Мнемотехника
статья по развитию речи
Предварительный просмотр:
Статья
воспитателя 6 группы
Чижовой Натальи Васильевны
на апрель 2021
ТЕМА: «Использование мнемотехники в развитии связной речи у ребенка»»
«Речевое развитие»
Цель:.
Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1.Совершенствовать профессиональное педагогическое мастерство, формировать уверенность себе.
2. Ознакомиться с инновационными методиками.
3. Развивать инициативу и организаторские способности в работе с детьми.
Прогнозирование результата:
Владение теорией и практикой использования мнемотехники в развитии связной речи на развитие детей . Высокий уровень педагогических возможностей по данной теме. Достигнутая цель в развитии организаторских способностей в работе с детьми.
Статья на тему
«Использование мнемотехники в развитии связной речи у ребенка»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Память можно определить как способность сохранения, организации и воспроизведения прошлого опыта, информации. В зависимости от вида стимулов различают память зрительную, слуховую и др. У младших дошкольников преобладает непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте познавательные процессы приобретают произвольность. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, память ребёнка надо тренировать. Надо научить его различным приёмам, помогающим лучше запоминать
Насчитывается несколько десятков методик раннего развития: методика Монтессори, Никитиных, Зайцева, Глена Домана и многие другие. Но лучшей методикой для вашего малыша будет та, которую вы изобретете сами, зная обо всем, что уже придумано человечеством.
Мнемотехника – «искусство запоминания» - система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Технология позволяет подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребёнку, происходит оптимизация основных психических процессов, интеллектуальная подготовка к школе. Детей учат рациональным приёмам обработки информации, т.е. овладением приёмами рациотехники (логического мышления), мнемотехники (искусственным приёмам запоминания информации) и эйдотехники (образного мышления).
Занятия носят интегрированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей, в том числе в коммуникативной и познавательной деятельностях. В ходе занятий широко задействован сенсорный опыт детей.
Основные методы эйдо-рацио-мнемотехники:
- Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
- Эйдейтизм (образное запоминание): его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития: -обозначение (кошка); -расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет); -оживление (уже увидели, чем она занимается); -обогащение деталями (где кошка находится); -вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?); -управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
- 3.Метод Цицерона (мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
- 4.Метод трансформации: его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д.
- 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
- Коллаж - плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
- Мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать. При применении в работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается смекалка, тренируется внимание, а самое главное – улучшается память. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически.. Для детей младшего возраста
необходимо давать цветные мнемотаблицы: елочка – зеленая, ягодка – красная.
Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»
АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...
Выступление на педагогическом совете: «Мнемотехника как прием обучения связной речи» на тему: «Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику».
Экспериментальная работа по внедрению приемов мнемотехники в практику....
Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»
Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...
Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"
Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»
Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...