ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Интеграция использования различных методов и приемов позволяет достичь наилучших результатов в развитии детей дошкольного возраста. В методическом пособии представлен апробированный опыт использования в образовательной деятельности интеграции традиционных и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие содержит описание применения интеграции пальчиковой гимнастики и камешков Марблс, а также приложение с картотекой упражнений пальчиковой гимнастики с описанием использования камешков Марблс в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Данное пособие предназначено для воспитателей детей дошкольного возраста, студентов педагогических колледжей и университетов специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mp_ispolzovanie_kameshkov_marbls_v_palchikovoy_gimnastike.docx | 875.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В ПАЛЬЧИКОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Красноярск, 2021
Аннотация
Интеграция использования различных методов и приемов позволяет достичь наилучших результатов в развитии детей дошкольного возраста. В методическом пособии представлен апробированный опыт использования в образовательной деятельности интеграции традиционных и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Пособие содержит описание применения интеграции пальчиковой гимнастики и камешков Марблс, а также приложение с картотекой упражнений пальчиковой гимнастики с описанием использования камешков Марблс в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Данное пособие предназначено для воспитателей детей дошкольного возраста, студентов педагогических колледжей и университетов специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста».
Введение
Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка-дошкольника является игра, именно поэтому весь воспитательно – образовательный процесс организован в игровой форме. В ходе работы над методической темой «Развитие речевой функциональной грамотности в ДОУ посредством педагогических технологий» мы приняли решение использовать сочетание традиционных и нетрадиционных игровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста: пальчиковая гимнастика, интегрированная с технологией применения камешков Марблс.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции, развития речи, что является основой для развития речевой функциональной грамотности. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло к поиску нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков Марблс – это шарики круглой или сплюснутые овальной формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла, имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать пальцы обеих рук. Подбор упражнений осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. Наличие познавательной направленности упражнений. Безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого.
При использовании камешков Марблс у детей повышается острота зрения, фиксация взора становится более устойчивой, глазодвигательные функции, сопряженные с движением руки – более координированными, улучшается целостное зрительное восприятие, предметные представления становятся более полными. У детей обогащается речь, развивается память, воображение, внимание и мышление. Но самая главная цель при использовании этих камешков — это развитие общей и мелкой моторики рук, что непосредственно взаимосвязано с речевым развитием дошкольников.
Методические рекомендации
Перед игрой с детьми необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- После разучивания движений, добавляем упражнения с камешками.
- Камешки Марблс должны иметь плоское основание для удобства в применении. Работая с разноцветными камешками, дети испытывают положительные эмоции, радость.
- Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально.
- Нужно соблюдать гигиену рук.
- Осторожно использовать в игре, так как камешки хрупкие.
- Проводить игры в присутствии взрослых - Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок пытается заглотить камешек.
- Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. Ярославль, 2001.
