Картотека музыкальных загадок
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь. (Ноты)
Ими друг о друга бьют,
А они в ответ поют
И блестят, как две копейки, —
Музыкальные... (тарелки)
Круглый, звонкий, всем знакомый,
Все линейки с нами в школе.
Дробь на нем стучим всегда,
Громкий звук — не ерунда.
Инструмент не зря нам дан,
Чтоб стучали в... (барабан)
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)
Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, ... (слушатель)
Пять линеек — дом для нот,
Нота в каждой здесь живет.
Люди в мире разных стран
Зовут линейки... («нотный стан»)
Он ключ, но ключ не для двери,
Он в нотоносце впереди. (Скрипичный ключ)
Если ноты в ряд стоят,
Эти ноты —... (звукоряд)
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
Барабан не стал звучать,
Стали по нему стучать.
Мы играли, мы стучали,
Барабаны проверяли.
Удался эксперимент,
Стал рабочим... (инструмент)
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем... (гитарой)
Эту песню нам пела мама,
Когда колыбель качала. (Колыбельная песня)
Балы... балы... и музыка играет,
На танец даму кавалеры приглашают.
Французский танец движет силуэт,
А танец называем... (менуэт)
Запись нот объединяет
Инструментов голоса,
Что в оркестре-то играют:
Птичка — флейта, волк — труба.
Запись нот в такой текстуре
Называют... (партитурой)
Все герои спектакля на сцене танцуют –
Не поют, не играют и не рисуют...
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто — ... (балет)
В театре очень интересно,
Когда в спектакле все поют.
И музыку играл оркестр.
Спектакль как же назовут? (Опера)
Инструмент зовем роялем,
Я с трудом на нем играю.
Громче, тише, громче, тише —
Все игру мою услышат.
Бью по клавишам я рьяно,
Инструмент мой — ... (фортепиано)
На нотную запись смотрю да смотрю,
Все понимаю и говорю:
«Мелодию делим в отрезки, вот так!
И видим, что каждый отрезок — ... (такт»)
Писали ноты, между ними
Черту все время проводили.
Вертикальная палочка та —
Это... (тактовая черта)
Пары танцуют. Шаги «раз-два-три».
Что то за танец? Узнал? Говори! (Вальс)
Вставим диск мы в граммофон,
Запоет в мгновенье он.
Диск и дырка в серединке,
Он зовется... (грампластинкой)
Этот музыкальный строй
Из октавы ни ногой.
Звукоряд определяет,
А название все знают.
Вы спросите у ребят,
Что такое это? (Лад)
Гармонь, гитара, балалайка.
Их общим словом называй-ка! (Инструменты)
Вместе, в ногу, раз, два, три!
Как шагают, посмотри!
Не поют и не танцуют,
Строем дружно... (маршируют)
Музыкантам машет он
Палочкою,... (дирижёр)
Включить звук
Слышится песня. Красиво звучит,
Она о русских святых говорит.
В их честь песнопения звуки пролиты,
И все узнают: эта песня — ... (молитва)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
Вышел в поле пастушок,
Заиграл его... (рожок)
За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился... (хоровод)
Если вместе все поют,
Это... назовут. (хором)
Этот законченный эпизод
Играет оркестр, один поет. (Ария)
В переводе с немецкого это «рог».
С трубою схожа, вам скажет народ.
Духовой инструмент, без сомнений, бесспорно,
А зовется красиво он — это... (валторна)
Инструмент играет весело.
Есть меха, клавиатуры у него.
Если поиграет хоть немножко,
Все узнают инструмент — ... (гармошка)
Если пение инструментальное,
То сонатою зовется,
А когда оно вокальное,
Голосом одним поется,
Будет зваться не соната,
Называется... (кантата)
Это клавиш набор,
Звук при каждом ударе.
Даже аккордеон
Им снабжен, есть в рояле. (Клавиатура)
Инструмент музыкальный,
Он духовой,
С тростью он одинарной,
Красивый такой.
И изящней его,
Видно, в музыке нет.
Всем понятно, о чем я?
Это... (кларнет)
Мы на сцене выступали,
Мы играли на рояле,
Третий класс нам танцевал,
Пятый класс маршировал.
Песни пели и плясали;
Нам оценки выставляли
Из жюри потом эксперты.
Любим школьные... (концерты)
Танец дома, в коридоре,
Репетировала я.
Все движения из танца
Выучила вся семья.
Знает даже кошка Мурка,
Как танцуется... (мазурка)
Под музыку танцы,
Под музыку встряска
Зовется понятно всем, просто.
То... (пляска)
На балах он танцевался
И торжественным считался.
Кто не знал, тот и не лез.
Ну а танец — ... (полонез)
Куплет один красиво спев,
Я начал петь простой... (припев)
Мы дружно поем,
И нас певучей нет...
Когда нас четверо,
Получится... (квартет)
Эта ноты высота
Относительно проста.
И не нужно быть магистром,
Чтоб определить... (регистр)
Окраску звука так зовут.
С ним высота и громкость тут.
И рядом длительность идет.
Кто признак первый назовет? (Тембр)
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
Ах, в танце быстроты-то сколько!
Зовется танец просто — ... (полька)
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш... (хор)
Я пою, мой голос чист,
Я один, и я — ... (солист)
Тексты песен мы писали,
Все в тетрадке их собрали...
