Конспект НОД по развитию речи "В поисках солнечных лучей" для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данный конспект в игровой форме поможет повторить и обобщить знания детей за пройденный учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_solnechnyh_luchey.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Конспект итоговой непосредственной образовательной деятельности
(О.о. «Речевое развитие»)
«В поисках солнечных лучей»
для детей старшего возраста.
Разработал:
Воспитатель
1 квалификационной
Селиванова Н.В.
2021 год
Цель: в игровой форме повторить и обобщить знания детей , за пройденный учебный год.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение обобщать, классифицировать;
- закрепить умение использовать все части речи;
- определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в слове;
- упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок;
- добиваться полных ответов на вопросы;
- развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесной инструкции.
Воспитательные: воспитывать активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: О.о. «Речевое развитие», О.о «Познавательное развитие», О.о «Физическое развитие», О.о «Социально-коммуникативное развитие».
Методы: сюрпризный момент, словесный, наглядный, , игровой.
Материал к занятию: 2 магнитной доски, конверт с письмом и заданиями, солнце грустное без лучиков и солнце радостное с лучиками, картинки животных (волк, лиса, заяц и медведь), буквы с цифрами (СОЛНЫШКО), слова гороЧка, егороЧка, тропоЧка, шкатулка с сюрпризом.
Ход занятия
1. Вводная часть (Дети сидят на стульчиках)
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто - то пришел к нам, пойду, посмотрю.
Заходит Буратино с конвертом в руке (В конверте лежат задания для детей)
Буратино:
-Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас игру с заданиями. С их помощью, хочу проверить, готовы ли вы к школе. Задания будут сложными, но интересными. А выполняя их, вы еще поможете кое – кому, а кому, узнаете в начале игры. Вы готовы к игре? В конце игры вас ждет сюрприз. А я спешу в другой садик, там тоже дети уходят в школу, и для них у меня есть задания.
Буратино прощается и уходит.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, готовы выполнить задания Буратино? (ответы детей). Пока не начали игру, нужно вспомнить правила поведения на занятии. Напомнят Денис и София.
Денис
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
София
Если хочешь ответить, не кричи,
Только руку подними.
Воспитатель: Все запомнили правила. Тогда…
- Раз, два, три, четыре, пять, приглашаю поиграть !
(Звоню в металлический колокольчик)
Наша игра начинается с загадки, слушайте внимательно (Загадываю загадку)
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
(Дети отвечают. На доску вывешиваю солнышко с грустным лицом без лучиков)
Что можете сказать про солнышко? (круглое, желтое)
Ребята, а какое у него настроение? (грустное) Почему? (У него нет лучиков)
Воспитатель: А где же лучики? (предположения детей). Это зима разбросала их в разные стороны, не хочет уступить свое место солнечной весне. Надо расколдовать лучики. Для этого мы должны выполнить задания Буратино.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Задание № 1. Игра "Отгадай"
(Воспитатель читает загадки, дети отгадывают их)
Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную. (Медведь)
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая… (Лиса)
Он с пелёнок всех боится:
Волка, рыжую лисицу.
Славный беленький трусишка
Этот маленький… (Зайчишка)
В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый… (Волк
(По мере того как дети отгадывают загадки, выставляю картинку с этим животным, затем прошу детей посчитать сколько животных они отгадали)
Воспитатель: Ребята, теперь вспомните сказки, в которых есть эти персонажи.
(Колобок, Теремок, Рукавичка, У страха глаза велики, Заюшкина избушка, Зайчишка-хвастунишка, Три медведя, Маша и медведь, Кот и лиса, Лиса и волк, Лисичка со скалочкой и т.д.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. София, прикрепи лучик к солнышку. Один лучик мы вернули солнышку. Денис, а сейчас какой по счету лучик надо взять?( приносит лучик под цифрой 2).
(Воспитатель берет лучик, зачитывает задание)
Задание № 2. Игра «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
Молоток, топор, пила, отвертка.
Комод, диван, кресло, тумбочка.
Картошка, чеснок, редис, перец.
Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн.
а,б,в,п.
Утюг, фен, телевизор, холодильник.
