дидактические игры по темам
картотека по развитию речи (старшая группа)

Терещенко Любовь Валериевна

В пособии представлены задания и упражнения разной степени сложности. Многие из них доступны детям 4- 5 лет, другие задания больше подойдут детям 6-7 лет. Ряд заданий имеют варианты, предусматривающие различные пути их выполнения. Также можно использовать пособие для подготовки детей к серьезному шагу в их жизни- поступлению в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx16.91 КБ
Файл armiya.docx14.43 КБ
Файл vesna.docx15.96 КБ
Файл griby.docx16.6 КБ
Файл d.i_chasti_tela.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

ОГОРОД, ОВОЩИ

Существительные: огород, грядка, овощи, огурец, помидор, лук, редис, свекла, репа,  морковь, капуста, картофель, урожай, удобрения, корзина, ящик, вредители, мешок, плоды.

Глаголы: расти, зреть, поливать, ухаживать, собирать, копать, брызгать, рвать, срезать,  выкапывать, заготавливать, варить, чистить, тереть, сушить, резать, полоть, рыхлить, выдергивать.

Прилагательные:  красный, зеленый, желтый, оранжевый, спелый, неспелый, зрелый, незрелый, вкусный, невкусный, сладкий, полезный,   крупный, длинный, овальный, сочный, мягкий, твёрдый.

Примечание: слово ОВОЩ - мужского рода (нет овоща) Знать названия овощей, их внешние признаки, вкусовые качества, форму. Овощи растут на грядках в огороде, их регулярно поливают. Из овощей готовят салат, суп, их солят на зиму. Овощи полезны, в них много витаминов.

1.Образование существительного        с уменьшительно -ласкательным суффиксом:

огурец - огурчик                        ведро - ведерко

лейка - леечка                               корзина – корзиночка            грядка – грядочка

2.Образование существительного в именительном и родительном падежах множественного числа:

огурец - огурцы -        огурцов

корзина..................................     МНОГО                корзин

грядка - ............ - ....................... или НЕТ                грядок

помидор - ........ - .........................                        помидор

3. Подбор слов - антонимов в игре « Скажи наоборот»:

спелый - неспелый                              горький - сладкий

короткий - длинный                            вкусный - невкусный

полезный - вредный                           тонкий - толстый

большой - маленький                     чистый - грязный

твердый - мягкий                         жесткий - мягкий

гладкий - шершавый

У Лены спелая помидорка, а у Димы ......( неспелая).

У Вани длинный огурчик, а у Маши ......( короткий).

4. Подбор прилагательных к существительному:

морковка    (какая?) - спелая, сочная, оранжевая, сладкая, вкусная.........

лук (какой?) - горький, полезный, сочный, твердый, круглый

5. Образование относительных прилагательных:

сок из огурцов - огуречный                     сок из моркови - морковный

сок из картофеля - картофельный           сок из капусты - капустный

сок из томата - томатный                         сок из свеклы – свекольный

6. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ:

мой - огурец, укроп, перец....        моя - морковь, петрушка, свекла

7.Употребление винительного падежа:

Что увидели дети в огороде? – репу, картофель, свеклу, морковь и т.д.

8. Употребление творительного падежа:

Чем заправляют суп? -                      морковью, картофелем , свеклой, укропом и т.д.

9. Использование предлогов НА, В:

Где растут овощи? (на грядке)                                       Куда положили овощи? (на стол)

Куда собирают овощи? (в корзины, ведра, ящики)      Где солят огурцы?     (в бочке)

Где покупают овощи? (на рынке, в магазине)

10. Использование предлога СО:

                С чем пекут пироги? –         с капустой, с картошкой, с морковью

11.Использование предлога ЗА:

сказка « Репка »: кто за кого ухватился?

