Волшебные камешки Марблс в развитие речи детей
методическая разработка по развитию речи
«Волшебные камешки Марблс в развитии речи детей».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Необходимость развития речевой функции и активных движений пальцев рук имеет научное обоснование – благодаря близкому расположению речевого и двигательного центров в коре головного мозга (центр Брока и Вернике).
Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений (тренировка движений пальцев рук) - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.
Основа жизнедеятельности ребенка – это игра. И поэтому процесс развития не может осуществлять вне её. Тактильные ощущения, мелкая моторика, речь развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием декоративных камешков, которые называются Марблс.
МАРБЛС - в переводе с английского означает «мрамор». Марблс – это шарики разнообразной формы. Они могут быть сделаны из дерева, пластика или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Данные камешки можно использовать с 2-3 летнего возраста и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них мы вас познакомим.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШЕК
- Посмотрите, что размещено в вазах?
- Опустите руки в вазы и скажите, какие по форме, текстуре камешки? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.)
- Посмотрите на цвет камешек и назовите, какие они? (яркие, цветные, разноцветные)
- А сейчас попробуем - тактильные ощущения, они бывают:
Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше?);
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше);
Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем не речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол);
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке.
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
- Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
ИГРЫ.
Камешки Марблс возможно использовать для организации следующих игр:
«Давайте поиграем в маленьких волшебников», - начало занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываются разноцветные камешки Марблс, и дети начинает свое волшебство.
Игра «Найди предмет».
«Посмотри, перед тобой ваза. Что в ней лежит? Камешки. Сколько камешек? Много. Какие камешки? Разноцветные.
В вазе с камешками спрятались игрушки. Давай найдем их с тобой?!
Какую игрушку нашел? В коробочке лежат домашние и дикие животные.
Кто это? Какое животное? Чем питается? Как голос подает? Кто детеныш?
Найти игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.
Игра «Украсим торт», «Украсим елочку». Представь, что скоро праздник, Новый год. Давай украсим праздничный торт и елочку к новому году.
Посмотри на картинку. Что это? Елочка.
Какого цвета елочка? Зеленая.
Сколько елочек на картинке? Одна.
Что нужно сделать, чтобы елочка была праздничная, нарядная? Украсить ее.
Давай украсим елочку цветными камешками?
Какой ты камешек взял? Круглый, квадратный.
Какого цвета?
Сколько украшений на елочке? Много.
Какая елочка стала? Нарядная, красивая, праздничная.
Игра «Мозаика»
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).
Игра «Выложи по контуру». Посмотри, что у меня нарисовано на картинке? Груша, яблоко, грибок.
Что это? Груша.
Груша какая? Большая, вкусная, сладкая, желтая.
Давай с тобой раскрасим нашу грушу. Чем будем украшать? Цветными камешками. Какого цвета будем раскрашивать грушу?
Давай сначала выложим по контуру, а затем закрасим ее внутри…
Какая груша получилась? Гладкая, желтая, разноцветная, красивая.
В процессе выкладывания читается стишок.
Быстро яблоки поспели!
Как собрать их, в самом деле?
Потрясем немножко ствол,
Фрукты, падайте на стол!
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Цок, цок цок, цок!
Я лошадка- серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь- прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок цок, цок!
Я лошадка- серый бок!
Под березой, под осиной,
Он такой всегда красивый.
И лисичка, и сморчок,
Гриб торчит, как пятачок
Шляпка, ножка, все мы знаем,
Гриб найдем, не потеряем.
Мы пожарим, можем посолить,
Вкусом маму удивить.
"БУСЫ"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает выложить длинные бусы так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка, используя разные цвета. Выкладывать будем цветными камешками. В ходе игры, педагог спрашивает: Что ты берешь? Камешек. Какой формы? Круглый, квадратный. Какого цвета? А этот какой формы? Цвета? И тд…
Какие бусы получились? Длинные, красивые, разноцветные.
Камешек какого цвета больше? Какого меньше?
Сколько желтых? Красных? И тд..
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы.
«Давай поиграем в игру Чудесный мешочек? Чтобы узнать, что внутри мешочка, ты должен опустить руку в мешочек и достать, что там лежит….»
Что ты вынул из мешочка? (разноцветные камешки).
Какого цвета камешек? Желтый камушек. А что еще бывает желтого цвета? желтый лимон, солнышко, цыпленок;
А этот какого цвета? Зеленый – зеленый огурец, крокодил, трава;
Красный – красный помидор, мячик, яблоко…
«СОБЕРИ ПО ОБРАЗЦУ».
Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою
картинку.
Варианты игр по использованию камешек Марблс очень много. При работе с этим материалом нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
При использовании Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы, как в подгрупповых , так и в индивидуальных занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Волшебные камешки Марблс в развитии речи детей».
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А
Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Необходимость развития речевой функции и активных движений пальцев рук имеет научное обоснование – благодаря близкому расположению речевого и двигательного центров в коре головного мозга (центр Брока и Вернике).
Выполнение пальцами руки различных игровых действий и упражнений (тренировка движений пальцев рук) - стимулирует речевое развитие ребенка, то есть речь и движение едины.
