Работа над развитием связанной речи у дошкольников
консультация по развитию речи
консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_-_rabota_nad_razvitiem_svyaznoy_rechi.doc | 429 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития связной речи
В начале второго года в лексиконе детей начинают появляться первые слова со смыслом, которые они используют для выражения потребностей. И лишь через полгода ребенок пробует применять слова, обозначая ими предметы. К концу второго года в речи малыша слова приобретают правильную грамматическую форму. После двух лет развитие связной речи проходит в ускоренном темпе. В три года дети практикуют простую форму диалога, отвечая на вопросы. Детей 4 лет можно учить пересказывать, а также придумывать небольшие рассказы, используя картины, игрушки, явления. У дошкольника к этому времени уже достаточно богатый словарный запас, тем не менее, большая часть из них, придумывая рассказы, стараются скопировать манеру изложения взрослого человека.
К окончанию дошкольного возраста, то есть к 6 годам, дети воспроизводят монолог достаточно грамотно и уверенно. Они пересказывают, составляют разного типа рассказы на заданную тему, при этом по-прежнему нуждаются в поддержке – по большей мере из-за неумения проявлять эмоции при описании явлений или отдельных предметов.
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог должен:
- привить навыки слушания и понимания речи;
- научить говорить в обществе других людей, слушать и понимать то, что говорят в их присутствии;
- научить выполнять просьбы по устному алгоритму (найти что-то на картинке и описать, принести что-то и рассказать об этом и пр.);
- научить давать развернутые ответы на вопросы;
- научить повторять песенки и слова героев из сказки, декламировать вместе с воспитателем стихи.
Обучение детей младшего дошкольного возраста пересказу
На четвертом году жизни педагоги должны уделять внимание чтению малышам знакомых с детства сказок, сюжет которых построен на повторении действий главных героев. Примером таких сказок являются «Теремок», «Рукавичка», «Колобок» и пр. Дети в этом возрасте способны запоминать хронологию действий героев после многократного ее повторения. Дополнительно можно использовать кукол для инсценировки действий героев сказки.
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, необходимо переходить к решению более сложных задач, чем в случае с младшими дошкольниками. Педагог должен обучить детей:
- понимать и запоминать не только знакомый, но и принципиально новый текст; воспроизводить близко к тексту диалоги героев рассказа;
- пересказывать, не меняя последовательности;
- слушать и вникать в пересказы сверстников, подмечая неточности.
«Работа над развитием связной речи у дошкольников»
Детей старшего дошкольного возраста пересказу, который ускорит развитие связной речи, можно обучать согласно следующей методике.
- Начинать занятие со вступления, которое позволит настроиться на восприятие рассказа, стихов или сказки.
- Воспитатель зачитывает произведение, не упоминая о необходимости его запоминания, чтобы дети получили возможность целостного его восприятия.
- Проводится беседа по содержанию текста с наводящими вопросами педагога, направленными на понимание детьми сюжета, хронологии событий, характеров героев и отношения к ним. Обязательно должны быть вопросы об описании того или иного события автором, о словах, с помощью которых он это делает, вопросы поисковой направленности, а также проблемного характера, начинающиеся словами «Как?», «Почему?», и так далее. Дошкольник должен пытаться отвечать развернуто, применяя сложноподчиненные предложения.
- Разрабатывается план пересказа.
- Произведение повторно перечитывается.
- Пересказ.
- Дети вместе с педагогом оценивают пересказы друг друга.
- Младших дошкольников обучают составлению текста по картинке только на подготовительном этапе, так как в возрасте трех лет развитие связной речи малышей пока оставляет желать лучшего. Подготовительный этап будет включать в себя:
- осмотр картины или иллюстрации;
- ответы на вопросы педагогов по ее содержанию.
Описывать можно как картинке, так и отдельные игрушки или предметы.
- В среднем дошкольном возрасте развитие связной речи переходит на принципиально новый уровень по сравнению с уровнем младших дошкольников, поэтому с такими детьми уже можно практиковать навыки рассказа по картинке. Схема работы в этом случае будет следующей:
- Подготовительный этап для выхода на нужный эмоциональный настрой (с привлечением игрушек, песнями и стихами).
- Неспешное знакомство с картинкой.
- Ответы на вопросы по содержанию картинки.
- Пример рассказа педагога.
- Детский рассказ о картине.
- Дошкольников старшего возраста можно обучать составлению рассказа по картинке согласно нижеописанной схеме:
- Подготовка к восприятию сюжета картинки.
- Углубленное рассмотрение картинки с ответами на наводящие вопросы педагога.
- Совместное с педагогом составление плана.
- Рассказ дошкольника, у которого наиболее развита связная речь, в качестве примера.
- Рассказы остальных детей.
- Оценка рассказов детьми и педагогом.
- В группе по подготовке к школе у детей практически не возникает проблем с пересказом по картине. В ходе занятий особое внимание уделяется лексико-грамматическим упражнениям с целью подбора сравнений, определений, подходящих словосочетаний, антонимов, синонимов и пр. Детей в этом возрасте нужно учить придумывать предложения на заданную тему, меняя интонации во время их произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по формированию культуры речи и развитию связанной речи для подготовительной группы.
Представленный конспект можно использовать как для старших дошкольников , так и для среднего возраста. Тема конспекта очень актуальная развитие и формирование культуры речи....
развитие связанной речи дошкольника
« Моделирование- как средство развития связной речи дошкольника»Дети дошкольного возраста имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связно...
педагогический проект « Влияние логоритмических упражнений, занятий и логосказок на развитие связанной речи у детей с нарушением речи»
Реализация проекта «Влияние логоритмических упражнений, логоритмических занятий и логосказок на развитие связной речи у детей с нарушениями речи» позволит расширить развитие и формирование...
Направления коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в детском саду Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, г...
Буклет на тему "Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников"
Связная речь — развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.Известны два основных вида речи &md...
Буклет "Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников " 25.02.2021г
Буклет " Основные направления работы по развитию связной речи у дошкольников" 25.02.2021г...
Методическая разработка Проект "Развитие связанной речи у младших дошкольников"
Годовой проект, познавательно - речевой. Участники проекта дети 2 младшей группы, родители, воспитатели. Выявила проблему, что у детей в группе недостаточно развита речь. Дети нуждаются во всесторонне...