Контрольные задания:

а) Какие овощи растут в земле? (лук, морковь, репа)  Какие овощи растут на земле? (огурцы, кабачки)

    Какие овощи растут на кустах? (помидоры)

б) Какие овощи можно срезать? Какие овощи можно выдергивать? Какие овощи можно срывать?

    Какие овощи можно выкапывать?

в) Как назвать овощи, которые отваривают? Как назвать овощи, которые маринуют?

Как назвать овощи, которые трут?  Как назвать овощи, которые фаршируют?

Как назвать овощи, которые солят? Как назвать овощи, которые замораживают?

Как назвать овощи, которые сушат?



Предварительный просмотр:

НАША АРМИЯ

Существительные : защитник, Отечество, армия, войска, пушка, самолет, танк, автомат, ракета, каска, корабль, моряк, матрос, небо,  море, пограничник, танкист, самолет, летчик, парашют, пехотинец, бинокль, граница, солдат, знамя, пилотка, бескозырка, шинель, солдат, боец, воин, Родина.

Глаголы: служить, стрелять , защищать, охранять, обучать, прыгать, запускать, беречь, летать, плавать, смотреть, слушать, сражаться, воевать, биться, обучать

Прилагательные: смелый, мужественный, выносливый, сильный, храбрый, стойкий, отважный, бесстрашный, героический, десантный, воздушный, военный, морской.

Цель. В армии нашей страны проходят военную службу солдаты и офицеры. У нас есть пехотинцы, пограничники, танкисты, летчики. Они защищают границы нашей Родины. Это очень смелые, мужественные и храбрые люди.

1. Образование существительных в именительном и родительном падежах множественного числа:

моряк- моряки- много моряков

корабль- корабли - много кораблей

овчарка- овчарки- много овчарок

2. Подбор глаголов к существительному :

пограничник –

летчик-

солдат- охраняет, защищает, слушает....

3. Согласование существительных с числительными по схеме «I, 2, 5 »:

один танк, два танка, пять танков

один корабль, два корабля, пять кораблей

одна овчарка, две овчарки, пять овчарок

4. Подбор прилагательных к существительному :

солдат - стойкий, смелый, мужественный.......

Ответить на вопросы:

В каких войсках служили ваши дедушки, папы?

Кто охраняет наши границы?



Предварительный просмотр:

ВЕСНА

Существительные : признаки, приметы, день, ночь, проталины, ручьи, лужи, сосульки, гнезда, скворечники, ледоход, почки, верба, ольха, мать- и мачеха,

Глаголы наступать, прыгать, таять, пригревать, просыпаться, прилетать, зацветать, набухать, припекать, светить, лопаться, оседать, сходить

Прилагательные :ранний, весенний, зимний, теплый, холодный, тонкий, злой, высокий, добрый, голубой, грязный, темный, ясный

Наречия: опасно, высоко, быстро, ярко

Цель. Знать, что после зимы наступает весна. Основные приметы весны :длинные дни, короткие ночи. Солнце пригревает, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, с крыш свисают сосульки, прилетают птицы, вьют гнезда, занимают скворечники, животные просыпаются от зимней спячки, вскрываются реки, начинается ледоход, набухают почки, появляются первые клейкие листочки, зацветает верба, мать - и мачеха, подснежники.

В начале весны солнце раньше встает, дольше светит .Все короче становится ночь и длиннее день. Весной от солнца больше света и тепла. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках появляются проталины. По вечерам и утрам еще холодно. Дует холодный ветер. Еще бывают метели. Погода в марте изменчивая: то холодное небо покрыто серыми тучами, идет снег. то ярко светит солнце, небо голубое и чистое. От яркого солнца и снега люди щурятся, падают и со звоном разбиваются сосульки.

Дети должны знать характерные особенности весны - середины. Апрель - середина весны. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках и озерах лед покрылся трещинами, тает. Ходить по нему опасно.

В конце апреля реки вскрываются. Ледоход, Разлив, Ночи еще холодные, лужи покрываются корочкой льда, но весна берет свое. Набухают почки, появляется первая трава, первые весенние цветы- подснежники, зацветает ива.

