консультации "Развитие связной речи у дошкольников"
консультация (старшая группа) по теме
консультации для родителей и воспитетелей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация "Развитие связной речи у дошкольников" | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Развитие связной речи у дошкольников»
Овладение родным языком, развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и является общей основой воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, осознанием окружающего мира, развитием личности в целом. Изучив процессы мышления и речи, Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальные развитие ребенка, но и формирование его характера эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи. А исследования психологов и психолингвистов доказали. Что овладение речью не просто, что- то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику всю деятельность.
Вот почему необходимо уделять больше внимания развитию речи, а в частности связной речи. Связная речь – это такая речь, которая отражает все общественные стороны своего предметного содержания. Это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные законченные отрезки.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими детьми.
Мне хочется остановиться на формировании связной речи детей дошкольного возраста. Главной задачей является совершенствование монологической и диалогической речи.
Совершенствуя монологическую речь, дети осваивают разные типы связных высказываний/описание, рассуждение, повествование, с опорой на наглядный материал и без опоры. В дошкольном возрасте необходимо усложнять структуру детских рассказов, увеличивать количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений. Необходимо обучать, логически последовательно располагать свои рассказы, усложнять структурирование высказываний. Необходимо обучать ребят более точно отвечать на вопросы, объединять в распространённом ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно.
Так же необходимо закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Необходимо обучать детей овладению разными формулами речевого пикета, употреблять их без упоминания.
Большое место во всех возрастных группах занимает формирование фигуры общения. Ребят следует учить называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами; во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительным и приветливым без навязчивости.
Огромное влияние на развитие речи детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
Педагог должен воспитывать свою речь. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»/К. Д. Ушинский/. Не следует злоупотреблять ласкательными, уменьшительными суффиксами, особенно если речь по содержанию не соответствует форме. Ребёнок должен понять содержание речи и по её тону. Воспитатель не должен допускать неточностей и неизбежностей в своей речи. Она должна быть эмоциональной, образной, культурной. Следует к месту использовать произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки.
Для успешного формирования у детей связной речи, необходимы коллективные разговоры с детьми. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.
Разговоры с детьми могут быть преднамеренными непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные разговоры воспитать не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого вовремя прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребёнком, спросить о чём-то. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и завися от возрастных особенностей детей.
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребёнка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи.
Всё вышеперечисленное способствует правильному формированию связной речи детей дошкольного возраста.
Родительское собрание «СемьЯ»
Родительское собрание
«Как хорошо, что есть семья, которая
от бед любых везде хранит меня»
1 ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».
1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
А еще есть друг у меня.
Друг Сережка мне тоже родня.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
2-ОЙ РЕБЕНОК: Много есть друзей вокруг,
Но считаю я,
Что мой самый верный друг –
Бабушка моя.
В воскресенье и в субботу
Ей не надо на работу.
Наступает для меня
Два совсем особых дня.
3-ИЙ РЕБЕНОК:
У меня есть дедушка,
Как зима седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
2 ВЕДУЩАЯ:– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья!
ВЕДУЩАЯ: В толковом словаре Ожегова слово «семья» означает основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Семья – это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте вспомним их.
(Дети: «Вся семья вместе и душа на месте»;
«Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют»;
«Русский человек без родни не живет»;
«Нет такого дружка, как родная матушка»;
«На что клад, коли в семье лад»;
«Материнская ласка конца не знает»;
«Изба детьми весела»;
«Братская любовь крепче каменных стен»;
«Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает») .
3 СЦЕНКА: «воскресенье»
ВЕДУЩАЯ: всего 7 дней в неделе, но лучше всех седьмой.
Воскресенье, воскресенье, воскресенье- выходной!
В одну квартиру мы сейчас заглянем, и убедитесь вы сейчас,
Как грустно ребятишкам бывает иной раз.
ДЕВОЧКА: папа сел читать газету и увлекся сам собой.
На меня совсем не смотрит, но сегодня выходной!
Подойду к нему тихонько и его я попрошу:
В зоопарк пойдем сегодня? Очень я тебя прошу!
ПАПА: не могу пойти сегодня, я сегодня выходной
Хоть один разок в неделю я могу побыть собой!
ДЕВОЧКА: Папа, ну пойдем со мной!
ПАПА: Будь ты умницей, не ной! Подойди ты лучше к маме и ее ты попроси,
Может быть она с тобой может в зоопарк пойти.
ДЕВОЧКА: Подойду теперь я к маме, и ее я попрошу:
В зоопарк пойдем сегодня? Очень я тебя прошу!
МАМА: У меня большая стирка, я стираю целый день!
Я с утра не разгибаюсь, я в заботах целый день!
ДЕВОЧКА: : Подойду теперь я к бабусе, и ее я попрошу:
В зоопарк пойдем сегодня? Очень я тебя прошу!
