"Речь на кончиках пальцев"
консультация по развитию речи

Крылова Ирина Владимировна

стихи с описанием для проведения пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech-nakonchikaxpal-cev.doc632.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Речь на кончиках пальцев»

 Роль развития мелкой моторики рук очень велика, т.к. уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Так же пальчиковые игры становятся одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого ребенку для его эмоционального развития.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки)

Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше.

 Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.

Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.

Так же Вашему вниманию предлагаются игры с пальчиками, подобранные в соответствии с определённой лексической темой, изучаемой с детьми в детском саду.

«Овощи»

У девочки Зиночки

Дети делают ладошки «корзиночкой»

Овощи в корзиночке;

 

Вот пузатый кабачок

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.

 

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

«Фрукты»

Этот пальчик - апельсин,

Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с          большого.

Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,

 

Фрукт для вас и для нас.

Показывают ладошками вокруг и на себя.

                                             

«Грибы»

Я корзину в лес беру,

Указывают на себя, делают ладошки «корзинкой»

Там грибы я соберу.

Разводят ладошки в стороны и снова соединяют.

Удивляется мой друг:

Показывают удивление, поднимая плечи вверх.

«Сколько здесь грибов
вокруг!»

Разводят руки в стороны.

Подосиновик, маслёнок,

Поочерёдно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.

Подберёзовик, опёнок,

 

Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.

 

А мухомор не понесу,

Большой палец левой руки оставляют, грозят им.

Пусть останется в лесу!

 

«Поздняя осень»


Солнышко греет уже еле-еле;

  Поочерёдно соединяют, начиная с больших пальцы   обеих рук (на каждую примету).

Перелётные птицы на юг улетели;

 

Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.

 

Река покрывается льдом в ноябре –

Руки сжимают в замок.

Поздняя осень стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

«Домашние птицы»

        

Есть у курицы цыплёнок,

Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

 

У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,

 

У каждой мамы малыши

Показывают пальчики, играя ими.

Все красивы, хороши!

 

«Дикие животные»

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Это лисёнок, это волчонок,

 

А это спешит, ковыляет спросонок

Вращают большим пальцем.

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

 

«Домашние животные»

Довольна корова своими телятами,

Показывают поочерёдно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших

Овечка довольна своими
ягнятами,
Кошка довольна своими
котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими
козлятами,

 

А я довольна своими ребятами!

Показывают на себя и разводят ладони в стороны.

«Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать?

Разводят ладони в стороны, указывают на себя.

В снежки играть, на лыжах бегать,

Сжимая и разжимая ладошки, имитируют бросание снежков вперёд; сжимают кулачки обеих рук, как будто взяли лыжные палки в руки и имитируют езду на лыжах.

На коньках по льду кататься,

Ладонями с плотно прижатыми пальцами выполняют поочередные движения вперёд-назад то правой, то левой рукой.

Вниз с горы на санках мчаться.

Волнообразные движения ладонями вверх-вниз перед собой.

«Новогодние игрушки»

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Поднимают руки вверх «к макушке ёлки» и, опускают вниз, разводят в стороны.

Ёлка наряжается

 

Мы развешали игрушки:

Указывают ладонями на себя и разводят их в стороны.

Бусы, шарики, хлопушки.

Показывают ладонями бусы на груди, очерчивают ладонями форму шара перед собой, хлопают в ладоши.

А здесь фонарики висят,

Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».

Блеском радуют ребят.

 

«Кто спит зимой»

Медведь в берлоге крепко спит,

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ёжик и барсук.

 

Только заиньке не спится –

Показывают большой палец, вращая им.

Убегает от лисицы.

 

Мелькает он среди кустов,

Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой руки и наоборот.

Напетлял и был таков!

 

«Наша армия»

        

Аты - баты, аты - баты!

Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

На парад идут солдаты!

 

Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

 

«Наши мамы»

        

Много мам на белом свете,

Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Всех их очень любят дети!

 

Журналист и инженер,

Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.

Повар, милиционер,

 

Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –

 

Мамы разные нужны,

Сжимают обе ладошки в «замочек»

Мамы разные важны!

Разводят руки, поднимают ладошками вверх.

«Игрушки»

У Антошки есть игрушки:

Поочерёдно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

Вот весёлая игрушка.

 

Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.

 

«Новый дом»

        

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.

Молоток бери, мой друг!

 

Мы построим новый дом,

Ставят рядом ладошки «стены»

Есть окошко в доме том.

Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей».

Есть ещё одно повыше,

 

Есть труба вверху на крыше.

Мизинец отставляют в сторону – труба.

Дом готов, зовём гостей:

Показывают оба указательных пальца

«Проходите поскорей!»

Делают приглашающий жест рукой.

«Мебель»

        

Мебель я начну считать:

Показывают ладошки обеих рук.

Кресло, стол, диван, кровать,

Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

 

Шкаф, комод и табурет.

 

Много мебели назвали,

Разжимают кулачки и показывают ладошки.

Десять пальчиков зажали!

Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

«Транспорт»

        

Будем пальчики сгибать –

Показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами.

Будем транспорт называть:

 

Автомобиль и вертолёт,

Сгибают пальчики, начиная с мизинца

Трамвай, метро и самолёт.

 

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Поднимают сжатые кулачки вверх.

Пять видов транспорта назвали.

Разжимают ладошки обеих рук.

«Круглый год»

        

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают большим пальцем.

За зимой весна идёт,

Поочерёдно соединяют большой палец с остальными (на каждое время года).

А за весною следом

 

Торопится к нам лето.

 

И у кого не спросим –

 

Идёт за летом осень.

 

И за осенью сама

 

Вновь идёт, спешит зима.

Повторяют другой рукой.

«Перелетные птицы»

        

Тили-тили, тили-тили –

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

С юга птицы прилетели!

 

Прилетел к нам скворушка –

Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Серенькое пёрышко.

 

Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –

 

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв - «птицы поют»

«Насекомые»

        

        

Дружно пальчики считаем –

Сжимают и разжимают пальцы.

Насекомых называем.

 

Бабочка, кузнечик, муха,

Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

 

Это кто же тут звенит?

Вращают мизинцем.

Ой, сюда комар летит!

 

Прячьтесь!

Прячут руки за спину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Развитие речи на кончиках пальцев

Консультация для родителей...

Речь на кончиках пальцев.

Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...