Развитие речевого интереса у дошкольников
статья по развитию речи

Кудряшева Наталья Аркадьевна

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Это умение — речь. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Воспитание правильной и чистой речи ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого интереса у дошкольников

«Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.»

Виктор Мари Гюго

Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Это умение — речь. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Воспитание правильной и чистой речи ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются неоспоримыми авторитетами для ребёнка. Дети смотрят глазами взрослых на все предметы и явления окружающей их жизни. Дети перенимают взгляды взрослых, их оценки той или иной ситуации и конечно же подражают речи взрослых. Общаясь со взрослым, даже самый малый ребёнок придерживается определённых норм высказывании, общепринятых фраз и речевых оборотов.

Речь взрослого должна быть грамматически правильной, чёткой и красивой это поможет ребёнку в полноценном формировании его речи, а в дальнейшем и в успешном обучении в школе.

      Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Чем раньше мы научим ребенка говорить правильно и красиво, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Развитие речи и речевое общение дошкольников осуществляется во всех видах деятельности, как на речевых занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Для детей раннего дошкольного возраста характерна неспособность к длительному волевому усилию, у них неустойчивое внимание, так же повышенная эмоциональность. В связи с этим каждое занятие, игра или режимные моменты должны проходить для ребёнка в привлекательной для него форме, эмоционально окрашены.

Для обогащения и активизации словарного запаса педагоги проводят речевые игры и упражнения. Работа над обогащением словарного запаса ведется одновременно с совершенствованием звукопроизношения и формированием грамматического строя речи. Большое внимание уделяется пальчиковым играм, упражнениям и играм для развития мелкой моторики, хороводным играм, играм малой подвижности, театрализованным играм. Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к потешкам, сказкам, загадкам, песням, которые легко воспринимаются детьми на слух, легко запоминаются и в последствии дети переносят их в повседневную игру. Те дети, которые умеют разговаривать и это им нравится, у кого большой интерес к языку, начинают придумывать собственные песенки и стишки. Также дети проявляют большой интерес к сказкам. Именно сказка помогает строить правильный диалог с собеседником, развивает логическую связную речь и делает речь красивой и эмоциональной.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

    В ходе общения с родными, близкими и педагогами, в процессе игровой деятельности в речи дошкольников появляются простые распространённые и сложные предложения. В беседе с детьми необходимо задавать вопросы так, чтобы отвечая ребёнок вынужден был бы использовать предложения различной структуры. Если у ребенка хорошо развита речь, он способен внимательно слушать и четко произносить слова, то он не будет бояться выражать свои мысли и будет с удовольствием общаться со сверстниками и взрослыми.

Создавая благоприятные условия для нормального речевого развития ребёнка в дошкольный период, мы закладываем прочную основу для всего последующего процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речевого интереса у дошкольников».

laquo;Первоначальная функция речи коммуникабельная.Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средства высказывания и понимания».Л.С. Выгодский....

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»

laquo;И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасем —Навеки!»А. Ахматова «Мужество»  ...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Речь детей - очень изумительная, забавная, изобретательная вещь! Как же часто нам приходится слышать от детей много разнообразных детских высказываний, выдуманных детьми слов и смешных фраз, и бывает ...

Эссе "Развитие речевого интереса у дошкольников"

Значение речевого развития для гармоничного развития ребенка дошкольного возраста...

Развитие речевого интереса у дошкольников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.Установка на развитие &md...

«Развитие речевого интереса у дошкольников»

Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные тру...