Вылезает из берлоги медведь, выводит   медведица медвежат. Люди готовятся к встрече птиц- строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки. Улетают на север снегири, свиристели. Зашевелились ожившие муравейники, вылетают бабочки и пчелы. На лесных проталинах греются первые ящерицы.

1. Образование существительных с уменьшительно -ласкательным суффиксом :

трава- травушка           солнце – солнышко

 ветер - ветерок             ручей- ручеек

2.Образование существительных в именительном и родительном падежах множественного числа :

грач - грачи - грачей

ствол - стволы - стволов

дерево - деревья - деревьев

птенец- птенцы - птенцов

корень - корни- корней

сук - сучья- сучьев

гнездо - гнезда- гнезд

пень - пни- пней

3. Согласование существительного с числительными по схеме «I, 2, 5»:

один ручей, два ручья, пять ручьев

одно гнездо, два гнезда, пять гнезд

4. Использование антонимов :

теплый- холодный                 длинный- короткий

ясный- пасмурный                 поздний- ранний

светлый- темный                 высоко- низко

быстро - медленно                 мокрый- сухой

грязный- чистый

Ответить на вопросы :

Откуда весной вылезает медведь?

 Откуда выползают жучки?

 Откуда прилетают птицы?

Откуда вылетают пчелы?



Предварительный просмотр:

ГРИБЫ

Существительные: грибы, белый, подосиновик, подберезовик, масленок, лисички, сыроежка, опята, мухомор, поганка, шляпка, ножка, суп, икра, пирог, корзина, лес, поляна, опушка.

 Прилагательные: съедобный, ядовитый, несъедобный, толстый, тонкий, высокий, низкий, красивый, круглый, коричневый, красный, желтый, белый, вкусный, грибной, полезный.

Глаголы: расти, собирать, срезать, класть, чистить, резать, мыть, варить, жарить, сушить, солить, мариновать.

Дифференциация: корзина - лукошко - ведро

Цель. Знать, что в лесу растут грибы.

 Показать и назвать детям съедобные грибы: белые, маслята, опята, лисички, подосиновики, подберезовики, сыроежки: показать ядовитые грибы: поганку, мухомор.

Ядовитые грибы опасны для жизни человека, ими можно отравиться. Для животных они - корм, лекарство. Знать название, строение, форму отдельных частей гриба: ножка, шляпка, грибница, воротничок, кожица. Обратить внимание на окраску шляпки. Знать, что грибы можно жарить, солить, варить, сушить, мариновать.

Грибы растут: под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик, на поляне - маслята

на пне – опята, под елкой - белый гриб и т. д.

Человек, который собирает грибы - грибник.

1 .Образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом:

гриб - грибок – грибочек

 корзина – корзиночка

2. Образование существительных в именительном и родительном падежах во множественном числе :

подосиновик - подосиновики – подосиновиков

подберезовик -                                                                 мухомор –

лисичка-                                                                            масленок

опенок-

3. Подбор слов-признаков, эпитетов :

Гриб - большой, съедобный, коричневый, красивый

4. Подбор слов - действий:

Что делает повар с грибами ? -варит, жарит, маринует, солит, консервирует

5. Согласование существительного с числительными по схеме «1,2,5»:

один гриб, два гриба, пять грибов

один масленок, два масленка, пять маслят

одна лисичка, две лисички, пять лисичек

6. Слова - антонимы:

Съедобный - несъедобный

Большой - маленький

7. Образование родственных слов:

ГРИБ - грибники, грибница, грибное (место).

Контрольные задания: Ответить на вопросы:

Где растут грибы?

Какие грибы вы знаете?

Кто из вас ходил в лес за грибами?

Какие части гриба вы можете назвать?

Все ли грибы хорошие?



