Карточки по грамматике
методическая разработка по развитию речи

Милютина Светлана Васильевна

Карточки по грамматике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki_po_grammatike.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика карточка № 1
Ответь на вопросы
Ветер что делает ? ( дует )
Ветер что сделает ? …..
Ветер что делал ? …
Ветер что будет делать ? ……


Грамматика карточка № 2
Угадай слово
Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе . Окончания глаголов выделяются голосом .
Ветер дует , ветры дуют                  Дождь моросит , а дожди ….
Птица улетает , а птицы ……         Цветок увядает , а цветы ….
Лист желтеет , а листья ….      Холод наступает , а холода ….
Урожай созревает , а урожаи ….
Лист падает , а листья ……


Грамматика карточка № 3
Чего много в корзине ? Закрепление категории родительного
Падежа множественного числа
В корзине много помидоров
В корзине много …..( огурец , морковь , лук , баклажан , репа . редиска )


Грамматика карточка № 4
Составь предложение. Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода.
Помидор круглый . а морковь ( продолговатая )
Помидор красный , а морковь …..
Помидор мягкий , а морковь ….
Помидор кислый , а морковь …
У помидора внутри семечки , а у моркови ….
Помидор растёт на земле , а морковь ( в земле ) .


Грамматика карточка № 5
Исправь ошибку. Исправленные предложения проговорить целиком .
Картофельное пюре приготовим из моркови .
Свекольный салат приготовим из чеснока .
Морковный сок приготовим из лука .
Капустный пирог приготовим из кабачка .
Огуречный салат приготовим из помидоров .
Гороховый суп приготовим из редиски .
Тыквенное повидло приготовим из укропа .

Грамматика карточка № 6 .
Подбери слово . Подбор однородных прилагательных к существительным .
Огурец какой ? ( зелёный , овальный ………………….)
Помидор какой ? ( красный , ………………………  )
Лук какой ( горький ………………………………)
Репа какая ? ( …………………………………….)
Редиска какая ? ( ………………………………)


Грамматика карточка № 7 .
Закончи предложение . Составление сложносочинённых предложений .
Капуста больше моркови , а морковь ( меньше капусты )
Помидор мягче огурца . а огурец ( ……………)
Кабачок длиннее огурца , а огурец ( ………….)
Помидор меньше тыквы , а тыква (……………)
Чеснок крупнее редиски , а редиска (…………)


Грамматика карточка № 8.
Один – много .
Лимон – лимоны           Апельсин …..
Персик -…….                Мандарин -…….
Яблоко -……                 Абрикос -……..
Груша -…..                    Виноград -……


Грамматика карточка № 9 .
Какой ? Подбор прилагательных к слову лес , зима , весна , мама :
Лес – большой , зелёный , густой …………………………….


Грамматика карточка № 10 .
Один – много. Формирование навыка словоизменения .
Дерево – деревья      ветка -….             змея -…..
Куст -…..                    муравей -…..        стрекоза -…….
Волк -……..                сук -…..                соловей -……
Ёж -…..                      травинка -….        ящерица -……
Ствол -…..                 оса -…….             медвежонок -……
Лист -…….                 лиса -…….           пень - ……..


Грамматика карточка № 11.
Сосчитай до пяти . Согласование числительных с существительными .
Образец : Один жук , два жука , три жука , четыре жука , пять жуков 
Сосчитать по образцу слова ( дерево , медведь , гриб , ягода ) .

Грамматика карточка № 12
Незнайка в лесу . Правильное употребление в речи предлогов .

Исправить ошибки Незнайки .


Листья растут в дереве . Птичка села из куста . Муравей вылез в муравейник . Сова сидит на дупле . Дятел стучит к дереву . Заяц убегает к лисе . Стрекоза летает под землёй . Гусеница ползёт над веточкой . Бабочка порхает в цветке . Цветы растут над деревом .


