Проект "Мнемотехника"
видеоурок по развитию речи (подготовительная группа)

Жмудь Светлана Анатольевна

Использование технологии мнемотехника для развития речи детей

https://disk.yandex.ru/i/dPK4_LYY3Dhgow

 

https://disk.yandex.ru/i/bKPeZUh2em-oQg

https://disk.yandex.ru/i/rEaZFlw-eaXj2w

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-mnemotehnika.docx29.38 КБ
Файл mnemotehnika_plan_raboty.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                 учреждение "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"

   

                                                       Проект

           «Использование мнемотехники

            для развития связной речи

                    дошкольников»

                                                          Разработала: Жмудь Светлана Анатольевна

                                                                                   учитель-логопед.

                                                                                   Октябрь 2019 г.

Пояснительная записка

  В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и

  разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и

  отношений между предметами, явлениями, действиями. По мере развития

  любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими

  окружающего мира  всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем,

  мнемотаблиц и т.д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи,

  ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

  На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и

  описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

  В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие

  при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей

  связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли,

  рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Важно создавать

  условия для познавательно -речевой деятельности детей, для общения, для

  выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на

  повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей

  дошкольного     возраста недостаточен. Наглядность - один из основных

  дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их

  зрительное   восприятие -

  это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно

  использование     наглядного материала на протяжении всего процесса.

  В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного

  возраста   широкое применение в педагогической практике нашли

  приемы мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого

  — «искусство запоминания» – это система методов и приемов,

  обеспечивающих      эффективное запоминание, успешное освоение детьми

  знаний   об особенностях объектов природы, об окружающем мире,

   эффективное  запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение   информации, и конечно развитие речи

  • Актуальность проекта:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного

возраста является развитие речи, речевого общения. Главной  и  отличительной

чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого

общения зависимостью  от компьютера. Проблема развития связной речи

детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.

Владение родным языком- это не только умение правильно строить

предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность,

через восприятие речи и говорение.

Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой

деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к

проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста

недостаточен.

Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.

Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в

развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного

материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения

рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в

педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого —

«искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание

структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно

развитие речи.
Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники
Задачи проекта:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.
2. Создать материальную базу для использования мнемотехники в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4.Способствовать развитию основных психических процессов - памяти,
внимания, образного мышления дошкольников;
5.Развивать  умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);
6. Развивать творческие способности  воспитанников, умение   составлять
схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по
инструкции;
7.Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей; целостного восприятия окружающего мира;
8.Способствовать формированию у дошкольников навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности;
9. Обеспечить взаимодействие с  родителями по  использованию мнемотехники
для развития связной речи дошкольников
Гипотеза: использование мнемотехники в ДОУ с детьми старшего дошкольного
возраста будет способствовать расширению и  обогащению  словаря, развитию
грамматического  строя,  связной речи воспитанников.
Этапы реализации проекта :
· Подготовительный (сентябрь)
 Основной(октябрь-апрель)
· Заключительный (май)
Подготовительный (Сентябрь)
1. Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники

для развития связной речи детей
2. Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет
3. Подбор  и создание совместно с педагогами ДОУ дидактических пособий

( мнемодорожек,  мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек))
Консультации для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для

развития речи дошкольников
Проведение входной диагностики, по изучению развития речи воспитанников экспериментальных групп
Родительские собрания по проблеме исследования
Анкетирование педагогов «Что такое мнемотехника?»

   Основной  (Октябрь-апрель)

   С педагогами

   1. Разработка плана – программы  с использованием комплексно-тематического

   принципа  (объединение комплекса различных видов специфических детских

   деятельностей  вокруг единой «темы»; виды «тем»:

   «организующие моменты», «тематические недели», «события», «сезонные

   явления в природе», «праздники», «традиции»;)

   Структура программы

  • Использование мнемотехники
  • При составлении описательных рассказов
  • При заучивании стихотворений
  • При пересказе сказок
  • При составлении творческих рассказов
  • Разработка серии конспектов НОД по развитию речи с использованием

мнемотехники

  • Использование педагогами в образовательной деятельности мнемотехники

при заучивании стихов, составлении описательных рассказов,

составлении творческих рассказов природоведческого характера,

пересказах сказок, использование тематических коллажей

при составлении творческих рассказов (« Как я провёл лето»,

«Зимние каникулы» и т.д.)

  • Обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов
  • Консультации для педагогов по использованию мнемотехники для развития

связной речи дошкольников

  • Мастер-классы
  • Круглый стол
  • Открытый показ занятия для педагогов ДОУ

   С воспитанниками

   Для  обучения детей связной речи я  использовала такие приёмы мнемотехники,

   как: мнемодорожка,  мнемотаблицы, коллаж и многое другое.

   Значение метода мнемотехники .

  • Возможность использования в нескольких областях:

    - социально - коммуникативное развитие

   -познавательное

   -художественно- эстетическое

   - речевое

   -физическое

  • Используются имеющиеся методические  и дидактические средства,

   не требующие финансовых затрат;

  • Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и

   возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога;

  • Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами

     всех возрастных групп.