- Климанова, Г.Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // журнал Дошкольная педагогика. 2015.-№8(113)-С.28-37
- Статья О.В. Бурнашовой МБДОУ №133 Новокузнецк. «Использование камешков «Марблс» в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
- Статья Черногузовой Е.А. «Камушки марблс и их применение»
- Cтeпaнoвa M.A. Cиcтema paбoты пo paзвитию meлkoй moтopиkи kиcтeй и пaльцeв pyk дeтeй // Лoгoпeд. 2009. № 7. c. 62 — Источник: https://aprilis.ru/literatura-o-primenenii-kamushkov-marbls-logopedicheskie-irgy-s.html © aprilis.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека пальчиковой гимнастики с использованием камешков Марблс
Текст | Движения | Упражнения с камешками Марблс |
«Этот пальчик» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. | Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты. | Сжать кулак, положить на стол. Пальцами обеих рук поочередно, начиная с большого пальца, ставить пальчики на камушек и двигать камни по поверхности сверху вниз. |
«Тесто» Тесто мы месили Мы пирог лепили Шлеп, шлеп, Шлеп, шлеп. Слепим мы большой пирог! | Сжимаем кисти рук Ладошки «лепят» Разводим руки | Сжимаем камешки в кистях рук. Камешки в руках, руки соединены лепим пирожки. |
Сквозь лесок | Скользящие движения ребром ладоней по столу, накрыть кулак ладонью, «бежим» пальчиками, шумное дыхание. | |
«Змея» Посмотрите-ка друзья, у меня живет змея! По дивану, по коврам может ползать тут и там. | Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Выполнить вращение кистью и плавные волнообразные движения рукой. | Выкладывание из камней по контуру. |
«Прятки» В прятки пальчики играли и головки убирали. Вот так, вот так, и головки убирали. | Сжимать и разжимать кулачки обеих рук. по очереди сжимать пальчик в кулак другой руки. | В чаше с камешками -сжимают и разжимают кулачки обеих рук с камнями в руках. По очереди прячут пальчики в чашу с камешками. |
«Листопад». Листопад, листопад! Листья по ветру летят: С клёна – кленовый, С дуба – дубовый, С осины – осиновый, С рябины- рябиновый. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. Хлопки в ладоши. | Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки. Дети раскладывают камни на картинки листьев и называют дерево, с которого листок Собирают камушки ладонями в кучу |
«Осенью» Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками. Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают). Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями | Дети выкладывают камешки на листочки и яблочки Камешки с листиков опускают на землю Собирают камушки пальчиками - граблями в кучу |
«Новые кроссовки» Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка – новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки. | «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу. | 1 вариант «Шагать» указательным и средним пальчиками по камешкам. Одной рукой, затем другой. 2 вариант Выкладывать камешки на картинки с изображением обуви в соответствии с текстом. |
«Сливы» Большой пальчик сливы трясёт. Второй их собирает. Третий их домой несёт. Четвёртый высыпает. Самый маленький – «шалун» Всё, всё съедает. | Кисти сжаты в кулак. Разгибаем большой палец. Разгибаем указательный Разгибаем средний Разгибаем безымянный. Разгибаем мизинец. | Двигаем камни пальцами поочередно начиная с большого. |
«Капустка» Мы капустку рубим-рубим, Мы капустку солим-солим, Мы капустку трём-трём, Мы капустку жмём-жмём. | Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. | Камешки в чаше. постукивание прямыми ладонями по камням, захват тремя пальчиками камешков, сжимать и разжимать кулачки в чаше с камнями. |
«Повстречались» Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу». Два щенка: «Ав – ав». Два жеребёнка: «И-го-го» Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! | На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. | На каждую фразу дети выкладывают камни на картинки животных, называя их. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. |
«Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок, У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, Все красивы хороши! | Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца. Показать все пальчики, «играя» ими. | Дети выкладывают камешки на картинки и называют домашних птиц. Берут из чаши в руки камни, сжимают и разжимают ладони. |
«Кот на печку пошёл» Кот на печку пошёл, Горшок каши нашёл. На печи калачи, Как огонь горячи. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. | Пальчики «шагают». «Горшок из ладошек». Ладошки «лепят калачи»
Подуть на ладошки. Погрозить пальчиком. | Дети «шагают» пальчиками в чаше с камнями. Набирают камни в ладошки. Пересыпают камни с одной ладошки в другую. Подуть на ладошки с камнями. Погрозить пальчиком. |
«Белочка» Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? | Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой. | 1 вариант. Каждый пальчик дети опускают в чашу с камнями. 2 вариант. Поочередно пальцами касаться камешка начиная с большого, сначала одной рукой, затем другой. |