Основа жизнедеятельности ребенка – это игра. И поэтому процесс развития не может осуществлять вне её. Тактильные ощущения, мелкая моторика, речь развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием декоративных камешков, которые называются Марблс.
МАРБЛС - в переводе с английского означает «мрамор». Марблс – это шарики разнообразной формы. Они могут быть сделаны из дерева, пластика или чаще всего из стекла. Имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. Данные камешки можно использовать с 2-3 летнего возраста и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.
Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них мы вас познакомим.
- ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШЕК
- Посмотрите, что размещено в вазах?
- Опустите руки в вазы и скажите, какие по форме, текстуре камешки? (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.)
- Посмотрите на цвет камешек и назовите, какие они? (яркие, цветные, разноцветные)
- А сейчас попробуем - тактильные ощущения, они бывают:
Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше?);
Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше);
Пинцетные (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем не речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол);
- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)
(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке.
- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.
- Что услышали? (шум)
Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.
ИГРЫ.
Камешки Марблс возможно использовать для организации следующих игр:
«Давайте поиграем в маленьких волшебников», - начало занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываются разноцветные камешки Марблс, и дети начинает свое волшебство.
Игра «Найди предмет».
«Посмотри, перед тобой ваза. Что в ней лежит? Камешки. Сколько камешек? Много. Какие камешки? Разноцветные.
В вазе с камешками спрятались игрушки. Давай найдем их с тобой?!
Какую игрушку нашел? В коробочке лежат домашние и дикие животные.
Кто это? Какое животное? Чем питается? Как голос подает? Кто детеныш?
Найти игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.
Игра «Украсим торт», «Украсим елочку». Представь, что скоро праздник, Новый год. Давай украсим праздничный торт и елочку к новому году.
Посмотри на картинку. Что это? Елочка.
Какого цвета елочка? Зеленая.
Сколько елочек на картинке? Одна.
Что нужно сделать, чтобы елочка была праздничная, нарядная? Украсить ее.
Давай украсим елочку цветными камешками?
Какой ты камешек взял? Круглый, квадратный.
Какого цвета?
Сколько украшений на елочке? Много.
Какая елочка стала? Нарядная, красивая, праздничная.
Игра «Мозаика»
Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету).
Игра «Выложи по контуру». Посмотри, что у меня нарисовано на картинке? Груша, яблоко, грибок.
Что это? Груша.
Груша какая? Большая, вкусная, сладкая, желтая.
Давай с тобой раскрасим нашу грушу. Чем будем украшать? Цветными камешками. Какого цвета будем раскрашивать грушу?
Давай сначала выложим по контуру, а затем закрасим ее внутри…
Какая груша получилась? Гладкая, желтая, разноцветная, красивая.
В процессе выкладывания читается стишок.
Быстро яблоки поспели!
Как собрать их, в самом деле?
Потрясем немножко ствол,
Фрукты, падайте на стол!
Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай:
Полюбите меня, дети!
Я полезней всех на свете.
Цок, цок цок, цок!
Я лошадка- серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь- прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок цок, цок!
Я лошадка- серый бок!
Под березой, под осиной,
Он такой всегда красивый.
И лисичка, и сморчок,
Гриб торчит, как пятачок
Шляпка, ножка, все мы знаем,
Гриб найдем, не потеряем.
Мы пожарим, можем посолить,
Вкусом маму удивить.
"БУСЫ"
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Задание: Педагог предлагает выложить длинные бусы так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка, используя разные цвета. Выкладывать будем цветными камешками. В ходе игры, педагог спрашивает: Что ты берешь? Камешек. Какой формы? Круглый, квадратный. Какого цвета? А этот какой формы? Цвета? И тд…
Какие бусы получились? Длинные, красивые, разноцветные.
Камешек какого цвета больше? Какого меньше?
Сколько желтых? Красных? И тд..
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы.
«Давай поиграем в игру Чудесный мешочек? Чтобы узнать, что внутри мешочка, ты должен опустить руку в мешочек и достать, что там лежит….»
Что ты вынул из мешочка? (разноцветные камешки).
Какого цвета камешек? Желтый камушек. А что еще бывает желтого цвета? желтый лимон, солнышко, цыпленок;
А этот какого цвета? Зеленый – зеленый огурец, крокодил, трава;
Красный – красный помидор, мячик, яблоко…
«СОБЕРИ ПО ОБРАЗЦУ».
Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою
картинку.
Варианты игр по использованию камешек Марблс очень много. При работе с этим материалом нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.
При использовании Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы, как в подгрупповых , так и в индивидуальных занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе
Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...
Картотека игр «Дидактические возможности камешек Марблс в развитии речи детей дошкольного возраста»
С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей к выполнению заданий педагог находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую м...
Камешки "Марблс" в развитии речи детей.
Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человечкского общения, познания мира, помощни...
Статья камешки марблс в развитии речи детей
Язык и речь являются точкой, к которой сходятся разные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Язык служит важнейшим средством человеческого общения, познания мира, по...
Консультация: "Использование камешков Марблс для развития речи".
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформированадолжным образом, и одна из них: плохо ра...
Педагогическая копилка игр с камешками Марлс для развития речи детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр, направленный на развитие всех сторон речи старших дошкольников...
Камешки МАРБЛС в развитии речи детей
Мастер-класс по использованию камешек марблс...