Рабочая программа по ОО "Речевое развитие"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Рабочая программа по образовательной области
«Речевое развитие»
для детей средней разновозрастной группы 3-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" | 78.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение- детский сад с.Зоркино Марксовского района Саратовской области
ПРИНЯТО: Педагогический совет Протокол №____ от ________20____г. | СОГЛАСОВАНО: Родительский комитет Протокол №____ от ________20____г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МДОУ-д\с с.Зоркино _________А.У.Чакова Приказ №____ от ________20____г. |
Рабочая программа по образовательной области
«Речевое развитие»
для детей средней разновозрастной группы 3-5 лет
Срок реализации: на период обучения.
Составленана основе Основной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Воспитатели:
Чакова А.У.
Потапова В.О.
Содержание
I.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации рабочей программы.
1.3.Основные принципы реализации
1.4.Возрастные психологические и индивидуальные особенности воспитанников
1.5.Планируемые результаты освоения программы, периодичность, сроки,
и методика проведения мониторинга
II.Содержательный раздел
2.1.Описание непрерывно-образовательной деятельности
2.2.Календарно-тематическое планирование.
2.3.Система взаимодействия с семьями воспитанников
III.Организационный раздел
3.1.Материально-техническое обеспечение
3.2.Программно-методическое обеспечение
3.3.Организация РППС.
3.4.Организация и проведение музыкально-физкультурных праздников, развлечений, досуговая деятельность
3.5.Организация режима
3.6.Двигательный режим
3.7.Учебный план
3.8.Сетка НОД
3.9Аннотация программы
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по ОО «Речевое развитие» разработана на основе ОП ДОУ, основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой и др.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.
- Основная образовательная программа МДОУ
-Устав МДОУ детский сад с.Зоркино .
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
3. Самостоятельная деятельность детей
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы
1.2. Цель и задачи реализации рабочей программы
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа и обучению русскому языку.
Задачи:
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи.
- Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
- Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
- Развитие литературной речи
1.3.Принципы и подходы к формированию программы
Процесс развития речи детей дошкольного возраста строится с учетом общедидактических и методических принципов, поскольку именно они являются руководящей идеей организации речевого развития детей:
- принцип активности предполагает сообщение воспитанникам целей Обучения, творческое выполнение ими заданий, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности, систематическую работу над языком, данный принцип характеризуется развитием активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения, мотивации и интереса, развитием навыков и умений самостоятельной работы по созданию продукта речевой деятельности;
- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);
- принцип систематичности предусматривает концентрическое усвоение языкового материала; систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения родному языку,
- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей,
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира; работу по развитию речи нельзя отрывать от работы направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов; данный принцип подразумевает активное использование методов и приемов, способствующих развитию всех познавательных процессов,
- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации; данный принцип подразумевает развитие речи как средства общения и познания, указывает на практическую направленность процесса обучения родному языку, меняет методы обучения, выдвигая на первый план формирование речевого высказывания,
- принцип развития языкового чутья («чувства языка») подразумевает развитие неосознанного владения закономерностями языка, многократное восприятие речи и использование в собственных высказываниях сходных форм формирует у ребенка аналогии, а затем он усваивает и закономерности языка,
- принцип формирования элементарного осознания явлений языка основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, данный принцип предусматривает создание внутренней системы правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторить, но и создавать новые высказывания,
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования предусматривает освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи, в центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребенка в овладении языком,
- принцип обогащения мотивации речевой деятельности основывается на том, что от мотива повисит качество речи и мера успешного обучения, обогащение мотивов речевой деятельности детей должно учитывать возрастные особенности детей, использование разнообразных приемов, стимулирующих речевую активность и способствующих развитию творческих речевых умений детей,
принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 3 – 5 лет
2 младшая (3-4 года)
. Все дети группы владеют первыми навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать сказки, заучивать стихотворения.
В игровой деятельности дети дружелюбны, умеют играть коллективно, в паре, легко делятся игрушками с товарищами. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной формы, 60 % детей знают цвета.
