Картотека вербальных дидактических игр для средней группы
картотека по развитию речи (средняя группа)
Словесные игры являются незаменимой формой работы с дошкольниками, причём не только в образовательной области «Речевое развитие». С их помощью и воспитатели, и родители могут легко и ненавязчиво развивать интеллект и познавательные способности малышей, расширять и уточнять знания маленьких почемучек о природе, предметном мире, взаимоотношениях в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbalnye_didakticheskie_igry_dlya_sredney_gruppy.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Вербальные дидактические игры для средней группы
Игра № 1
Название: Где мы были не скажем, а что делали – покажем
Дидактическая задача: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Игровое правило: Все дети правильно изображают действие , так, чтобы можно было догадаться, назвать его.
Ход игры: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
-Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим , выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были?», «Что вы делали?». Мы ему ответим: «Что мы делали не скажем, а что делали, покажем».
Выбирают водящего, он выходит.Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.
- Что я делаю? - спрашивает он у детей.
-Дрова пилите.
-Давайте все будем пилить дрова.
Приглашают водящего.
-Где вы были? Что делали? - спрашивает он.
Дети отвечают хором:
- Где мы были не скажем, а что делали, покажем.
Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:
- Вы пилите дрова.
Для продолжения игры выбирают другого водящего.
Когда новый выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.
Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, "танцеваете" и т.д., воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно
- Дети, что вы делаете? - спрашивает воспитатель. - Правильно сказал Вова: "мы рисуем". Вова, скажи правильно, что делают дети. - предлагает воспитатель.
- Они рисуют.
Игра № 2
Название: Воробушки и автомобиль
Дидактическая задача: упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.
Игровые правила: воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнёзда только после сигнала автомобиля.
Ход игры: Дети сидят на корточках в хулахупах в стороне от площадки (в беседке), где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:
- Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?
- У-у-у, - повторяют дети.
- Сейчас мы поиграем так, - продолжает воспитатель. – Я – автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:
Воробей с берёзы
На дорогу – прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Когда я скажу «Прыг», вы вылетите из своих гнёзд и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «Чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете мазать крыльями и чирикать «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнёздышки.
После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат новые слова «Прыг», «Чик-чирик!» и начнут выполнять соответствующие движения.
Игра повторяется 2-3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишье, они смогут играть самостоятельно.
Игра № 3
Название: Так бывает или нет?
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательности в суждениях.
Игровое правило: кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.
Примерные рассказы воспитателя:
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники» - предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, солёные конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивились?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», - сказала Света. «А я люблю купаться в реке», - сказала Люда, - мы с мамой будем ездить на речку и загорать»
Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.
Игра №4
Название: Коршун
Дидактическая задача: упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.
Игровое правило: убегать от коршуна можно только после слов: "Чтобы твоих детушек клевать!"
Ход игры: воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.
- Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном, - говорит воспитатель.
- Коршун, коршун, что ты делаешь? - спрашивает наседка
- Ямочку копаю, - отвечает коршун.
- Что в ней ищешь?
- Камешек.
- Зачем тебе камешек?
- Чтобы носик точить.
- Зачем тебе носик точить?
- Чтобы твоих детушек клевать!
Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, - продолжает воспитатель. - Как только вы услышите слова "детушек клевать", бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна со словами: " Кыш, кыш, злой коршун". Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.
Роль в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.
Игра № 5
Название: Карусель
Дидактическая задача: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
Игровые правила: Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.
Ход игры: воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца:
- Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмём её в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
Еле, еле, еле, еле,
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом -
Все бегом, бегом, бегом.
Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слова «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два –
Вот и кончилась игра.
Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с неё (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.
При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.
Игра № 6
Название: Зайка
Дидактическая задача: развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.
Игровое правило: убегают зайчики только после слов «зайка прыг… и убежал».
Ход игры: на одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:
Слова | |
Зайка беленький сидит, Он ушами шевелит, | Дети стоят в кругу. |
Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. | Начиная со слов «вот так», поднимают руки к голове, поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону. |
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Надо лапочки погреть. | Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать Скок, скок, скок, скок, Надо зайке поскакать. | Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте. |
Кто-то зайку испугал, Зайка прыг… и убежал. | Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам» |
Игра № 7
Название: Какой предмет?
Дидактическая задача: уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.
Игровые правила: к одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.
Ход игры: Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:
- Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.
В руках у воспитателя камешек. Он даёт его тому ребенку, который должен отвечать.
- Длинный, - говорит воспитатель и передает камешек соседу.
-Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
- Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово.
Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.
Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.
Так же проводится игра с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:
-Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.
Игра № 8
Название: Когда это бывает?
Дидактическая задача: уточнять и углублять знания детей о временах года.
Игровое правило: по сигналу воспитателя быстро называть признаки времен года.
Ход игры: Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года.
- А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» - и положу камешек Кате. Катя быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например, «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему, и тот вспомнит еще что-нибудь о весне. Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.
Игра № 9
Название: Что сажают в огороде?
Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Игровое правило: отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».
Ход игры: воспитатель спрашивает:
-Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибается, тот проигрывает.
Воспитатель начинает:
-Морковь.
- Да!
- Огурцы,
- Да!
- Свёкла,
- Да!
- Сливы.
- Нет!
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посади сад», «Мебель», «Одежда» и др.
Игра № 10
Название: Узнай по описанию
Дидактическая задача: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.
Игровое правило: отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.
Ход игры: воспитатель рассказывает.
- Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется», - подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать)
Воспитатель вспоминает:
- Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?
Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы
Картотека музыкально-дидактических игр, позволит воспитателям детских садов упражнять детей в восприятии и различии различных звуков, учить определять характер музыки и предавать свои впечатления о не...
Картотека музыкально-дидактических игр (для средней группы)
Картотека музыкально-дтдактических игр (для средней группы)...
Картотека музыкально-дидактических игр в средней группе.
Эта картотека поможет воспитателям ,родителям и детям лучше усвоить музыкально-дидактические игры....
Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы
Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы...
Картотека музыкально - дидактических игр образования (средняя группа).
Картотека музыкально - дидактических игр образования (средняя группа)....
Картотека музыкально-дидактических игр в средней группе
Музыкальнно-дидактически игры в средней группе...
Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы
Картотека музыкально-дидактических игрдля средней группыИгры на развитие звуковысотного слуха«Птица и птенчики»Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков: "...