Консультация. "Развитие речи мальчиков и девочек".
консультация по развитию речи
Консультация. "Развитие речи мальчиков и девочек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya._razvitie_rechi_malchikov_i_devochek.docx | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация.
Тема: «Развитие речи мальчиков и девочек».
Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты.
У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек:
- девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели;
- мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;
- мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить;
- к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек?
На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители?
Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом?
Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек?
На поставленные вопросы я попытаюсь Вам частично ответить.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
мальчики | девочки | |
Острота слуха до 8 лет | выше | Ниже |
Чувствительность к шуму | чувствительны, поэтому больше шумят сами | Более чувствительны |
Кожная чувствительность | ниже | выше |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление) | Медленное. С возрастом начинает лидировать | быстрее |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация) | Быстрое. Имеется уже в 6 лет | Медленное. Трудности даже в 13 лет |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга | медленное | Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария) |
Речевое мышление | Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно | Лучше развита речь, но мышление более однотипно |
Поисковая деятельность. Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества | Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи | Лучше выполняют типовые задания |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания) | лучше | хуже |
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме.
Период врабатываемости | Медленно набирают нужный уровень работоспособности | Быстро набирают работоспособность |
Развитие памяти | Длится достаточно долго | Завершается рано. Больше опираются на механическое запоминание |
Утомление | Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции) | Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие) |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей | низкое | высокое |
Скорость чтения | ниже | выше |
Правописание | хуже | лучше |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении | Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию | Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение |
Добрые слова (которые нравятся самим детям) | Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов | Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше |
Рисунки детей | Танки, самолёты, человек – паук | Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушение речи | Бывают чаще и тяжелее. Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях | Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в и правом полушарии |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию | Адаптируются хуже, стараются не подчиниться | Адаптируются лучше |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи мальчиков и девочек
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разные пути развития, значит им необходимы разные программы обучения....
Буклет "Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек"
Буклет "Гендерный подход в развитии речи мальчиков и девочек"...
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования
Консультация Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования...
консультации "Развитие связной речи у дошкольников"
консультации для родителей и воспитетелей...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
Консультация "Развитие связной речи дошкольников с задержкой психоречевого развития"
данный материал содержит информацию об основных направлениях работы с воспитанниками с ЗПР в ОО "Речевое развитие" по такому направлени, как развитие связной речи....