Внимание у детей неустойчиво, они сосредотачиваются на короткий промежуток времени (5-15 минут), сложно переключаются. Дети не могут быстро отреагировать на указания взрослых и переключиться на другое задание или деятельность, поэтому нужно несколько раз предупреждать детей о необходимости смены деятельности.Запоминание материала детьми носит непроизвольный характер и происходит в разных видах детской деятельности, при эмоциональной включенности в ситуацию или многократном повторении.Так как дети ещё не приобрели достаточных навыков в разрешении конфликтных ситуаций и претендуют на одни и те же игрушки и предметы в силу высокой степени подражательности и низкой произвольности поведения, то возникающие недоразумения разрешают, как правило, силовыми способами, т.е.отбирают понравившуюся игрушку или предмет, толкают, ударяют и т.д. Конфликты, в силу не развитойещёпроизвольности, зачастую протекают с высоким эмоциональным накалом.
Средняя группа (4-5 лет) Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении с педагогами (Грунина Н., Демин И,). Дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни. Все дети хорошо владеют навыками личной гигиены, самостоятельно обслуживают себя и охотно помогают младшим детям одеться, повесить одежду в шкаф, убрать игрушки.У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Заметны многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет требование. Дети отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группе начинают выделяться лидеры.
1.5. Планируемые результаты освоения программы, периодичность, сроки и методика проведения мониторинга:
Речевое развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
– использует речь для инициирования общения, регуляции поведения
– активно пользуется речью в игровом взаимодействии со сверстниками
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
– понимает и правильно использует в речи антонимы, синонимы, обобщающие понятия, лексику, обозначающую эмоциональные состояния
– использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, элементарные способы словообразования
– владеет правильным произношением всех звуков родного языка (за исключением некоторых шипящих и сонорных звуков)
– способен построить небольшой связный рассказ самостоятельно или с помощью педагога
Практическое овладение воспитанниками нормами речи:
– пользуется разнообразными формулами речевого этикета
– способен осмысленно работать над собственным звукопроизношением и выразительностью речи
Развитие литературной речи:
– способен с помощью педагога пересказать содержание знакомых сказок, рассказов;
– способен эмоционально реагировать на поэтические тексты, выразительно их воспроизводить;
– способен импровизировать на основе литературных произведений.
Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса:
– проявляет интерес к слушанию произведений разных жанров
– проявляет интерес к рассматриванию иллюстрированных изданий детских книг
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
– различает основные звуки речи;
– владеет элементарными навыками звукового анализа.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
1 этап. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение == все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
2 этап. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение == все баллы сложить(по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Высокий результат развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития от 4 до 5 баллов.
Средний результат - от 3 до 4 баллов
Низкий результат – от 2 до 3баллов
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Диагностические методы:
- наблюдение,
- анализ продуктов детской деятельности,
- дидактические игры,
- индивидуальные беседы,
- решение проблемных (диагностических) ситуаций.
формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами дошкольного учреждения. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.2.Перспективное планирование ОО «Речевое развитие»
Направление «Развитие речи»
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа(4-5 лет). - М.: Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
№ | Тема | Методическое обеспечение | |||||
сентябрь | |||||||
1 | «Надо ли учиться говорить» | В.В. Гербова, стр. 27 | |||||
2 | Звуковая культура речи: звуки с и сь | В.В. Гербова, стр. 28 | |||||
3 | Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» | В.В. Гербова, стр.29 | |||||
4 | Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» | В.В. Гербова ,стр.30 | |||||
октябрь | |||||||
5 | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» | В.В. Гербова с.31 | |||||
6 | Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ. | В.В. Гербова , стр.32 | |||||
7 | Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень» | В.В. Гербова , стр.33 | |||||
8 | Чтение стихотворений об осени.Составление рассказов –описаний игрушек. | В.В. Гербова , с.34 | |||||
ноябрь | |||||||
9 | Чтение сказки «Три поросенка» | В.В. Гербова, с.35 | |||||
10 | Звуковая культура речи: звук ц | В.В. Гербова, стр. 36 | |||||
11 | Рассказывание по картине «Собака со щенятами» | В.В. Гербова, стр. 38 | |||||
12 | Составление рассказа об игрушке. | В.В. Гербова, стр. 39 | |||||
декабрь | |||||||
13 | Чтение детям русской народной сказки | В.В. Гербова, стр. 43 | |||||
14 | Чтение и заучивание стихов о зиме. | В.В. Гербова, стр.44 | |||||
15 | Звуковая культура речи: звук Ш | В.В. Гербова, стр. 46 | |||||
16 | Обучение рассказыванию по картинке | В.В. Гербова, стр.45 | |||||
январь | |||||||
18 | Чтение детям р.н.с. «Зимовье» | В.В. Гербова, стр.48 | |||||
19 | Звуковая культура речи: звук « ж» | В.В. Гербова, стр.49 | |||||
20 | Чтение любимых стихотворений | В.В. Гербова, стр.52 | |||||
февраль | |||||||
21 | Звуковая культура речи: звук «ч» | В.В. Гербова, стр.53 | |||||
22 | Урок вежливости | В.В. Гербова, стр.56 | |||||
23 | Составление рассказов по картине «На | В.В. Гербова, стр.55 | |||||
полянке» | |||||||
март | |||||||
25 | Мини-викторина по сказке | В.В. Гербова, стр. 53 | |||||
К.Чуковского. Чтение произведения | |||||||
«Федорино горе». | |||||||
26 | Готовимся встречать весну и | В.В. Гербова, стр. 59 | |||||
Международный женский день | |||||||
27 | Звуковая культура речи: звуки Щ – Ч | В.В. Гербова, стр. 60 | |||||
28 | Составление рассказов по картине | В.В. Гербова, стр. 62 | |||||
апрель | |||||||
30 | Русские сказки (мини-викторина). | В.В. Гербова, стр. 61 | |||||
Чтение сказки «Петушок и бобовое | |||||||
зернышко» | |||||||
31 | Звуковая культура речи: звуки л, ль | В.В. Гербова, стр. 63 | |||||
32 | Заучивание стихотворений | В.В. Гербова, стр. 67 | |||||
33 | Заучивание стихотворения. Ю.Кушака | В.В. Гербова, стр. 66 | |||||
«Олененок» | |||||||
май | |||||||
34 | День Победы | В.В. Гербова, стр. 68 | |||||
35 | Звуковая культура речи: звуки Р,РЬ | В.В. Гербова, стр. 69 | |||||
36 | Прощаемся с подготовишками. | В.В. Гербова, стр. 70 | |||||
37 | Литературный калейдоскоп | В.В. Гербова, стр. 71 | |||||
38 | Заучивание стихотворения Ю. Кушака | В.В. Гербова, стр. 65 | |||||
«Оленёнок» повторение | |||||||
Развитие речи и ознакомление с художественной литературой детей младшего дошкольного возраста
Сентябрь
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись». | Упражнять детей в правильном и отчётливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах), развивать речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительно и на одном выдохе, активизировать в речи детей обобщающие слова, воспитывать интонационную выразительность речи | |
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения «Приставалка» С. Чёрного. | Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры), помочь детям поверить в то, что каждый из них – замечательный ребёнок, и взрослые их любят, познакомить детей с новым стихотворением.помочь понять его содержание, развивать внимание, воспитывать любовь к окружающим. | |
ІІІ | Развитие речи | Звуковая культура речи: звук у. | Упражнять детей в чёткой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях), отрабатывать плавный выдох, развивать умение самостоятельно подбирать правильную тональность, громкость, воспитывать интонационную выразительность речи. | В. Гербова, стр.32 |
ІV | Ознакомление с художественной литературой | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». | Познакомить детей с новой сказкой, учить слушать и повторять предложения с однородными членами, развивать память, внимание, воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку. | В.В. Гербова, стр.29 |
Октябрь
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Развитие речи | Дидактическая игра «Чья вещь?». Рассматривание сюжетных картин. | Упражнять детей в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными, помочь детям понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами, развивать речь детей, обогащать словарный запас, воспитывать умение слушать окружающих | В.В. Гербова, стр.34 |
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение русской народной сказки «Колобок» | Познакомить детей со сказкой «Колобок», упражнять детей в образовании слов по аналогии, развивать память, мышление, воспитывать умение сопереживать персонажу сказки. | В.В. Гербова, стр.37 |