Предварительный просмотр:

ЧАСТИ ТЕЛА

Существительные: голова, руки, туловище, шея, ноги, грудь, живот, спина, плечи, локти, пальцы, ногти, бедра, колени, стопа, пятки, лицо, брови, лоб, глаза, ресницы, веки, нос, рот, щеки, подбородок, затылок, ладонь, виски, волосы, уши.

Органы речи: губы, зубы, язык, небо.

Глаголы: думать; слушать, поднимать, опускать, брать, давать, трогать, дышать, переходить, прислушаться, перепрыгивать, говорить, бегать, закрывать, открывать, мыть, вытирать, поднимать, нюхать, кусать, хлопать, чистить, полоскать, стучать, бежать, стоять.

Прилагательные: левый, правый

Наречия: вперёд,. назад, вверх, вниз, влево, вправо, слева, справа, налево, направо, сверху вниз, снизу вверх.

Дифференциация: брови - ресницы, ногти - когти, нос - клюв - хобот, затылок- подбородок

Цель. Знать, уметь показывать и называть основные части тела (на себе, на кукле, на другом ребенке). Знать, что глазами видим, носом дышим, нюхаем, руками трогаем, пишем, ушами слышим и т. д.

1. Образование    существительного    множественного    числа    от существительного единственного числа:

рука - руки             глаз - глаза                 нос - нос

рот - рты                лицо - лица                 ухо – уши

2. Образование существительного с уменьшительно- ласкательным суффиксом:

голова - головка      рука - ручка               нос - носик

нога - ножка            ухо - ушко                 лицо – личико

3.Образование существительных в именительном и родительном падежах множественного числа:

рот - рты - много ртов

зуб - зубы - много зубов

палец - пальцы - много пальцев

ноготь - ногти - много ногтей

        рука - руки - много рук

4. Согласование существительного с числительными по  схеме «1,2,5 »:

один палец, два пальца, пять пальцев

один рот, два рта, пять ртов

одна нога, две ноги. пять ног

5. Составление предложений с союзом «А»:

У меня голова, а у куклы головка.

У меня колено, а у куклы коленочка.

У меня синие глаза, а у куклы синенькие глазки.

У меня кудрявые волосы, а у куклы кудрявенькие волосики.

6. Согласование существительного с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ:

мой - нос, рот, глаз....

моя - нога, рука, щека, бровь...

мое - тело, туловище...

Контрольное задание:

Назвать части тела сверху вниз.    

Назвать части тела снизу вверх.

Необходимые упражнения для ориентации

1)Показать на себе части тела.

2)Показать левой рукой правый глаз,  левое ухо, правое колено, левый глаз.

3)Покажи правую руку. Закрой правой рукой правый глаз, левое ухо, правое плечо, левый глаз.

4)Закрой правой рукой левый глаз, а левую руку положи на голову.

5) Правой рукой закрой левый глаз, а левой рукой левый глаз.

6)Развитие устойчивости внимания: Дойди до двери, стукни по ней 2 раза правой рукой, вернись и закрой левой рукой правый глаз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение4 Дидактические игры по теме "Хлеб"

Дидактические игры по теме "Хлеб - всей жизни голова!", составила И.А. Румянцева...

Дидактические игры по теме "Звуки"

В материале представлены дидактические пособия, которые можно использовать на музыкальных занятиях с дошкольниками....

Дидактические игры по теме"Насекомые"

Красочные игры, которые пригодятся воспитателям в их работе....

Дидактические игры по теме: "Что я знаю о себе?"

Игры направлены на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления детей. Могут быть использованы педагогами детского сада на "занятиях" по формированию здорового образа жизни детей при изучении темы...

Дидактические игры на тему "Новый год"

Помогут детям не только развить внимание и мышление, но и поближе познакомиться с праздником Новый год....

Дидактические игры по теме: "Спортивные игры с мячом"

Дидактические игры для закрепления темы "Спортивные игры с мячом"...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....