картотека пальчиковых игр для группы раннего возраста 2-3 года
картотека по развитию речи (младшая группа)

Ильина Марина Викторовна

Здравствуйте, коллеги и родители малышей. Предлагаем вам Картотеку пальчиковых игр для возраста 2-3 года на разные темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

 пальчиковых игр в детском саду

для воспитанников младшей группы

                                                                         

 Подготовила: воспитатель Ильина М.В.    

Пальчиковые игры для малышей.

Пальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируйте собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнения необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своем репертуаре и возвращается к ним по желанию малыша.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причине отказа, если возможно, ликвидируйте ее (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Придерживаясь этих простых рекомендаций, вы со своим ребенком отправитесь в веселое, увлекательное и полезное путешествие в мир пальчиковых игр, которое поможет развить ловкость и точность рук. А результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Здравствуй, детский сад!

– Тук-тук – Тук-тук-тук

– Да-да-да!

– Можно к вам?

– Рад всегда!

Три раза ударить кулаками друг о друга

Три раза хлопнуть в ладоши

Ещё три удара кулаками

Разводим руки в стороны

Вместе дружно мы живём

Эти пальчики щипают,


Эти пальчики гуляют,  


Эти — любят поболтать, 

Эти — тихо подремать, 

А большой с мизинцем - братцем могут чисто умываться.

Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки

 Указательный и средний «идут» по другой руке

Средний и безымянный трутся друг об друга
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.

 Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)

Наша группа

В нашей группе все друзья.

Самый младший — это я.

Это Маша, Это Саша,
Это Юра,
Это Даша….

Ритмично стучат кулачками по столу,
Разжимают пальчики поочередно  начиная с мизинца

Наши игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

Поочередно сгибаем пальчики в кулак, начиная с большого

Осенние изменения

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Плавные, волнообразные движения ладонями)

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Овощи

Осень в гости к нам идет,

Урожай с собой несет:

Капусту круглую,

Картошку смуглую,

Морковку сладкую,

Свеколку гладкую.

Попеременно: хлопки, удары кулачками

Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста)

Сжать обе руки в кулаки (картофель)

Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз (морковь)

Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла)

Фрукты

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и сахарный песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ

Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней

Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих ручках

Опять «варить» и «размешивать»

Грибы

Красный-красный мухомор-

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвём! 

И в корзинку не берём! 

Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.

Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».

Погрозили пальчиком.

Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.

Человек: части тела

Это глазки. Вот и вот,

Это ушки. Вот и вот,

Это нос, а это рот.

Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп,

Это ножки. Топ и топ.

Ох, устали, вытрем лоб.

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом

Одежда, обувь

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю

Я в нее не попадаю.                                

Сосчитайте-ка, ребятки,            

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:        

«Раз, два, три, четыре, пять».

(Дети поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатку)

Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

(Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.
Как у нашей свинки 
На ногах ботинки. 
Как у пса на лапках 
Голубые тапки. 
А козленок маленький 
Надевает валенки. 
А сыночек Вовка — 
Новые кроссовки. 
Вот так. Вот так. 

Новые кроссовки. 

Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
(
на обеих руках на каждое название обуви

шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук

Мебель. Бытовые приборы

Мебель я начну считать: 

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвали, 

Десять пальчиков зажали

(показать ладошки обеих рук.)

(поочередно загибать пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

(разжать кулачки и показать ладони.)

(сжать кулачки и поднять их вверх)

Посуда

Посуду моет наш Антошка.

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

Потирают ладошки друг о друга

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Выполняют имитирующее движение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста

Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста. Пальчиковые игры для детей— это не только стимул для развития речи и мелкой моторики рук, но и один из вариантов радостного общения с бл...

Картотека пальчиковых игр (Вторая группа раннего возраста)

Картотека пальчиковых игр во второй группе раннего возраста. 100 игр на каждый день....

Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста

Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста...

Картотека пальчиковых игр для группы раннего возраста на тему "Зима и Новый год"

Картотека пальчиковых игр  «Зима. Новый год.»  "Снежок".Раз, два, три, четыре,           (Загибают пальчики).Мы с...

Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста

Картотека пальчиковых игр в группе раннего возраста...

картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста от 1 года до 2 лет

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необх...