ІІІ | Развитие речи | Звуковая культура речи: звук о. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». | Отрабатывать чёткое произношение звука о, продолжать учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, объяснять их содержание, способствовать развитию речи детей, воспитывать умение слушать окружающих. | В.В. Гербова, стр.37 |
ІV | Ознакомление с художественной литературой | Чтение стихотворения А. Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила». | Помочь детям запомнить стихотворение А. Плещеева «Осень», при восприятии стихотворения А. Блока «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно и страшно в неуютную осеннюю пору, развивать память, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.38 |
V | Развитие речи | Звуковая культура речи: звук и. | Упражнять детей в чётком и правильном произношении звука и (изолированного, в звукосочетаниях, в словах), развивать речевое дыхание, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.41 |
Ноябрь
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Праздничные дни | |||
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «Что из чего получается». | Приобщать детей к поэзии, упражнять в образовании слов по аналогии, развивать поэтический слух, воспитывать интерес к поэзии | В.В. Гербова, стр.40 |
ІІІ | Развитие речи | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). | Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения, упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детёнышёй животных, правильно и чётко проговаривать слова со звуками к, т. | В.В. Гербова, стр.41 |
ІV | Ознакомление с художественной литературой | Чтение детям стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке». | Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворений С. Маршака, развивать память, внимание, воспитывать любовь к животным. | В.В. Гербова, стр.45 |
Декабрь
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Развитие речи | Дидактические игры «Эхо», «Чудесный мешочек». | Упражнять детей в произношении слов со звуком э (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь (игра «Чудесный мешочек»), развивать мышление, слуховое внимание, воспитывать звуковую культуру речи. | В.В. Гербова, стр.50 |
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение детям сказки «Снегурушка и лиса». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок), упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки, развивать память, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.49 |
ІІІ | Развитие речи | Игра – инсценировка « У матрёшки – новоселье» | Учить детей правильно называть строительные детали и их цвета, способствовать развитию диалогической речи детей, воспитывать умение слушать окружающих. | В.В. Гербова, стр.52 |
Январь
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Праздничные дни | |||
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт», стихотворения А. Босева«Трое». | Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идёт», оживить в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада, помочь запомнить стихотворение А. Босева «Трое», развивать память, интерес к окружающему, воспитывать любовь к природе. | В.В. Гербова, стр.51 |
ІІІ | Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки: м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» | Упражнять детей в правильном и чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи, продолжать учить образовывать слова по аналогии, развивать длительный выдох, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.56 |
ІV | Ознакомление с художественной литературой | Чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди». | Познакомить детей с новой сказкой, помочь понять содержание сказки, вызвать желание послушать её ещё раз, поиграть в сказку, развивать память, интерес к сюжету, воспитывать навыки драматизации. | В.В. Гербова, стр.53 |
Февраль
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Развитие речи | Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» и сюжетных картин. | Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассмотреть рисунки в книгах, учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы воспитателя, делать простейшие выводы, высказывать предположения, развивать наблюдательность, мышление, воспитывать интерес к окружающему. | В.В. Гербова, стр. 54 |
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение детям русской народной сказки «Лиса и заяц». | Познакомить детей с новой сказкой, помочь понять смысл произведения, развивать интерес к сюжету, воспитывать положительное отношение к образу. | В.В. Гербова, стр.59 |
ІІІ | Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки п, пь .Дидактическая игра «Ярмарка». | Упражнять детей в правильном и чётком произношении звуков п,, пь , побуждать детей с помощью дидактической игры вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь, развивать слуховое внимание, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.57 |
ІV | Ознакомление с художественной литературой | Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки распетушились». | Помочь детям запомнить стихотворение В. Берестова «Петушки распетушились», учить читать его выразительно, развивать память, внимание, воспитывать самостоятельность, активность. | В.В. Гербова, стр 61. |
Март
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки б, бь. | Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи), развивать слуховое внимание, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр. 60 |
