семинар-практикум для родителей
консультация по развитию речи
Семинар-практикум для родителей «Фонематический слух-основа речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktkum_dlya_roditeley.docx | 32.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №95 «Рябинушка» г. Улан-Удэ»
Семинар-практикум для родителей
«Фонематический слух-основа речи»
Подготовила: учитель-логопед Ольга Борисовна П.
Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития фонематического слуха у детей.
Задачи: Заинтересовать родителей речью собственного ребенка.
Расширить представления родителей в оказании помощи ребенку по развитию фонематического слуха.
Участники семинара родители дошкольников, учитель-логопед.
Продолжительность: 30 минут.
Оборудование: аудиозаписи природных и бытовых шумов, памятка – консультация для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7 лет».
Предварительная подготовка
1.Подбор и изучение литературы по теме семинара.
2. Сообщение «Развиваем фонематический (речевой) слух».
3. Разработка буклета для родителей «Дома играем, фонематический слух развиваем».
Ход практикума:
1.Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о фонематическом слухе и о том, что каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать и писать, без проблем учился в школе? Этому может помешать нарушение или недостаточно сформированный фонематический слух. То есть ребенок при чтении и письме может допускать следующие ошибки:
1.Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «Домик», «удюг» вместо «утюг»)
2. Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).
3.Замены свистящих звуков (С,З, Ц шипящими Ш,Ж,Щ,Ч)(«сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля» и т.д.)
4. Разнообразные буквенные замены в группе сонорных гласных ( Р, РЬ, Л,ЛЬ, и Й) («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка» и т.д.)
Чтобы этого не случилось, мы с вами поиграем в игры, которые помогут развить фонематический слух у вашего ребенка. Для сначала я предлагаю вам послушать, что же такое слух, какой он бывает, и более подробно расскажу о фонематическом слухе.
2. Сообщение «Речевой и неречевой слух»
Нужно создать систематическую работу по развитию фонематического восприятия, которое содержит в себе два компонента:
Одна из основных задач при подготовке ребенка к школе - это развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владение артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями чтения и письма)
Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка правильно воспринимать и различать звуки речи. А помогут в этом специальные игры, в которые вы можете поиграть с ребенком дома. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи в этой непростой работе необходима и чрезвычайно ценна.
Прежде всего будьте дружелюбны, и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия – не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
3. Совместная деятельность логопеда и родителей, которые выступают в роли детей.
Поиграем с вами, вы будете в роли своих детей.
Игра «Будь внимательным!»
Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.
Обратите внимание, что твердые звуки произносим твердо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Р, Ж, Н) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».
Игра «назови картинки»
Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках.
Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш., например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.
Игра «Придумай имя»
Задача –учить подбирать слова на заданный звук.
Придумайте имя мальчику(девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.
Игра «Назови первый звук в слове»
Задача – учить выделять первый звук в слове.
Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, КОТ –К, БАНКА -Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале (Я, Е,Ё, Ю, так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ).При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребенок произносил их без призвука Э, не ЭМ ,не МЭ ,а М, например, в слове «МОСТ».
Игра «Назови последний звук»
Задача – учить выделять последний звук в слове.
Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например, дом –М, дуб –Б.
Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е,Ё,Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙУ,ЙЭ,ЙО).
Игра «Отгадай слово»
Задача – учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.
Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например, лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).
Игра «Добавлялки»
Задача – учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.
Добавляя заданный звук в начало(конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба(шуба), ..апка(шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но.(нож), ду..(душ).
Игра «Определи место звука в слове»
Задача - развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец)
Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).
Игра «Прохлопай слово»
Задача – учить делить слова на слоги.
Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ли-на (3 слога).
Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать и такой прием: кулачки прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.
Игра «Позови слово»
Задача – учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.
«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например, ноооты- ударный гласный О.
5. Обмен впечатлениями о встрече.
Воспитатель раздает памятки –консультации для родителей «Упражнения для развития фонематического слуха у детей 5-7лет» с описаниями игр, представленных выше.
Спасибо вам за внимание! Надеюсь, что вы провели время не зря и открыли для себя новое. Очень надеюсь, что смогла убедить вас в значимости развития фонематического слуха для ребенка дошкольного возраста и в том, что только совместными усилиями мы поможем каждому ребенку хорошо подготовиться к школе. Если у вас возникли вопросы, я буду рада на них ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».
Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....
Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания
В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"
В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей». Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...
Презентация семинара практикума "Школа для родителей".
В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....
Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"
Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...