Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Ход занятия:
- Организационный момент
Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей группе светло и весело! А весело от ваших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и уютно.
Воспитатель: Дети, сегодня мы проведем необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. А отправимся мы с помощью фантазии.
- А что такое фантазия? (ответы детей)
Дети: Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, выдумываем то, чего на самом деле нет.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
-А еще в путешествие нам нужен хорошо подготовленный язычок и сейчас с вами проведем гимнастику язычка:
Язычок вышел погулять. Посмотрел налево, посмотрел направо, посмотрел на небо, посмотрел вниз. Решил язычок прогуляться вдоль забора.
Воспитатель: Я предлагаю вам закрыть глаза и представить себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
(1 слайд+включается сказочная музыка)
II Основная часть
Воспитатель: Дети, открываем глаза. Вот мы и прибыли в сказочную страну. Посмотрите, на воздушном шарике прикреплено письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте наши юные друзья! Я, Фея сказочной страны Красивой речи, обращаюсь к вам за помощью. Злой волшебник заколдовал жителей страны Красивой речи, и теперь они не знают, что такое радость и смех»
Воспитатель: Дети, поможем Фее расколдовать жителей сказочной страны?
(ответ детей)
Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались…… это (солнце)
(на доске висит солнышко без лучиков)
-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков)
-Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и лучики.
А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты).
Чтобы найти и расколдовать лучики нужно выполнить задания.
-Поможем солнышку?(ответы детей)
Ребята для того чтобы расколдовать наш лучик, нужно выполнить 1 задание.
Сейчас мы поиграем с вами в игру, а называется она «Назови ласково»
Дети сидят на стульчиках, передавая ребенку мяч, называет слова, а он должен назвать ласково:
- бык – бычок;
- жук – жучок;
-. обезьяна – обезьянка;
- бегемот – бегемотик;
- собака – собачка;
- кабан – кабанчик;
- барсук – барсучок и т.д.
А вот и первый расколдованный лучик и он отправляется к солнышку.
Теперь нужно выполнить 2 задание чтобы расколдовать наш следующий лучик. Поиграем с вами еще в одну Игру называется она «Скажи наоборот»
- Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово, противоположное
по значению, например:
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … («близко»)
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … («низко»)
Скажу я слово «уронил» —
А ты ответишь… («поднял»)
Скажу я слово «потерял» —
А ты ответишь …(«нашёл»)
А что скажешь ты на слово «ложь» —
Скажу я … («правда»)
И вдруг скажу я слово «друг» —
А ты ответишь…(«враг»)
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … («храбрец»)
Теперь «начало» я скажу,
Ответьте все … («конец»).
-Молодцы, ребята! Вот и второй расколдованный лучик отправляется к нашему солнышку!- прикрепляем лучик.
А теперь нужно выполнить 3 задание
«Назови признаки»
Ребята, в стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Вот посмотрите:
- матрешка. Она сделана из дерева, значит она какая? деревянная;
- ваза из чего? из стекла, значит она какая? – стеклянная;
- ложка из чего? Из железа, значит она какая? – железная;
- самолётик сделан из чего? из бумаги , значит какой он?– бумажный;
- сумка из чего? из кожи , значит она какая?– кожаная.
Молодцы ребята, вы помогли расколдовать третий лучик и он отправляется к солнышку!(прикрепляем)
4 задание
А сейчас, мы поиграем с вами, в игру «Где спрятался звук». Но какой звук вы отгадаете в загадке:
Это кто жужжит сердито,
Жу-жу-жу да жу-жу-жу,
И летит к цветку с нектаром,
Всех, пугая на ходу! (жук) Какой первый звук? -звук Ж, а в слове ложка(в начале, в середине или в конце?),
а в слове еж (Где спрятался звук Ж( вначале, середине или в конце).
А теперь послушайте загадку и отгадайте еще один звук.
Са-са-са, не дает нам спать …(оса) какой, ребята, звук спрятался в середине? –звук С
В слове Слон? Где спрятался звук С (вначале, середине или в конце слова?
А в слове Ананас? Где спрятался звук С (в конце слова)
-Молодцы!
А вот и еще один расколдованный лучик, и он тоже отправляется к солнышку!
5 задание Ребята, наш лучик потерялся в сказке. какой сказке?( Заюшкина избушка). Лучик не может разобраться в сказке. Нужно ему помочь .Поможем лучику? Дети, нужно рассказать сказку и расположить картинки в хронологическом порядке.
Молодцы! Расколдовали еще один лучик и он тоже отправляется к солнышку!
6. задание
А следующему нашему лучику нужно разделить слова на слоги. Поможем ему? «Сколько слогов в слове?»
- Ребята, кого вы видите на экране? (ответы детей)
-Корова, давайте прохлопаем и хлопками разделим слово на слоги.
Сколько слогов в слове Корова? - 3
(Воспитатель показывает детям картинки с животными корова, лиса, волк, белка, воробей)
Все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги). Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
-Молодцы ребята, и еще один лучик отправляется к солнышку!
А сейчас мы с вами немножко отдохнем!
Физкультминутка.
В стране Красивой речи любят играть, как и мы с вами.
Давайте, ребята, поиграем
Руки тянем в потолок, (потягивание, руки вверх)
Будто к солнышку цветок.
Мы попрыгаем немножко, (прыжки на месте)
И пройдемся по дорожке (ходьба на месте)
За столы садимся дружно-
Нам теперь учиться нужно!
А теперь берем стульчики и проходим за столы.
Воспитатель: Дети, чтобы мы и жители страны Красивой речи всегда улыбались и нам светило яркое солнце, я предлагаю вам в технике « пластилинография» придумать свои солнышки наполнить радостью, светом и теплом всю группу.
Прежде чем начать работать разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Солнышко»:
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки,
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
Покатаем, поваляем
И назад тебе вернем.
Шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу.
Быстро сжимают и разжимают кулачки.
Выполняют хватательные движения щепотью.
Круговыми движениями трут ладонь о ладонь.
Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы.
-Молодцы!
- Дети, вспомним правило рабочего человека!
-На нашем рабочем столе должен быть порядок.
Со стеками работаем аккуратно!
С пластилином работаем на клеенке.
После окончания работы, руки вытираем салфеткой.
Перед вами лист картона с изображением круга.
Берем пластилин желтого цвета и отрываем небольшие кусочки от общего куска. Катаем между ладонями или на клеенке, кому как удобно тоненькие жгутики и выкладываем на поверхность основы по контуру круга и немного прижимаются пальцем, затем размазывать его от края к центру круга, не заходя за контур. Чтобы сделать лучики, так же отрезаем стекой небольшой кусочек пластилина, скатываем жгутики, и прикладываем от края круга, прижимаем пальчиками и размазываем от края круга. У вас получится лучик.
-А теперь можно и приступать к работе!(выполнение работы)
-Молодцы ребята! Очень красивые солнышки у вас получились!
-Ой, ребята посмотрите на солнышко!
-Оно улыбается!
-Какое теперь солнышко? (ответы детей: яркое, лучистое, горячее, веселое, дарит нам свет и тепло)
Жители страны говорят вам огромное спасибо! Вы помогли им, выполнили все задания, расколдовали все лучики)
А сейчас мы отправляемся в обратный путь. Закрывайте глаза (включается музыка). Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки. Вот мы и вернулись в детский сад!
III Заключительная часть:
Итог:
- Что вам больше всего понравилось?
- Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему?
- Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...