Грамматика карточка № 13.
Назови ласково. Образование слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами. Образец : Чёрное перо – чёрненькое пёрышко
Серая спина -……..              круглая голова -…..
Пёстрые крылья -…….         шустрые лапы -….
Белая шея -……..                 мягкие перья -…..
Красная грудь -…..               острые когти -….
Белый пух -…..                     милые глаза -…….
Длинный хвост -…..              старый пень - ……


Грамматика карточка № 14 .
Где живут продукты ? Образец : Сахар живёт в сахарнице .
Соль живёт в ? …..
Чай живёт в  ?....
Молоко живёт в ?...
Салат живёт в ?.....
Конфеты живут в ?.....
Кофе живёт в ?.....


Грамматика карточка № 15.
Что приготовим ? Образование относительных прилагательных от существительных . Например : мясо -  мясной фарш .
Ребёнок должен рассказать , что он приготовит из каждого продукта . Слова : рыба , курица , хлеб , сахар , творог , яйца .


Грамматика карточка № 16 .
Найди ошибку . Составление предложений с однородными членами . Исправить ошибки и сказать правильно .


Я пеку чай и кипячу пирог . Я ем сок и пью суп . Я жарю крем и взбиваю картошку . Я варю котлеты и жарю суп . Я пью торт и ем компот .

Грамматика карточка № 17 .
Скажи наоборот . Образец : Надевать – снимать
Залезать -….     застегнуть -…     завязать -…       ходить -….
Покупать -….     гладить -…         повесить -….      кричать -


Грамматика карточка № 18 .
Какая ?  Подобрать как можно больше прилагательных к слову зима           ( ранняя , холодная ,…………………………………………..) , мама , ученица.
Что делает ? Подобрать как можно больше глаголов к слову снег                ( идёт ,………..) , мама , ученица .


Грамматика карточка № 19.
Закончи предложение . Составление сложных предложений со значением противопоставления .
Зимой бывает снегопад  , а осенью листопад .
Зимой бывает снег , а летом ….
Зимой снег падает , а весной ….
Зимой катаются на санках , а летом ….
Зимой лес спит , а весной …
Зимой бывает холодно , а летом ….
Зимой деревья белые , а осенью …
Зимой растут сугробы , а летом растут …
Зимой насекомые прячутся , а весной …..


Грамматика карточка № 20 .
Кто пришёл на ёлку ? Согласование числительных с существительными .
К нам пришли на ёлку два медведя .
К нам пришли на ёлку три медведя .
К нам пришли на ёлку четыре медведя .
К нам пришли на ёлку пять медведей .
Аналогично составить предложения со словами : кукла , матрёшка, зайчик, белочка . робот ) .


Грамматика карточка № 21 .
Сосчитай овощи до трёх по образцу :
Один помидор
Два помидора
Три помидора
Один огурец ….
( баклажан , кабачок , боб , редиска , морковка , репка , редька ) .

Грамматика карточка № 22.
Большой – маленький . Образец : Заяц – зайчонок           

Медведь -…
Лиса - …
Волк -…
Белка -….
Ёж -….

Огурец - …..

Помидор - …..

Перец - ….

Баклажан - ….

Морковь - …..

Яблоко - …..

Ананас - …..

Абрикос - …..

Мандарин - …

Банан - …..


Грамматика карточка № 23.
Образовать притяжательные прилагательные по образцу .
Шуба из белки – беличья шуба 
Воротник из норки -…
Шапка из лисы -….
Накидка из соболя -….
Одеяло из шерсти верблюда -…
Шапка из пуха кролика -….


Грамматика карточка № 24 .
Сказать по образцу какая посуда : Из стекла – стеклянная      
из дерева -…                     из пластмассы -…
Из металла -……               из хрусталя -…..
Из глины -….                     из серебра -….


Грамматика карточка № 25.
Большой – маленький .
Шапка – шапочка
Брюки –…..
Туфли -…
Пальто -….
Кофта -….
Платье -….
Носки -….


