План по самообразованию "Использование пальчиковых игр во второй младшей группе"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Красносельский детский сад «Тургай» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
«Красносельский детский
сад «Тургай»
комбинированного вида
____________ Л.Ш. Губайдуллина
Приказ № от 2019 г.
План по самообразованию на 2019-2020 учебный год
Тема: “Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий”
Воспитатель: Гарифзянова Э.Д.
2019 г.
Тема: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Период работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: октябрь 2019 г.
Месяц окончания работы: май 2020 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
5. Содействовать нормализации речевой функции.
6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
Пальчиковый игротренинг.
Массаж кистей рук.
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)
Конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом.
Различные виды аппликаций.
Шнуровки.
Пазлы, мозаика.
Работа со счётными палочками.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.
1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный) Изучение научной и учебно-методической литературы:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
7. Кольцова М. М «Развитие моторики»
8. Елена Данилова «Пальчиковые игры»
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка»
2 ЭТАП — внедрение в практику.
3 ЭТАП — представление опыта работы по теме. Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры и нетрадиционные технологи Мы выбрали тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы на 2019-2020 учебный год.
Работа с детьми.
Месяц | Формы работы |
Октябрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех». 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика. |
Декабрь | 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. |
Февраль | 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2.Учить детей одевать и раздевать кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). 6.Пальчиковая игра «Лыжи» (использование крышек от пластик.бутылок). |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы); самомассаж кистей пальцев рук. |
Апрель | Чтение рассказов, потешек, стихотворений пир помощи пальчиков. Пальчиковый театр. Конструирование и бумаги в технике оригами. |
Май | Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. |
Работа с педагогами.
Месяц | Форма работы |
Октябрь | Консультация : «Пальчиковые игры и развитие речи детей». |
Ноябрь | Беседа «Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы).» |
Декабрь | Презентация «Нетрадиционные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук». |
Январь | Словесные игры с педагогами. |
Февраль | Мастер класс совместно с музыкальным руководителем: «Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение.» |
Март | Памятки для педагогов по данной теме. |
Апрель | Открытое занятие «Рисуем нетрадиционным способом». |
Май | Обмен опытом: «Виды театра. Пальчиковый театр.» |
Работа с родителями.
Месяц | Форма работы |
Октябрь | Оформление папки-передвижки «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр». Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». |
Ноябрь | Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». |
Декабрь | Мастер-класс для родителей: «Волшебные пальчики». |
Январь | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. |
Февраль | Подготовка к совместному творчеству детей и родителей (проект «Книжка своими руками») |
Март | Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками») |
Апрель | Подготовка к созданиею пальчикового театра по мотивам русских народных сказок |
Май | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок |
Литература для изучения:
1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007. 2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
5.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
6.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.
7. Кольцова М. М «Развитие моторики».
8. Елена Данилова «Пальчиковые игры».
9. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребѐнка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей на тему: «Пальчиковый игротренинг» во второй младшей группе
практикум для родителей на тему "Пальчиковый игротренинг" во второй младшей группе...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй
Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

Пальчиковая гимнастика для второй младшей группы по темам недели программы "Истоки"
Картотека игр в помощь воспитателю....

Пальчиковые игры для второй младшей группы
пальчиковые игры на развитие мелкой моторики пальцов рук для младших дошкольноков...

Картотека пальчиковых игр во второй младшей группе "Осень"
quot;Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях ...

Пальчиковая гимнастика во второй младшей группе
Пальчиковая гимнастика «Игрушки» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)Мяч...