    Работа с родителями

  • Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием

    мнемотаблиц, мнемодорожек

  • Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»
  • Выпуск буклетов
  • Выставка мнемотаблиц для развития речи детей
  • Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для

разгадывания загадок и запоминания стихов

 Заключительный  (Май)

 -Проведение итоговой диагностики

 -Обобщение и распространение полученных результатов

 -Анкетирование педагогов

      В результате

  • Разработан план- программа по развитию речи с использованием мнемотехники
  • Создана материальная база для использования мнемотехники в ДОУ
  • Разработаны конспекты непрерывно непосредственной образовательной

деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники

  • Повысился уровень педагогического мастерства  педагогов ДОУ
  • Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы

составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам,

по инструкции

  • У  дошкольников расширился  и обогатился словарный запас , произошло

развитие связной речи; целостное  восприятие окружающего мира

  • Сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности

  • Повысилась заинтересованность родителей в использовании приёмов

мнемотехники для развития речи детей

 Вывод

 Гипотеза подтвердилась: использование приёмов мнемотехники с детьми старшего

 дошкольного возраста способствовало расширению и  обогащению 

 словаря, развитию грамматического строя,  связной речи

  Работа с родителями

Месяц

Содержание работы

Форма проведения

Сентябрь

Развитие детей 5-7  года жизни.

Родительское собрание

Октябрь

Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 5-7 лет.

Выставка

Ноябрь

«Создание условий в семье для речевого развития ребенка 5-7 лет».

Консультация для родителей

Декабрь

Что такое мнемотехника?

Папка-передвижка

Январь

«Развитие речи у детей 5-7  лет. Метод мнемотехники».

Родительское собрание

Февраль

« Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Консультация для родителей

Март

Составляем и используем мнемотаблицы дома .

Папка передвижка

Апрель

« Рассказываем сказки с помощью  с мнемотаблиц».

Индивидуальные

консультации

Май

«Наши успехи».

Родительское собрания



Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                  "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара"

                             ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                                                    учителя-логопеда Жмудь Светланы Анатольевны

Тема самообразования: «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений, чистоговорок и скороговорок при автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь, занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребѐнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребѐнка.Педагоги стараются использовать в своей практике разные современные технологии для достижения поставленной цели. В этом году хочу попробовать использовать технологию- мнемотехника для автоматизации поставленных звуков, чтобы  ребенок видел результат своей работы не только по восприятию, но и наглядно, создавая продукт своей деятельности, а именно: рисуя, приклеивая, изготавливая мнемодорожки, книжки - малышки, заучивая чистоговорки, стихи, скороговорки по ним.

 Цель: изучение возможностей использования мнемотехники в работе по автоматизации звуков с детьми дошкольного возраста.

.Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, статей в журналах и интернете.

 2. Внедрить приемы мнемотехники в индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности.

 3. Оформить картотеку мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц для заучивания стихотворений, чистоговорок и скороговорок.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Изучение литературы по данной теме.

 2. Подбор стихотворений, чистоговорок и скороговорок с разными звуками.

3. Рисование детьми мнемотаблиц к стихотворениям, чистоговоркам и скороговоркам, для их заучивания

                                   

    План работы по теме самообразования.

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

самообразование

С родителями

Сентябрь

Консультации, мастер-классы

Знакомство с новой технологией - мнемотехника

Вовлечение воспитателей групп в проектную деятельность

Изучение литературы по данной теме.

памятки, рекомендации по данной теме

Октябрь. Ноябрь

Представление педагогического опыта в печатных изданиях

Заучивание чистоговорки по готовой мнемотаблице

Использование компьютерной информации

Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

Декабрь

Краткосрочный проект

Оформление дидактического материала

Мастер-класс «Создание индивидуальных книг со стихотворениями, нарисованными с помощью

Изготовление мнемодорожек, мнемотаблиц, мнемоквадратов

Январь

Индивидуальные книжки со стихотворениями, нарисованные с помощью мнемотехники»

мнемотехники на тему «Новогодний праздник»

Февраль

Март

Среднесрочный проект

«Правильно говорим чистоговорки!»

Заучивание чистоговорок по мнемотаблицам

Папка с подборкой чистоговорок

Консультация на тему "Учим стихи"

 (октябрь – май)

Долгосрочный проект: "Мнемотехника, как метод коррекционной работы логопеда"

Ведение альбома для заучивания стихотворений и загадок при автоматизации звуков

Рисунки -мнемодорожки, заучивание стихотворения на тему: "Весна"

Выставка мнемо-книжек на разные темы, изготовленных детьми  

Семинары, практикумы в др. д/садах, на МО, в ТОИПКРО

Подборка чистоговорок на заданный звук

Апрель Май

Конкурс стихотворений, выученных с помощью мнемотехники на тему «Я нарисовал и выучил!»

Информация по итогам года

Родители вместе с детьми изготавливают книжку по своему неверному звуку (используя мнемодорожки

Предполагаемый результат:

1. Автоматизация поставленных звуков на материале стихотворений, чистоговорок и скороговорок.

2. Повышение уровня произвольной памяти, внимания, развития речи детей.

3. Владение детьми новым способом запоминания стихотворений.

 4. Повышение интереса к заучиванию стихов.

Форма предоставления результатов:

1. Речевой материал, оформленный в виде альбома, индивидуальных книг и папки с картотекой (проекты).

2. Отчеты в печатном виде о проведении консультаций и мастер-классов для родителей и воспитателей.

3. Речевой праздник.

Литература:

 1. Васюкова Н.Е. «Учим стихи по картинкам».

2. Олейник Н.А. Технология «Формирование связи слова и образа при запоминании и воспроизведении поэтического текста у детей с ОНР посредством мнемотехники», Новосибирск, 2008.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники.

 4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: 1997. 5.