БАБУСЯ: Внучка милая моя, я сегодня занята, шапочку хочу связать, чтоб могла ты в ней гулять.
ДЕВОЧКА: : Подойду теперь я к деду, и его я попрошу:
В зоопарк пойдем сегодня? Очень я тебя прошу!
ДЕД: Внучка милая моя, не могу я поддержать, я с приятелем сегодня буду в шахматы играть!
ДЕВОЧКА ПОЕТ ПЕСНЮ «ВОСКРЕСЕНЬЕ», ГУЛЯЯ ПО КВАРТИРЕ .
4 ВЕДУЩАЯ:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
5 «ДЕТИ» ЧИТАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ «КОГДА Я ВЗРОСЛОЙ СТАНУ».
3-ИЙ РЕБЕНОК: Когда я взрослой стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки.
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослой стану.
6 ВЕДУЩАЯ: Для того чтобы воспитывать детей, нужно многое знать и уметь. А теперь посмотрим, что знают и умеют наши уважаемые родители.
ПРОВОДЯТСЯ КОНКУРСЫ. (родители и дети условно делятся на две команды)
. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». (Чередовать вопросы для команд.)
1. Только прыг через порог-
И пошел гулять без ног. (колобок)
2. Дом построю из камней,
Он надежней и прочней.
Я-то знаю в этом толк!
Никакой не страшен волк.
А из глины и соломы
Никогда не стройте дома!
(три поросенка)
3. Что за диво, что за чудо!
От нее ушла посуда.
К замарахе не вернуться
Кочерга, кастрюли, блюдца…
Это с кем посуда в ссоре,
У кого такое горе?
(Федора)
4. Самовар она купила,
Тараканов пригласила:
«Именины отмечаю,
Приходите выпить чаю! »
(муха-цокотуха)
5. Вылечить может любого:
Медведицу, зайку, корову,
Волчицу, барбоса, лисицу,
Жука, червячка или птицу.
Всем он поможет всегда и везде.
Доктор друзей не оставит в беде.
(доктор Айболит)
6. Таких крокодилов еще поискать:
Он добрый, хороший, не будет кусать,
Он щедрый, а проще сказать –несравненный.
Ну, как, догодались? Зовут его (Гена)
1. Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечность»? (КАЙ)
2. Как зовут девочку, которая попросила Льюиса Кэрролла написать сказку, где было бы «побольше глупостей»? (АЛИСА)
3. Как звали волшебника, который носил с собой два зонтика: один пестрый и нарядный, а второй – обычный, черный? (ОЛЕ-ЛУККОЙЕ)
4. Назовите имена двух неугомонных братьев из рассказа А. Гайдара. (ЧУК И ГЕК)
5. Как зовут поэта в сказке А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»? (ПЬЕРО)
6. Как звали друга папы Карло, принесшего ему полено, из которого тот вырезал Буратино? (ДЖУЗЕППЕ)
7 Конкурс логопеда (игровые задания с родителями и детьми по звукопроизношению)
ТАНЕЦ «БАБКА – ЕЖКА»
8 ДЕТИ БЕРУТ МИКРОФОНЫ В РУКИ И ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ «РОДИТЕЛЯМ». (игра «РОМАШКА»)
Вы были послушным ребенком?
Вас часто наказывали в детстве? За что?
Вы посещали детский сад? Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?
Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?
Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве? Чем она вам запомнилась?
Всегда ли родители покупали вам то, что очень хотелось?
Как ласково вас называли родители, когда вы были ребенком?
Нравилось ли вам убирать свои игрушки?
Что из детства вам запомнилось больше всего?
Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?
9 ВЕДУЩАЯ: А сейчас слово нашим детям.
ДЕТИ (вместе) : Уважаемые родители!
Вам желаем, чтобы мы
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами мы стирали.
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам мы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Нам примером были.
10 ДЕТИ: Уважаемые взрослые! Соблюдайте следующие правила:
Не разговаривайте во время еды!
Не качайтесь на стуле!
Мойте руки перед едой!
Не смотрите долго телевизор!
Не ешьте много сладкого!
Сидите ровно!
Не пачкайте и не рвите одежду!
Не трогайте кошек!
Не читайте лежа!
Не грубите!
11. ГРАМОТЫ, ПОДСЧЕТ ОЧКОВ.
ВЕДУЩАЯ: Вот и подошло к завершению наше собрание. Я от всей души желаю вам и вашим семьям здоровья, счастья, любви, взаимопонимания, взаимоуважения. Будьте терпимее друг к другу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
«Театрализованные игры как средство формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
Театрализованные игры помогают в развитии связанной речи у дошкольников с ОНР....
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Формирование познавательной деятельности в процессе работы над связной речью у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Развитие речи и познавательной сферы становятся актуальной проблемой в нашем обществе. Как будет говорить и мыслить взрослый человек, напрямую зависит, какие ресурсы развития были задейстованы в дошко...
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...