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Слайд 14

Технология развития речи и мышления посредством мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составления рассказов, при пересказе художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Слайд 15

Информационно - коммуникативные технологии 1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач), 2. Логоритмика (речевые упражнения с движениями), 3. Сочинительство, 4. Сказкотерапия (сочинение детьми сказок), 5. Экспериментирование, 6. Пальчиковая гимнастика, 7. Артикуляционная гимнастика.

Слайд 16

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ с использованием нетрадиционных приёмов: «Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к игре: круг, разделённый на две части- живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\ «Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\ «Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\ «Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\ «Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\ «Назови предмет по действию».\ ручка-писалка , пчела-жужжалка , занавеска-затемнялка и т.д.\ « Антидействие »\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\ «Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной , жёлудь-дубом , семечка-подсолнухом и т.д.\ « Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком , стол-деревом и т.д.\ «Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь , педаль, багажник, звонок и т.д.\ «Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\ «Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\ «Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\ «Что умеет делать?»\ ножницы -резать, свитер- греть и т.д.\ «Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\

Слайд 17

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников

консультация по речевому развитию старших дошкольников...

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...

Статья "Тематические буклеты, как форма работы над речевым развитием дошкольников"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста...

доклада: «Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников»

Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста ре...

«Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

        В педагогической практике все методы и приемы речевого развития используются комплексно в зависимости от задач, содержания ООД, подготовленности детей, их возрастных...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного во...