1, 2, 4, 5, 7, 8, 0
Смородина, слива, крыжовник, малина.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Вот и второй лучик для солнышка. Денис, прикрепи, пожалуйста, лучик. Спасибо.
Воспитатель: Сейчас будем учить потешку.
Физкультурная пауза (Читаю потешку).
Горкой, горкой, горочкой
Шел маленький Егорочка.
Протоптал Егорочка
Тропочку до горочки.
(Дети встают в круг, выполняют ходьбу на месте, произносят потешку, помогая себе кулаками: одновременно в такт, сжимая и разжимая пальцы (координируя речь и движение. Говорят медленно, тихим голосом, еще медленнее, а потом быстрее и чуть громче).
Воспитатель: Послушайте слова и скажите, какой звук чаще повторяется в этих словах? -тропоЧка, гороЧка, ЕгороЧка (выставляю слова на доску). Правильно. А сейчас поиграем в игру «Придумай и назови ласково» и выполним 3 задание Буратино.
Задание № 3. Игра «Придумай и назови ласково»
(Ребенок должен назвать любое слово и назвать его ласково.
Примерные слова кошка-кошечка, курица-курочка, лиса – лисочка).
Воспитатель: Молодцы. С этим заданием справились. У солнышка появился лучик. Какой же по счету? Скажи, Катя (ребенок отвечает). Прикрепи лучик, пожалуйста. Приступаем к следующей игре. Она называется "Буквы заблудились".
Задание № 4. Игра "Буквы заблудились"
(На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры)
Воспитатель: Ребята, здесь написано какое-то слово, но буквы перепутались и невозможно его прочитать. Как вы думаете, как их расставить по местам?
Ответы детей - Расставить цифры по порядку от 1 до 8, и прочитать слово.
(Дети выполняют задание - расставляют цифры вместе с буквой по порядку).
Воспитатель: Кто прочитает, какое слово получилось - СОЛНЫШКО. Правильно. Ребята, какой первый звук мы слышим в этом слове? (звук [С]).
- Денис назови любое слово, в котором есть звук [С].
- Миша, какой звук последний в этом слове? (звук [О]).
- Юля, назови слово со звуком [О].
- Сколько слогов в слове - СОЛНЫШКО? (3 слога)
(На доску выставляется слово солнышко, написанное по слогам, повторяется хором и по отдельности)
Воспитатель: Молодцы! Вот и четвертое задание выполнили (лучик прикрепляю к солнышку). У нас еще остались лучики. Сколько их? (ответы детей). Играем дальше. Следующая игра называется «Что лишнее?». Будьте внимательны.
Задание №5 Игра «Что лишнее?»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
- яблоко, груша, картофель, персик.
- заяц, стрекоза, медведь, волк.
- серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.
- самолет, вертолет, ракета, корабль.
Воспитатель: Прикрепляем лучик. Ребята, вот и выполнили мы почти все задания. Вы молодцы! Но солнышко все равно грустное. Ну а теперь внимание! У нас остался последний лучик (читаю задание)
Задание №6
Чтобы найти клад, вы должны сделать 3 шага вперёд, 3 шага вправо, и т.д. (пока ребенок не дойдет до шкатулки).
(Один ребенок идет, следуя инструкции воспитателя, и находит клад.
Там лежат шоколадные монетки).
3. Итог занятия
Воспитатель: Семен, прикрепи последний лучик к солнышку (Выставляю улыбающееся солнышко). Посмотрите, наше солнце заулыбалось. Мы вернули ему лучики. И у нас сразу стало светлее от его длинных лучей.
Вот и подошла к концу наша игра. Ребята, напомните мне, что мы сегодня делали? Какое задание вам понравилось больше всего? Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....
Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными....
Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста (7 год жизни)
Целью занятия является овершенствование умение детей образовывать однокоренные слова; формировать навыки связной речи, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом....
Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста
Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительны...
Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: формирование знаний о домашних птицахЗадачи:Образовательная:Формировать представление об одинаковых частях тела у разных птиц;Дать представление о названиях детенышей домашних птиц.Развивающая: ...
Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными....
Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....