Речевые игры для детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Юдакова Варвара Владимировна

Игры для развития речи, мышления, логики детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры для развития речи в ДОУ18.23 КБ

Предварительный просмотр:

  «Подскажи»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Примеры вопросов:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Петух кукарекает, а курица?

– Лягушка квакает, а лошадь?

– У коровы телёнок, а у овцы?

– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Весна»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

 Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Например:

Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? - Бегут, журчат.

Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? - Звенит, капает.

Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.

Травка – что делает? –Зеленеет, вырастает.

Природа – что делает? –Просыпается и тд.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход: можно использовать мяч. Педагог бросает мяч ребёнку говоря существительное, ребёнок говорит начальную его форму.

Например:

Цыплёнок – яйцом

Хлеб – мукой

Лошадь – жеребёнком

Шкаф – доской

Сахар – свеклой

Подсолнух - семечкой

Корова – телёнком

Велосипед – железом

Дуб – жёлудем

Рубашка – тканью

Рыба – икринкой

Ботинки – кожей

Дом – кирпичом

Лягушка – головастиком

Бабочка – гусеницей

Взрослый – ребёнком

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Например:

Красный - мак, огонь, флаг

Оранжевый - апельсин, морковь, тыква

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа

Зелёный - огурец, трава, лес

Голубой - небо, лёд, незабудки

Синий - колокольчик, море, небо

Фиолетовый - слива, сирень

Белый – снег, сахар, облако

Розовый – фламинго, фломастер

Чёрный – ночь, земля и тд.

«Соедини»

Цель: развитие мышления, закрепление словаря, умение правильно составить предложение.

Ход: педагог называет ребёнку несколько несогласованных слов, которые надо соединить в грамматически верное словосочетание или предложение.

Например:

высокий, дерево — высокое дерево;

девочка, бегать — девочка бежит (бегает, бежала);

лес, грибы, расти — грибы растут в лесу;

трон, на, король, сидеть – король сидит на троне;

петь, песня, птица – птица поёт песню;

уметь, я, играть, прятки, в – я умею играть в прятки;

самолёт, летать – самолёт летает и тд.

«Скажи наоборот»

Цель:  на развитие мышления, речи ребенка, памяти, логики и интеллекта, антонимы. 
Ход:
 играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением.

Например:
большой – маленький
высокий - низкий
огромный - малюсенький
тонкий - толстый
добрый - злой
глупый - умный
легкий - тяжелый
грязный - чистый
красивый - некрасивый/уродливый
больной - здоровый
веселый - печальный
гибкий - негибкий\жесткий
молодой - старый
сильный - слабый
темный - светлый
черный - белый
внизу – вверху
древний/старинный - современный
новый - старый
глубокий - мелкий
мокрый - сухой
водный - безводный
волосатый - лысый
прямой - кривой
одетый - раздетый
включенный - выключенный
открытый - закрытый
полный - пустой
горячий - холодный
мягкий - твердый
внутри - снаружи
шумный - тихий/бесшумный
широкий - узкий
один - много.

 «Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец».

Например:

Са – (пог) сапог

Тык – (ва)  тыква

Мас – (ло) масло

Ар – (буз) арбуз

Кош – (ка) кошка

Мо – (ре) море

Теле - (визор) телевизор

«Подбери признаки»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

существительными.

Ход игры: педагог называет слово и задаёт вопросы, ребята отвечают

Например:

(какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,      удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

«Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов.

уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку, ребенок возвращает мяч меняя слово так, чтобы оно звучало ласково.

Например:

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.

Шуба теплая – шубка тёпленькая

Диван мягкий – диванчик мягонький

Заяц белый – зайчик беленький

Девочка красивая – девочка красивенькая

Шарф пушистый – шарфик пушистенький

Лиса хитрая – лисичка хитренькая

Ветка короткая – веточка коротенькая

Сапоги чистые – сапожки чистые

«Посчитай»

 Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5

числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают как будут звучать 1-2-5 предметов

Например:

Один мяч – два мяча – пять мячей

Один арбуз – два арбуза – пять арбузов

Один каштан – два каштана – пять каштанов

Один сапог – два сапога – пять сапог

Одно дерево – два дерева – пять деревьев

Один мальчик – два мальчика – пять мальчиков.

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

У верблюда – верблюжья.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например:

Голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно и тд.

«Один – много»        

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Например:

Стол – столы                   стул – стулья

Гора – горы                      лист – листья

Дом – дома                      носок – носки

Глаз – глаза                     кусок – куски

День – дни                       прыжок – прыжки

Сон – сны                        гусёнок – гусята

Лоб – лбы                       тигрёнок – тигрята                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Речевые игры для детей дошкольного возраста»

Предлагаемые речевые игры для дошкольников научат детей сопоставлять, анализировать, ориентироваться в цветах, формах, характеризовать предметы и действия, подготовят к вдумчивому чтению. Играть...

Речевые игры для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Чудесный паровозик «Умняша»Описание:  предназначен для детей 3-7 лет, педагогов, родителей.Назначение: данное пособие может использоваться в образовательной деятельнос...

Речевые игры для детей дошкольного возраста

Здесь можно найти речевые игры для развития всех сторон речевой системы. Это игры для развития артикуляционного аппарата, развития речевого дыхания, умения использовать голос в разных позициях (тихо-г...

Картотека "Речевые игры для детей дошкольного возраста"

Речевые игры направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие грамматического строя речи, и т. д...

Речевые игры для детей дошкольного возраста (4-6 лет)

Речевые игры, упражнения для развития высших психических функций, формирования активного, словаря, развития грамматичечкого строя речи....

Развлечение "Речевые игры" для детей дошкольного возраста 5-7 лет

Речевые игры для детей дошкольного возраста можно применять педагогам в ходе детсадовских занятий, родителям дома. Неразвитость речи остро проявляется в первом классе школы, когда усвоение знаний стан...