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение стихотворения «Всё она» И. Косякова. Дидактическое упражнение «Очень мамочку люблю, потому, что…». | Познакомить детей со стихотворением И. Косякова «Всё она», совершенствовать диалогическую речь малышей, развивать связную речь детей, воспитывать любовь к близким. | В.В. Гербова, стр.64 |
ІІІ | Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки т, п, к. | Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи, учить детей отчётливо произносить звукоподражания со звуками т, п, к, упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью, развивать фонематическое восприятие, воспитывать звуковую культуру речи. | В.В. Гербова, стр. 65 |
Апрель
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Ознакомление с художественной литературой | Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». | Напомнить детям известные им русские народные сказки, познакомить со сказкой «У страха глаза велики»,помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки, развивать интерес к сюжету сказки, воспитывать чувство юмора. | В.В. Гербова, стр.67 |
ІІ | Развитие речи | Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога).Дидактическое упражнение на звукопроизношение (дидактическая игра «Что изменилось») | Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить её тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей, отрабатывать правильное и отчётливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов), развивать наблюдательность, воспитывать умение слушать окружающих. | В.В. Гербова, стр.68 |
ІІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». Дидактическое упражнение «Когда это бывает?». | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна», учить называть признаки времён года, развивать мышление, воспитывать любовь к природе. | В.В. Гербова, стр.70 |
ІV | Развитие речи | Звуковая культура речи: звук ф. | Учить детей отчётливо и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком, развивать слуховое внимание, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.71 |
V | Ознакомление с художественной литературой | Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка - рябушечка». Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога) | Познакомить детей с русской народной песенкой «Курочка - рябушечка», продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено, развивать связную речь детей, наблюдательность, память, воспитывать положительное отношение к образу. | В.В. Гербова, стр.73 |
Май
Неде ля | Подраздел программы | Тема | Программное содержание | Литература |
І | Развитие речи | Звуковая культура речи: звук с. | Отрабатывать чёткое произношение звука с, упражнять детей в умении вести диалог, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.75 |
ІІ | Ознакомление с художественной литературой | Чтение русской народной сказки «Бычок – чёрный бочок, белые копытца». Литературная викторина. | Познакомить детей с русской народной сказкой «Бычок – чёрный бочок, белые копытца», помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях, развивать память, интерес к сюжету сказки, воспитывать положительное отношение к образу. | В.В. Гербова, стр.76 |
ІІІ | Развитие речи | Звуковая культура речи: звук з. | Упражнять детей в чётком произношении звука з, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.77 |
ІV | Ознакомление с художественной литературой | Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова «Весенняя гостья». | Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года, помочь запомнить новое стихотворение, учить читать его выразительно, развивать память, воспитывать интонационную выразительность речи. | В.В. Гербова, стр.78 |
2.3 Перспективный план взаимодействия с родителями
Цель работы с родителями:
- Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
- выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
III.ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Вид помещения социально- бытового и иного назначения | Наименование оборудования, ТСО | Кол-во |
1 | Прогулочная площадка (прогулка, наблюдения, трудовые поручения, занятия физической культурой, самостоятельная деятельность детей). | Стол Лавки Оборудование (песочница, горка, качели, спортивная лестница) Беседка | 1 2 5 1 |
2 | Игровая комната группы(развитие речи, приобщение к художественной литературе, ознакомление с окружающим миром, ознакомление с миром природы, труд в природе, ознакомление с художественно - прикладным творчеством, ФЭМП, сюжетно - ролевые игры, ОБЖ,самообслуживание, трудовая,игровая,самостоятельная, творческая деятельность). | Стеллаж для игрушек Стол детский Стул детский Ковёр Детская игровая мебель Музколонка Телевизор DVD-проигрыватель Доска маркерная Стол письменный детский | 4 4 15 1 6 1 1 1 1 2 |
3 | Буфетная комната (раздача пищи, мытьё и хранение посуды, кухонного инвентаря) | Стол Мойка Сушилка для посуды | 1 2 3 |
4 | Туалетная комната (закрепление КГН)
| Шкафчики для полотенчиков Шкаф для хранения уборочного инвентаря Умывальники Унитазы | 20 2 2 2 |
5 | Приемная комната (первичный осмотр и приём детей, самообслуживание) Информационно- просветительская работа с родителями. | Шкаф для одежды (кабинки) Скамейки Информационный уголок для родителей Стенд для выставок продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, изделия из пластилина и глины, и т.д.) Шкаф для хранения уборочного инвентаря Полка для обуви Диван детский | 20 2 4 1 1 1 1 |
3.2.Программно-методическое обеспечение:
Методические пособия:
1. Программа «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа». Москва,2016
3. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой « Развитие речи у малышей» 4+.