Грамматика карточка № 26 .
Подбор существительных к прилагательным ( существительные выбираются из мебели ) .
Длинный шкаф 
Широкая …
Маленькое …
Большая …
Короткий …
Низкое …
Овальное …
Высокое …

Грамматика карточка № 27 .
Образование относительных прилагательных от существительных .
Кораблик из бумаги – бумажный кораблик .
Рыбка из стекла -…
Снегурочка из ваты -…
Хлопушка из бумаги -…
Лошадка из картона -…
Звёзды из пластмассы -…


Грамматика карточка № 28 .
Подбери признак . Образец : Наступает ( что ? )  зима .
Валит ( что ? ) …..
Свищет ….
Бушует …
Кружится …
Блестит …
Лепят …


Грамматика карточка № 29 .
Употребление притяжательных прилагательных .
Чей хвост ? лисий хвост . Чья голова ? лисья голова .
Аналогично разбираются слова : волк , лошадь , заяц , белка , медведь .


Грамматика карточка № 30 .
Игра ( чей ? чья ? чьё ? чьи ? ).
Голова (чья ?) львиная
Хвост (чей ?) львиный
Туловище (чьё?) львиное
Уши (чьи ?) львиные
Со словами : тигр , слон , обезьяна , крокодил , змея.


Грамматика карточка № 31 .
Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.
Машина из гаража ……
Машина за ворота ……..
Машина к дому …..
Машина до дома ….
Машина с моста …

Машина из гаража ….

Записать предложения полностью.

Грамматика карточка № 32 .
Кто кем будет ? Закрепление названий детёнышей животных .
Щенок будет собакой .
Котёнок будет ….
Жеребёнок будет ….
Ягнёнок будет ….
Телёнок будет ….
Козлёнок будет ….
Поросёнок будет ….


Грамматика карточка № 33 .
Предложение договори и его ты повтори . Употребление глаголов в единственном и множественном числе .
Котёнок лакает , а котята лакают .


Телёнок мычит , а телята ….
Щенок бежит , а щенята …
Козлёнок скачет , а козлята ….
Поросёнок ест , а поросята …
Ягнёнок жуёт , а ягнята ….


Грамматика карточка № 34.
Кто кем был ? Усвоение категории творительного падежа .
Медведь был медвежонком .

Ёжик был ….

Лиса была …
Лось был …
Волк был ….
Барсук был ….
Белка была ….
Заяц был ….

Козёл был ….

Бык был  ….

Свинья была …..

Кошка была …..

Собака была…..

Лошадь была …..

Овца была ….



Грамматика карточка № 35.
Чья семья ? Усвоение притяжательных прилагательных .
Волк , волчица , волчонок – это волчья семья .


Лис , лиса , лисёнок -….
Заяц , зайчиха , зайчонок -…..
Медведь , медведица , медвежонок - …..
Белка , бельчиха , бельчонок - …..

Грамматика карточка № 36 .
Чей детёныш ? Усвоение притяжательных прилагательных .
Лисёнок – это лисий детёныш
Волчонок -….
Бельчонок ….
Зайчонок -….
Медвежонок -….


Грамматика карточка № 37 .
Подбери слово . Подобрать как можно больше глаголов к слову рыба ( ловить ……).


 Грамматика карточка № 38 .
Рыбы – великаны . Формирование навыка словообразования , употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища: Пескарь – пескарище


Окунь -….
Ерш -……
Акула -……
Карась -….
Рыба -…..


Грамматика карточка № 39 .
Скажи наоборот . Усвоение антонимов .
Моя улица новая , а твоя улица старая .


Моя улица длинная , а твоя улица …..

Моя улица светлая ,а твоя улица …….
Моя улица грязная . а твоя улица ……
Моя улица тихая , а твоя улица ……
Моя улица большая , а твоя улица ….


Грамматика карточка № 40 .
Образование притяжательных прилагательных .
Книга бабушки – бабушкина книга .


Платок мамы -….

Очки дедушки -….
Молоток папы -…..
Кресло дяди - …

Перчатки тёти - ….

Грамматика карточка № 41 .
Кто что делает? Образование существительных от глаголов .
Учит – учитель
Строит -….
Воспитывает -….
Водит -…
Варит -….
Убирает -….
Танцует -….
Продаёт -….
Грузит -….


Грамматика карточка № 42 .
Какой ? Подбор прилагательных к слову хлеб ( пшеничный …….) , пирог, сыр , бутерброд .


Грамматика карточка № 43.
Составление предложений с предлогом над по опорным словам
Самолёт , лес ( Самолёт летит над лесом ) .
Вертолёт , дом (……….)
Ракета , земля ( ………..) .
Лодка , волны ( ……….) .
Самолёт , облака ( ……..) .
Аэробус , город ( ……..) .


