"Речь на кончиках пальцев"
консультация по развитию речи
стихи с описанием для проведения пальчиковой гимнастики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech-nakonchikaxpal-cev.doc | 632.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речь на кончиках пальцев»
Роль развития мелкой моторики рук очень велика, т.к. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Так же пальчиковые игры становятся одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого ребенку для его эмоционального развития.
Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.
Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.
Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.
Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки)
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.
Так же Вашему вниманию предлагаются игры с пальчиками, подобранные в соответствии с определённой лексической темой, изучаемой с детьми в детском саду.
«Овощи»
У девочки Зиночки | Дети делают ладошки «корзиночкой» |
Овощи в корзиночке; |
|
Вот пузатый кабачок | Сгибают пальчики, начиная с большого. |
Положила на бочок, |
|
Наша Зина – молодец! | Показывают большой палец. |
«Фрукты»
Этот пальчик - апельсин, | Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. |
Он, конечно, не один, |
|
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя. |
«Грибы»
Я корзину в лес беру, | Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой» |
Там грибы я соберу. | Разводят ладошки в стороны и снова соединяют. |
Удивляется мой друг: | Показывают удивление, поднимая плечи вверх. |
«Сколько здесь грибов | Разводят руки в стороны. |
Подосиновик, маслёнок, | Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки. |
Подберёзовик, опёнок, |
|
Боровик, лисичка, груздь – |
|
А мухомор не понесу, | Большой палец левой руки оставляют, грозят им. |
Пусть останется в лесу! |
|
«Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле; | Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы обеих рук (на каждую примету). |
Перелётные птицы на юг улетели; |
|
Голы деревья, пустынны поля, |
|
Река покрывается льдом в ноябре – | Руки сжимают в замок. |
Поздняя осень стоит на дворе. | Разводят руками перед собой. |
«Домашние птицы»
Есть у курицы цыплёнок, | Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца. |
У гусыни есть гусёнок, |
|
У индюшки – индюшонок, |
|
У каждой мамы малыши | Показывают пальчики, играя ими. |
Все красивы, хороши! |
|
«Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок, | Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Это лисёнок, это волчонок, |
|
А это спешит, ковыляет спросонок | Вращают большим пальцем. |
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. |
|
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами, | Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших |
Овечка довольна своими |
|
А я довольна своими ребятами! | Показывают на себя и разводят ладони в стороны. |
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? | Разводят ладони в стороны, указывают на себя. |
В снежки играть, на лыжах бегать, | Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах. |
На коньках по льду кататься, | Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой. |
Вниз с горы на санках мчаться. | Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой. |
«Новогодние игрушки»
Праздник приближается, | Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опускают вниз, разводят в стороны. |
Ёлка наряжается |
|
Мы развешали игрушки: | Указывают ладонями на себя и разводят их в стороны. |
Бусы, шарики, хлопушки. | Показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши. |
А здесь фонарики висят, | Крутят ладошками в воздухе – «фонарики». |
Блеском радуют ребят. |
|
«Кто спит зимой»
Медведь в берлоге крепко спит, | Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Всю зиму до весны сопит. |
|
Только заиньке не спится – | Показывают большой палец, вращая им. |
Убегает от лисицы. |
|
Мелькает он среди кустов, | Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот. |
Напетлял и был таков! |
|
«Наша армия»
Аты - баты, аты - баты! | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки. |
На парад идут солдаты! |
|
Вот идут танкисты, |
|
«Наши мамы»
Много мам на белом свете, | Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи. |
Всех их очень любят дети! |
|
Журналист и инженер, | Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке. |
Повар, милиционер, |
|
Швея, кондуктор и учитель, |
|
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек» |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх. |
«Игрушки»
У Антошки есть игрушки: | Поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого. |
Вот весёлая игрушка. |
|
Вот железная машина. |
|
«Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! | Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок. |
Молоток бери, мой друг! |
|
Мы построим новый дом, | Ставят рядом ладошки «стены» |
Есть окошко в доме том. | Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей». |
Есть ещё одно повыше, |
|
Есть труба вверху на крыше. | Мизинец отставляют в сторону – труба. |
Дом готов, зовём гостей: | Показывают оба указательных пальца |
«Проходите поскорей!» | Делают приглашающий жест рукой. |
«Мебель»
Мебель я начну считать: | Показывают ладошки обеих рук. |
Кресло, стол, диван, кровать, | Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки. |
Полка, тумбочка, буфет, |
|
Шкаф, комод и табурет. |
|
Много мебели назвали, | Разжимают кулачки и показывают ладошки. |
Десять пальчиков зажали! | Сжимают кулачки и поднимают их вверх. |
«Транспорт»
Будем пальчики сгибать – | Показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами. |
Будем транспорт называть: |
|
Автомобиль и вертолёт, | Сгибают пальчики, начиная с мизинца |
Трамвай, метро и самолёт. |
|
Пять пальцев мы в кулак зажали, | Поднимают сжатые кулачки вверх. |
Пять видов транспорта назвали. | Разжимают ладошки обеих рук. |
«Круглый год»
Круглый год, круглый год! | Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем. |
За зимой весна идёт, | Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года). |
А за весною следом |
|
Торопится к нам лето. |
|
И у кого не спросим – |
|
Идёт за летом осень. |
|
И за осенью сама |
|
Вновь идёт, спешит зима. | Повторяют другой рукой. |
«Перелетные птицы»
Тили-тили, тили-тили – | Скрещивают большие пальцы, машут ладошками. |
С юга птицы прилетели! |
|
Прилетел к нам скворушка – | Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. |
Серенькое пёрышко. |
|
Жаворонок, соловей |
|
Все вернулись, прилетели, | Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками. |
Песни звонкие запели! | Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют» |
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем – | Сжимают и разжимают пальцы. |
Насекомых называем. |
|
Бабочка, кузнечик, муха, | Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого. |
Это жук с зелёным брюхом. |
|
Это кто же тут звенит? | Вращают мизинцем. |
Ой, сюда комар летит! |
|
Прячьтесь! | Прячут руки за спину. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...
Развитие речи на кончиках пальцев
Консультация для родителей...
Речь на кончиках пальцев.
Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»
Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет...
Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...
Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...