4.. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой « Развитие речи у малышей» 3+.
5. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой « Прописи для малышей» 4+.
6. Рабочие тетради к программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой « Прописи для малышей» 3+.
7.Хрестоматия для маленьких. Просвещение 1987.
8.Книга для чтения в детском саду и дома 4-5 лет МОСКВА ОНИКС 2007г.
Наглядно-дидактические пособия:
- В.В.Гербова.Картинки по развитию речи. Просвещение, 1985.
- Подборка –выставка настенных картин « Гора самоцветов». Издательство «Малыш», 1990.
- Комплект сюжетных картин «Детские забавы». Издательство ООО «Книголюб» 2000.
- Времена года в городе, в деревне, в природе.Издательство « Школьная пресса», 2008.
5.Времена года. Пейзаж в творчестве русских художников XIX-XXвека.
3.3.Содержание ППРС средней группы
Центр театра | Разные виды театров: настольный, бибабо, пальчиковый; игрушки- забавы; маски, шапочки; декорации, театральные атрибуты. |
Речевой уголок | картотеки артикуляционной , пальчиковой , дыхательной гимнастики; комплект сюжетных картин «Времена года», «Мой детский сад», «Моя семья», дидактический материал в картинках и др. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (физминутки), Дидактические игры на совершенствование ЗКР, на обогащение и активизацию словарного запаса. Предметные картинки, фотографии и открытки по лексическим темам |
Центр книги | Детские книги с учетом возраста детей; иллюстрации к детским произведениям; литературные игры с грамматическим содержанием, портреты писателей и поэтов; книжки – раскраски; книжные иллюстрации с последовательным изображением сюжета сказки; рисунки детей к литературным произведениям; цветные карандаши, бумага. |
3.5 Организация режима в ДОУ
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития детей, является организация режима дня, соответствующего возрастным психофизиологическим потребностям ребенка. Основу режима составляет точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, обязательных занятий, прогулок и самостоятельной деятельности детей, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей определенного возраста. Обеспечение правильного режима достигается за счет распределения детей по возрастным группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста.
Режим пребывания детей в учреждении соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, требованиям СанПиН и программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Васильевой М.Е, Комаровой Т.С. предусматривающий личностно-ориентированные подходы к организации всех видов деятельности. Режим составлен с учетом 12-и часового пребывания детей в детском саду.
Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ - с 7.00 до 19.00 часов.
Образовательный процесс осуществляется с первого сентября по тридцать первое мая. Летний период - с первого июня по тридцать первое августа.
Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:
- время приема пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.
Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: утром, в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 - 2,5 часа (дневной сон).
При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:
• полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
• тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
• привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
• формирование культурно-гигиенических навыков;
• эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
• учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.
Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа.
Режим пребывания детей в теплый период года (июнь, июль, август) имеет свои особенности:
- образовательная деятельность осуществляется на участке, во время прогулки, таким образом, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе;
- организуется образовательная деятельность физкультурно–оздоровительного и художественно-эстетического цикла; освоение содержания других образовательных областей осуществляется в самостоятельной деятельности детей и в совместной с педагогом нерегламентированной деятельности, во взаимодействии с семьями обучающихся.
