Развитие речи детей на логопедических занятиях с использованием разных видов театров.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

 

         Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе театральной игры формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности, проявляются первые творческие находки. 

Задачи:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать психические процессы, речь;
  • совершенствовать моторику;
  • формировать эмоционально-волевую сферу;
  • корректировать поведение;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность;
  • развивать творческие способности;
  • формировать нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

Театр в работе логопеда способствует:  развитию дыхания и свободы речевого аппарата, умению владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, правильным звукопроизношением,  разнообразной интонацией,  умению вести диалог и монолог,  развитию творческих способностей,  развитию общей моторики, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи,  преодолению стеснительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx20.5 КБ
Файл foto_teatr_palchikovyy.docx111.35 КБ
Файл foto_teatr_palchikovyy.docx67.16 КБ

Предварительный просмотр:

     Анализ ситуации,  сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей  имеющих отклонения в речевом развитии с каждым годом растет.  Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Нарушения   чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка. Это  значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений и препятствует в дальнейшем усвоению детьми школьных образовательных программ. Поэтому необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиления ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной.

     Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его.        Цель: Воспитание эмоционально-благополучной развитой личности  путем  адаптации и интеграции ребенка  с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников.

         Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе театральной игры формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности, проявляются первые творческие находки. 

Задачи:

  • обогащать словарный запас;
  • развивать психические процессы, речь;
  • совершенствовать моторику;
  • формировать эмоционально-волевую сферу;
  • корректировать поведение;
  • воспитывать самостоятельность, ответственность;
  • развивать творческие способности;
  • формировать нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.

  Виды театров:  настольный театр,  стенд-книжка,  теневой, плоскостной,  пальчиковый,  куклы би-ба-бо,  картинки и игрушки и др.

Игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы). Это игры с куклами в различных видах кукольного театра,  режиссерские игры;

 Театральные игры, когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, игры-драматизации.

 К режиссерским играм относятся настольный театр игрушек и картинок, стендовые игры (стенд-книжка, теневой театр, театр на фланелеграфе). Здесь ребенок сам создает сценарий, играет роль игрушечного персонажа (объемного или плоскостного). Преобладающими средствами выражения в данном случае выступают интонации и мимика. Данные игры используются на занятиях при составлении рассказов по картинкам, сериям сюжетных картин, следам демонстрируемого действия. Дети, выступая в роли режиссеров, сочиняют сценарий и затем, используя фигурки настольного театра, его разыгрывают.

Игры драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковый театр и куклы би-ба-бо. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Данные игры используются при пересказе рассказов и сказок. Здесь дети — артисты. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействию друг с другом.

Театр в работе логопеда способствует:  развитию дыхания и свободы речевого аппарата, умению владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, правильным звукопроизношением,  разнообразной интонацией,  умению вести диалог и монолог,  развитию творческих способностей,  развитию общей моторики, развитию лексико-грамматических категорий и связной речи,  преодолению стеснительности

Особенно любят дошкольники народные сказки. Для них характерны драматический конфликт, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие и выразительные диалоги, простота и образность языка. Русские народные сказки оказывают активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

  



Предварительный просмотр:

C:\Users\DNS\Desktop\пальчиковый театр 2.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\DNS\Desktop\театр би-ба-бу.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование разных видов театра для всестороннего развития детей дошкольного возраста."

"Использование разных видов театра для всестороннего развития детей дошкольного возраста"...

Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности

При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис...

Влияние мелкой моторики на развитие речи детей на логопедических занятиях.

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом  развитии. Эти откло...

Использование современного нетрадиционного оборудования в процессе формирования и развития речи детей на логопедических занятиях в ДОУ

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возмож...