Грамматика карточка № 44 .
Закончи предложение . Образование сравнительной степени прилагательных.
Самолёт летит высоко , а ракета выше .
Самолёт летит далеко , а ракета ….
Самолёт мощный , а ракета …..
Самолёт тяжёлый , а ракета ….
Самолёт большой , а ракета ….
Самолёт просторный , а ракета …..


Грамматика карточка № 45 .
Подбери слово . Подбор прилагательных к слову весна : ранняя , ………..
погода , улица .


Грамматика карточка № 46 .
Подбери слово Подбор глаголов к слову насекомые : летают ……..
цветы , облака .

Грамматика карточка № 47 .
Кто как передвигается ? Составление сложных предложений со значением противопоставления .
Муравей ползает , а бабочка …..Гусеница ползает , а кузнечик ….
Бабочка летает , а улитка…..Жук ползает , а стрекоза ….
Оса летает , а червяк ….Паук ползает , а пчела ……
Кузнечик прыгает , а комар …… Таракан ползает , а стрекоза …..


Грамматика карточка № 48 .
Подбери слов . Подбор антонимов , усвоение глаголов с разными приставками .
Грузовик подъехал к дому , а потом отъехал .
Грузовик въехал в гору . а потом …..
Грузовик заехал в гараж , а потом …..
Грузовик укатил . а потом …..
Грузовик уехал , а потом …….
Грузовик отъехал ,а потом …..


Грамматика карточка № 49 .
Измени слово . Образование существительных женского рода
Умник – умница
Ученик -….
Учитель-….
Проказник -….
Озорник -….
Школьник -….
Скромник -….
Хорошист -….


Грамматика карточка № 50.
Скажи одним словом . Закончи предложения .
У сороки белые бока , поэтому её называют белобокая .
У сороки длинный хвост , поэтому её называют ……

У синицы грудка жёлтая , потому её называют …
У вороны чёрные крылья , поэтому её называют …


Грамматика карточка № 51.
Из чего – какой ?
Масло из подсолнечника – подсолнечное
Масло из кукурузы -….
Масло из сои -….
Масло из оливок -….

Масло из сливок -….

Грамматика карточка № 52.
Назови блюда правильно
Салат из овощей – овощной .
Каша из гречневой крупы -….
Пюре из ягод -….
Запеканка из творога -….
Сок из фруктов -….


Грамматика карточка № 53.
Из чего – какой ?
Брюки из шерсти – шерстяные .
Платье из шёлка -….
Футболка из трикотажа -…
Куртка из кожи -…
Плащ из кожи -….
Шуба из меха -…


Грамматика карточка № 54 .

Образование относительных прилагательных.
Пальто для зимы – зимнее .
Куртка для осени -….
Халат для дома -….
Блуза для женщин -…
Сарафан для лета -….
Плащ для весны -….
Майка для детей -…
Брюки для мужчин -…


Грамматика карточка № 55 .
Скажи наоборот . Закончи предложения .


Летом дни жаркие , а зимой ….
Летом небо светлое , а зимой ….
Летом день длинный , а зимой ….
Летом солнце яркое , а зимой ….
Весной лёд на реке тонкий , а зимой ….
Снег мягкий , а лёд ….
Одни сосульки длинные , а другие ….

Запиши предложения полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Дидактический материал: карточки по количеству детей, на каждой карточке изображены 4 предмета, 3 предмета связаны общим признаком, а 4 лишн

Игра « Четвёртый лишний». Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.Дидактический материал:  карточки по количеству детей, на каждой карточке изобр...

Дидактическая игра "Посади огород". для детей 4-5 лет.Детям изготовить карточки-огороды с грядками (фон основной карточки). Овощи заменить геометрическими фигурами: капуста-зеленый круг, лук-желтый. (двусторонний цветной картон).

Цель: повторить название геометрической фигуры "круг",учить пользоваться заменителями, счет в пределах трех. напомнить понятия "поровну", развивать логическое мышление навык ориент...

карточки грамматика

карточки грамматика...