План по самообразованию "Использование пальчиковых игр во второй младшей группе"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Красносельский детский
сад «Тургай»
комбинированного вида
____________ Л.Ш. Губайдуллина
Приказ № от 2019 г.
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: “Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий”
Воспитатель: Гарифзянова Э.Д.
2019 г.
Тема: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: октябрь 2019 г.
Месяц окончания работы: май 2020 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
7. Кольцова М. М «Развитие моторики»
8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи Мы выбрали тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы на 2019-2020 учебный год.
Работа с детьми.
Месяц | Формы работы |
Октябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех». 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
Декабрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. |
Февраль | 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и бумаги в технике оригами. |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. |
Работа с педагогами.
Месяц | Форма работы |
Октябрь | Консультация : «Пальчиковые игры и развитие речи детей». |
Ноябрь | Беседа «Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы).» |
Декабрь | Презентация «Нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук». |
Январь | Словесные игры с педагогами. |
Февраль | Мастер класс совместно с музыкальным руководителем: «Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение.» |
Март | Памятки для педагогов по данной теме. |
Апрель | Открытое занятие «Рисуем нетрадиционным способом». |
Май | Обмен опытом: «Виды театра. Пальчиковый театр.» |
Работа с родителями.
Месяц | Форма работы |
Октябрь | Оформление папки-передвижки «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр». Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». |
Ноябрь | Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». |
Декабрь | Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». |
Январь | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. |
Февраль | Подготовка к совместному творчеству детей и родителей (проект «Книжка своими руками») |
Март | Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками») |
Апрель | Подготовка к созданиею пальчикового театра по мотивам русских народных сказок |
Май | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок |
Литература для изучения:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
7. Кольцова М. М «Развитие моторики».
8. Елена Данилова «Пальчиковые игры».
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг» во второй младшей группе
практикум для родителей на тему "Пальчиковый игротренинг" во второй младшей группе...
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...
Пальчиковая гимнастика для второй младшей группы по темам недели программы "Истоки"
Картотека игр в помощь воспитателю....
Пальчиковые игры для второй младшей группы
пальчиковые игры на развитие мелкой моторики пальцов рук для младших дошкольноков...
Пальчиковые игры во второй младшей группе
Пальчиковые игры во второй младшей группе...
Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе "Осень"
quot;Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях ...
Пальчиковая гимнастика во второй младшей группе
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)Мяч...