Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем отечественной педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления личности дошкольника. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В настоящее время наблюдается повышенное внимание и развитию личности ребенка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых,
Заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - одни из насущных вопросов дошкольной педагогики Совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников.
Лечение сказкой - это творческая деятельность с элементами музыкотерапии, арттерапии, куклотерапии. Сказкотерапия-это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности ребенка, развития творческих способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностики и коррекции.
Сказкотерапия-это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воспринимая язык сказочных образов, ребенок во многом формирует для себя картинку мира и в зависимости от этого, ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.
Признак настоящей сказки- хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности.
Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается.
Сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим средством.
Занятия с элементами сказотерапии объединяются единой сюжетной темой, которая зависит от содержания сказки или театрализованной игры.
Выделяют также задачи сказкотерапии:
-снизить уровень тревожности и агрессивности у детей
-Развивать умение преодолевать трудности, страхи,
-выявить и поддерживать творческие способности каждого ребенка
-развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации
-воздействовать на эмоциональную сферу ребенка через музыкотерапию
-прослушивать музыку, направленную на снятие напряжения
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии
-познавательно-аффективная ориентировка
-словесное комментирование разных ситуаций
-выражение замещающей потребности
В своей практике, мы используем игровые приемы на данных этапах
-словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения
-словесное комментирование, пантомические ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию
-для младшего дошкольного возраста совместная импровизация, пантомические упражнения на преодоление телесных барьеров. Для старшего дошкольного возраста- фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевых игр.
По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказок.
Многообразие методов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
-словесная режиссерская игра
-пересказ от лица литературного героя
-словесное рисование
-психогимнастика
-метод « А что потом»
-метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»
-метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»
-метод «Придумывание кратких историй»
-метод «Моделирование»
-метод «Сказка про самого себя»
В своей работе с детьми мы используем элементы сказотерапии, учитывая на возрастные особенности. В своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными героями.
Сказкотерапия- в руках мудрого специалиста инструмент уникальный. Используя методы и приемы сказочного средства можно не только решать психологические и поведенческие проблемы, но и применять в обучении, коррекции и развитии речи. Ну и конечно, всем важна родительская поддержка и помощь. Ни звуком, ни взглядом, ни словом они не должны показывать ребенку свое разочарование или недовольство.
В итоге применение сказотерапии как эффективного метода для развития речи, ребенок приобретает немало новых не свойственных именно своему характеру черт, также как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Презентация «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...
"Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животвор...
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самы...
Августовская педагогическая конференция Тема «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Слайд 1Подготовили: Зеленина А.И. Воспитатель Рыбась Н. О. Педагог-психолог «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»Слайд 2«Через сказку, фантазию, игру,...
«Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Целью является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников, всестороннее развитие творческих способностей каждого ребенка, воспитание личности ребенка в собственной возмож...
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знако...