И нынче каждый ученик
В портфеле носит... (песенник)
Загадки к урокам музыки
У этого инструмента
Есть и струны и педаль,
Несомненно, это звонкий,
Это чёрный наш…(рояль).
***
Он по виду – брат баяна.
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Что это?…(Аккордеон).
***
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий –
Называется…(свирель).
***
На коленях я часто сижу,
Нахожусь в постоянном движении,
Как живая, я дышу,
И все слышат моё пение.
(Гармонь).
***
Зубы чёрные и белые
Выстроились в ряд.
Их не бойся – не кусаются,
А если тронешь – зазвучат.
(Рояль, аккордеон).
***
Есть у меня колёсики, есть у меня педали,
Но сколько б вы на них не нажимали –
Не тронусь с места я, а в мировые дали
Я музыкой вас увести могу…
Скажите, вы меня уже узнали?
(Фортепиано, рояль).
***
У него есть язык.
Он болтать им привык;
Но когда болтает он,
Слышно не слова, а звон.
(Колокол).
***
Молодёжь из разных стран, Юра бледен, как стена
Лихо пляшет под…(баян). В скрипке лопнула…(струна).
*** ***
Села Лена за рояль, А нашу Таню не заставишь
Не смогла достать…(педаль). Хоть дотронуться до…(клавиш).
***
Коля взялся очень рьяно
За игру на…(фортепьяно).
***
Сверху кожа, снизу тоже, в середине пусто.
Деревянные подружки пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит.
(Барабан).
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
(Барабан).
***
По полю дорога, на дороге тревога,
Под дорогой дыра, в дыре игла.
(Гитара).
***
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит.
(Гармонь, баян).
Ящик на коленях скачет,
То поёт, то громко плачет.
(Гармонь).
***
В лесу выросла, на стене вывисла,
На руках плачет, кто слушает – скачет.
(Балалайка).
***
Поле косое, пенье чистое,
На каждом пне соловьи поют.
(Скрипка).
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Играет нежно…(скрипка).
***
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян, Я звонкий, круглый…(барабан).
***
Я кручусь, но не юла,
А по мне бежит игла.
Я, ничуть не уставая,
Говорю, пою, играю.
(Пластинка).
Нет ушей, а слышит,
Нет рук, а пишет,
Нет рта, а поёт.
(Магнитофон)
Я веселье и задор,
А зовут меня …(мажор).
Веселятся музыканты, улыбнулся дирижёр,
Лад, в котором мы играем, называется …(мажор).
Если в нашей пьесе тучи, дождик льёт во весь опор,
Этот лад ужасно грустный – называется …(минор).
Песни про героев спорта
Вася громко пел на …(форте).
Катя с музыкой дружна,
Колыбельную она
Пропоёт для брата Яна
Очень тихо, на …(пиано).
Лесенка не лесенка,
Со словами песенка.
А ступеньки посчитать,
Наберётся ровно пять.
(Нотный стан).
Деревянные подружки
Ловко бьются друг о дружку.
Расписные, как матрёшки.
Угадали? Это …(ложки).
***
Из дерева вырублена,
А в руках плачет.
(Скрипка).
***
В лесу вырезана,
Гладко выписана,
Поёт заливается.
Как называется?
(Скрипка)
Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают –
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит.
(Бубен).
***
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.
(Барабан).
***
Бьют его, а он не злится,
Он гремит и веселится.
Потому что без битья
Нет ему житья.
(Барабан).
***
В пути не смолкает,
Вдаль увлекает,
Сам не шагает –
Шагать помогает.
(Барабан).
Когда играю я на нём,
Когда я репетирую,
С испугом думает весь дом,
Что крышу ремонтируют.
(Барабан)
Музыкальные жанры.
Загадки для урока музыки
Поговорки
Бери гармонь в руки – не будет скуки.
***
Гармонь – не огонь, а разогревает.
***
Легка дорожка, если есть гармошка.
***
С гармошкой лучше работа спорится.
***
В классе мы билет купили,
и вчера в театр ходили.
Мы во все глаза глядели,
весь спектакль артисты пели.
Слаженно оркестр играл,
от певцов не отставал.
Мы в ладоши хлопали,
Все мы любим ………. (оперу)
***
Оркестр молчит,
а домбра звучит,
одной домбре только слово!
Оркестр молчит, а домбра звучит,
ведь домбра играет………. (соло)
***
Веселятся музыканты,
улыбнулся дирижер,
лад, в котором мы играли
называется……… (мажор)
***
Если в нашей пьесе тучи,
Дождик льет во весь опор,
это лад печальный, грустный,
называется………. (минор)
Ярко зал весь засверкал,
приглашает всех на бал.
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот…… (вальс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОД "В стране музыкальных загадок"
Конспект музыкального занятия для детей 5-6 лет, где представлена интеграция образоватальных областей. К занятию была подготовлена презентация, видеофильм....
Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "В парке музыкальных загадок"
Конспект занятия по музыкальному воспитанию для старшей группы "В парке музыкальных загадок"...
В стране музыкальных загадок
Конспект НОД «Страна музыкальных загадок»Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Тип НОД: музыкальное занятие (фронта...
Музыкальное занятие "В парке музыкальных загадок"
для старшей группы...
Картотека музыкальных загадок
Картотека музыкальных загадок...
Картотека музыкальных загадок
Картотека загадок...
Картотека музыкальных загадок
Картотека музыкальных загадок...