В режиме дня выделено постоянное время для чтения детям художественной литературы. При этом чтение – это не обязательное занятие для ребенка, он может по своему желанию либо слушать, либо заниматься своими делами. Организация жизни и деятельности детей основывается на принципе личностно-ориентированного взаимодействия: деятельность педагогов ориентирована на создание в группах положительного микроклимата, гуманного отношения к ребенку; на развитие его индивидуальных особенностей, стимулирование творчества; создание эмоционального благополучия ребенка в учреждении.
3.6.Режим двигательной активности | |||||
Виды деятельности | Периодичность и продолжительность деятельности | ||||
детей | |||||
Средняя группа | |||||
(от 3 до 5 лет) | |||||
НОД по физическому развитию: | |||||
в помещении | 2 раза в неделю | ||||
(15-20 мин) | |||||
на улице | 1 раз в неделю | ||||
(15-20 мин) | |||||
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: | |||||
утренняя гимнастика | ежедневно | ||||
5 мин | |||||
подвижные,спортивные | ежедневно | ||||
игры и упражнения на | 20-25 мин | ||||
прогулке | |||||
физкультминутки, | ежедневно | ||||
динамические паузы во | не менее 3 раз | ||||
время ООД | |||||
Гимнастика после дневного сна | ежедневно | ||||
3-5 мин | |||||
Индивидуальная работа по развитию движений | |||||
в помещении | 1 раз в неделю | ||||
на прогулке | ежедневно | ||||
Активный отдых | |||||
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | ||||
(20-25 мин) | |||||
Физкультурный праздник | 2 раза в год | ||||
(45 мин) | |||||
Спортивные досуги, | 1 раз в год | ||||
развлечения с родителями | |||||
Самостоятельная двигательная | деятельность | ||||
Самостоятельное | ежедневно | ||||
использование | |||||
физкультурного, спортивно-игрового | |||||
оборудования | |||||
Самостоятельные | ежедневно | ||||
подвижные и спортивные | игры | ||||
3.7.Учебный план по реализации ООП ДО в средней разновозрастной Речевое развитие
Речевое развитие | РАЗВИТИЕ РЕЧИ | 2 младшая группа | Средняя группа |
15 мин. 1/38 | 20 мин. 1/38 |
3.8.Расписание НОД «Речевое развитие»
День недели | Организованная образовательная деятельность (занятие) |
Среда | Речевое развитие 09.00-09.15 2 младшая группа |
Речевое развитие 09.15-09.35 средняя группа |
3.9 Презентация рабочей программы
Рабочая программа по ОО «Речевое развитие» разработана на основе основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой и др.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-Федеральный Закон «Об образовании в РФ» 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666).
-Постановление от 15 мая 2013г.№ 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» («Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» действует с 01.01.2014г.
- Основная образовательная программа МДОУ
-Устав МДОУ детский сад с.Зоркино .
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей по речевому развитию, и направлена на формирование общей культуры, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно–эстетическое, физическое развитие.
Рабочая программа имеетопределенную структуру и состоит из разделов:
Целевой раздел – Пояснительная записка: - Цели и задачи рабочей программы, принципы и подходы в организации образовательного процесса, значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики детей, планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).
Содержательный раздел: перспективное планирование, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе, взаимодействие с семьей.
Организационный раздел: оснащение предметно-пространственной среды, режим дня, расписание НОД,организация и проведение музыкально-физкультурных праздников,развлечений, досуговая деятельность, перечень методических пособий , двигательный режим.
Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в вариативной части программы через проектную деятельность.
Рабочие программы рассматривались на заседании рабочей группы, принимались на Совете педагогов, согласованы на общем родительском собрании и утверждены приказом заведующего МДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
Рабочая программа по физическому развитию во второй младшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию в средней группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработанна на методических рекомендациях Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по физическому развитию в старшей группе разработана на основе примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана на основе методических рекомендаций Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...