«Помощник» Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку, Вымыл блюдце и стакан И закрыл покрепче кран. | Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»). Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения. | Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»), в ладонях камни. Выкладывать камни на предметы, называя их. Опустить руки в чашу с камнями, сжимать и разжимать кулаки. |
«Радуются взрослые и дети» Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь и я. Рада солнцу вся семья! | На каждую строку дети загибают пальчик. Сжимать и разжимать кулачок. | На каждую строку пальцами каждой руки поочередно двигать камешки на картинку. Сжимать и разжимать в руках камни. |
«Семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого. Разжимают все пальцы. | Снизу вверх двигать камни пальцами обеих рук, начиная с большого. Взять камни в руки сжимая и разжимая ладони. |
«Мебель» Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал! | Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки. Поднимать зажатые кулачки вверх. | 1 вариант. Пальцами обеих рук поочерёдно делать упор на камни, лежащие на столе. 2 вариант. Раскладывать камни на картинки, называя мебель. Опустить руки в чашу с камнями, сжимать и разжимать кулачки. |
«Насекомые» Дружно пальчики считаем- насекомых называем: Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | Сжимать и разжимать кулачки.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. Вращать мизинцем. Спрятать руки за спину. | Сжимать и разжимать кулачки в чаше с камнями. Выкладывать камни на картинки с насекомыми (определенного цвета или закрыть картинку камешками). Спрятать пальцы в камни. |
«Апельсин» Мы делили апельсин. Много нас – а он – один. Эта долька – для ежа | Левая рука в кулачке, правая её обхватывает Встряхиваем обе кисти. | Сжимать и разжимать кулачки в чаше с камнями. Заложить камешками дольки апельсина при перечислении животных. Накрыть ладонями камешки. |
«Ягоды» Вот корзина — так корзина: в ней крыжовник, в ней малина, и лесная земляника, и садовая клубника, там брусника и черника! | Изображают удивление, разводят руки в стороны. Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках. | Набирают из чаши камни в две ладони. Закладывают камешками картинки, левой рукой, затем правой. |
«Ежик» По сухой лесной дорожке — Топ-топ-топ — топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки. | Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. Постукивают кулаками по столу. Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь. Поочерёдно соединяют кончики пальцев обеих рук с большим пальцем. | 1 вариант. Выложить дорожку от ежика к ягодам и грибам. 2 вариант. Дети указательным и средним пальцем «шагают» по камням делая упор, одной рукой, затем другой. |
«Белка» На сучки, как на гвоздочки, Белка вешает грибочки, Сушит ягоды рябины, Ежевики и малины. Носит жёлуди, орешки. Разбирает всё без спешки. |
На каждую стихотворную строчку поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, сначала на правой, а затем на левой руке. | Сжимают и разжимают кулачки в чаше с камнями. Затем выкладывать камни на запасы белочки. |
«Хлеб» Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи. Всё мы испечем в печи. Очень вкусно! | Сжимают и разжимают пальчики. Прихлопывают ладошками, «лепят». Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх. | Сжимают и разжимают кулачки в чаше с камнями. Вариант 1. «лепят» пирожки, перекладывая между ладонями камешки. Вариант 2. Выкладывают камни на картинки следуя тексту. Одной рукой, затем другой. Сгребают ладошками камешки, берут в руки и показывают. |
Авторы – составители: старший воспитатель - Вудвуд Галина Владимировна, воспитатель – Сотина Наталья Алексеевна. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛС В ПАЛЬЧИКОЙ ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – Красноярск, 2021 – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста "Волшебные ручки".
Пальчиковая игра " Волшебные ручки" для развития мелко моторики детей младшего дошкольного возраста.Програмное содержание:1.Познакомить датей с функцией рук - наши помощники.2.Объяснить, что руки мног...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика (+методические указания)...
Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики.
"Наши пальчики писали,наши пальчики устали..." Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?Ох, нелёгкое это дело - выводить разные крючки и палочк...
Картотека пальчиковой гимнастики для детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика для дошколят....
Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста на тему «Весна».
Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста на тему «Весна»....
Комплексы пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика с младшими дошкольниками...