доклад
материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Доклад на тему: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений».
Подготовила: Пугач Екатерина Алексеевна
2020год
Система работы по формированию выразительности речи дошкольников при чтении стихотворений.
В настоящее время педагоги дошкольных учреждений довольно часто сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. Особенно это заметно при подготовке воспитанников к выступлениям на праздниках, исполнении ролей в играх-драматизациях.
Что такое «Выразительное чтение»? Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.
Как выбрать отрывок для выразительного чтения? 1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. 2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти. 3) Стихотворение для малышей должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом). Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна. 4)Стишок должен соответствовать характеру малыша. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стишки Даниила Хармса, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию стихи Саши Черного и Валентина Берестова.
5) Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации). От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным. Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. 6) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха. Нужно читать детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Важны хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Этапы обучения ребёнка выразительному чтению стихотворения. 1. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым. Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. А затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать с выражением. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.
2. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте. При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.
3. Определить настроение стихотворения. Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, грустным или весёлым. Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.
4. Расставить логическое ударение. Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.
Как выделить слово голосом?
Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно: - прочитать его громче, чем другие; - после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать). Обычно в высказывании есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.
5. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит от содержания (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные), от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение). Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.
Как научить ребёнка расставлять паузы?
Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки
Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.
Как сохранить интерес ребёнка к стихотворению? Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученный стишок от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с малышом разученный стишок. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только школе, но и во взрослой жизни.
Методические приёмы формирования выразительности речи
- Образец выразительного чтения произведения.
- Напоминание похожего случая из жизни детей, оживляющего их эмоции.
- Объяснение выразительной формы чтения.
- Пример выразительного чтения ребёнка.
- Оценка чтения.
- Характеристика персонажа, помогающего подобрать нужную интонацию.
- Чтение в лицах (по ролям).
- Игры-драматизации, инсценированный пересказ.
- Индивидуальное заучивание стихотворение для последующего выступления перед зрителями.
- Специальные словесные упражнения и задания для формирования выразительности:
1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова. Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик). 2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы. Шуба висела на вешалке. 3. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания. Белый снег пушистый в воздухе кружится. Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной, |
Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.
«Киска» И. Жуков
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить. (обиженно)
Ходите, зеваете,
На хвостик наступаете! (сердито)
«Про снег» Н. Светлячок
На полянку и лужок (умиротворенно)
С неба падает снежок,
С неба падает снежок
Кот мурлыкнул: Творожок!(мягко)
Но пропел ему петух:
- Может, это просто пух (резко, звонко)
- Кря! - сказала утка Маша(невозмутимо)
- Это рисовая каша!
Ей ответили утята
- Это кря-кря, кря-кря вата! (Быстрее, выше звук)
Вышел маленький телёнок,
Удивился как ребёнок, (удивленно)
От мороза сжал бока,
- Му-му, сколько молока! (медленно)
А весёлый Ванечка (живее, весело)
Взял из дома саночки,
Побежал кататься в сад.
Ваня снегу очень рад! (четкое радостное восклицание)
Причины невыразительности речи:
дети не осознают значимость интонации для передачи смысла своих слов;
снижение силы мышц языка, губ, голосовых связок;
неумение пользоваться средствами выразительности речи;
индивидуальные психические особенности ребёнка.
Зачем нужна интонация?
Интонация играет важную роль в общении. С её помощью мы можем точно передавать свои мысли, эмоции, чувства, и правильно понимать своего собеседника.
Интонация включает в себя: мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр и паузы. Прежде, чем приступать к развитию интонационной выразительности речи у ребёнка, необходимо научить его передавать свои эмоции при помощи мимики.
Мимика
- выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...