Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Тимакова Светлана Сергеевна

Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_.docx835.94 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»

Тимакова С.С.,

музыкальный руководитель

СП ГБОУ СОШ пос. Ленинский

детского сада «Журавушка»

Устинова Е.М., воспитатель

СП ГБОУ СОШ пос. Ленинский

детского сада «Журавушка»

        Погружение детей в традиционную фольклорную среду очень хорошо отражается на развитии речи дошкольников.

Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина считали, что художественная литература, фольклор дают прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, писали они, образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Русская земля всегда славилась красотой и богатством музыки, литературы, своими праздниками и обычаями.

        Настоящий праздник – это всегда дружное, общее действие людей. Дело, в котором нельзя делиться на «хозяев» и «гостей», на «исполнителей» и «зрителей». Ведь на настоящем празднике никто не ждет, чтобы его развеселили и удивили. На празднике по-настоящему весело только тому, кто не просто смотрит, как другие танцуют, играют, поют. Весело тому, кто сам поет песни, сам водит хоровод, сам загадывает и отгадывает загадки.

Один из таких праздников, где каждому хватит дела, где каждый сразу и гость, и хозяин, праздник устного народного творчества – это Масленица.

Масленица – самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. Все дети знают про масленицу, про блины, которые нужно есть и про чучело, которое нужно сжигать. Но знать это одно, а увидеть и поучаствовать - совсем другое дело.
         В нашем детском саду, празднование масленицы давно уже стало хорошей и доброй традицией. Весёлый и зажигательный праздник, как правило, не оставляет никого равнодушным. Конкурсы, стихи, хороводы и песни привлекают внимание не только детей, но и прохожих, которые останавливаясь, с интересом наблюдают за происходящим. Не только дети принимают активное участие в празднике, но и взрослые, которые также пускаются в пляс, переняв общую атмосферу праздника и веселья. С восторгом ребята всегда прогоняют Зимушку-зиму и с радостью встречают Красавицу Весну.

Традиционно этот праздник заканчивается поеданием вкусных и ароматных блинов, которые с любовью готовят повара детского сада.

Очень быстро и интересно проходит такой праздник в нашем детском саду, но подготовка ребят к подобному действу идет методично, кропотливо и долго.

Важную роль в масленичной обрядности играет обязательное исполнение длинных песен, проговаривание закличек и т.д. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь, народные игры, почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так, на следующий учебный год мы планируем создать кружок народных игр.

По ходу подготовки к этому празднику и многим другим мероприятиям очень живо идет совместная деятельность с воспитанниками. Так, придумывание движений вместе с детьми, обыгрывающих текст, - занятие не только увлекательное, но и полезное: дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с мимикой и пластикой своего тела. Это помогает им развивать выразительность своей речи, становится основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации, а значит, помогает полноценному социальному общению, самореализации и успешности адаптации в жизни.

Произведения детского игрового фольклора с этой точки зрения являются сферой социального творчества ребенка, фактором социализации личности.

Так, русский фольклор разнообразил жизнь наших ребят. Мы увидели у детей эмоциональный отклик и интерес. Очевидно фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, радостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и некрасиво.

Таким образом, мы видим, что фольклорные произведения имеют большое значение. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Развитие речи дошкольников на музыкальном занятии"

Доклад для педагогов и родителей в ДОУ....

Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Обобщение опыта работы " Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук"

Обобщение опыта работы по развитию речи детей раннего возраста путём использования различных технологий, где ведущее место отводится развитию мелкой моторики....

Обобщение опыта работы «Развитие речи дошкольников посредством дидактической игры»

Уважаемые коллеги, я хотела бы представить опыт работы на тему «Развитие речи дошкольников посредствам дидактической игры»...

Обобщение опыта работы "Развитие речи дошкольников с использованием в работе приемов мнемотехники"

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, ...

Статья "Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях"

Большую роль в развитии речи играет музыкальное воспитание в детском саду. Музыкальные занятия оказывают большую помощь педагогу в работе по развитию речи, они расширяют и уточняют круг знаний и предс...


 

Комментарии

Интересная и содержательная статья! Пишите ещё, Светлана Сергеевна.