Если есть проблемы с речью… или Как правильно развивать речь ребёнка
консультация по развитию речи (младшая группа)

Телюк   Юлия Владимировна

Памятка для родителей детей младшего дошкольного возраста.  Составлен по материалам https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-po...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка   для  родителей  детей раннего   дошкольного   возраста

«Если есть проблемы с речью…

или

Как правильно развивать речь ребёнка»

  1.  Не занимайтесь    ранним речевым    развитием.

       Во-первых,ранняя стимуляция речи часто вызывает речевой негативизм, нежелание говорить, потому что ребенок умный и понимает, что не получится, как у мамы и папы. И второе — мы можем вызвать заикание. Раннее развитие речи, мышцы сдвигаются, и ребенок приобретает вторую проблему.

Оставьте пока речь — развивайте  фундаментальные функции!

  1. Занимайтесь физическим развитием ребенка. 

         Хорошо развитые моторика и баланс — опора для развития и координации функций, которые формируют навыки устной и письменной речи.Моторное развитие — это фундаментальная функция, которая формируется параллельно с речью. Дети должны много ползать разными способами: вперед-назад, по-пластунски, бегать, прыгать, ходить, залезать, спускаться по лестницам, подойдут

все тренажеры, спортивные принадлежности.

Беговел, а потом велосипед — это средство передвижения маленького ребенка. Велосипед не должен ехать на папе, на нем должен ехать ребенок. А значит, транспортное средство должно быть легкое, невысокое, чтобы на нем было удобно сидеть и у него просто крутились педали. Помните такие велосипеды — «ветерок», «зайчик»? Все детское население страны на них ездило.   Развивайте баланс. Кроме велосипедно-самокатной истории добавьте фитбол, качели, батуты, ходьбу по бревну.        Придумывайте!

   

 3. Качественно играйте — это социальное развитие по возрасту.

Сразу скажу, что «развивашки» — это не совсем игра. У нормотипичных детей   (без  органических нарушений головного мозга и особенностей развития коммуникативной сферы ) игра — это еще и познавательный процесс.

Родители очень часто не умеют и не любят играть с детьми. А играть необходимо много и качественно. Нужно находиться на уровне ребенка: сесть на ковер и — идти в игре за ним. Сначала это будут просто имитация и подражание взрослым, и только потом — сложные сюжетно-ролевые игры.

Одно из важных мест в такой игре — взаимодействие со взрослым. Не важно, чем вы занимались в конечном итоге: убирали, строили, складывали или рисовали. Вы должны проявить любовь и интерес к ребенку.

С интересом возникает серьезная трудность. Родитель — взрослый человек и не хочет играть, вернее для него это сложно. Но родителям все-таки нужно пытаться загореться интересом ребенка, потому что такие совместные игры очень стимулируют речь. В общем, играть так, чтобы было интересно и ребенку, и взрослому.

Не забывайте, что игра развивает и эмоции (игра по ролям с разными выражениями лица и с использованием голоса разных героев сказок). Можно предлагать ребенку «оценить» эмоцию человека на картинке или героя мультфильма (радостный, грустный, расстроенный и др.).  Экспериментируйте!

4. Развивайте  сенсорику.

Для обоняния: нюхать травы, специи и любые пахучие вещества, ароматные и неприятные (кофе, рыба и др.), определять на запах.

Для зрительного восприятия: игра с фонариками, цветными стеклышками.

Для рук и тела: массажи стоп, рук, тела; мять, жать, бить, раскатывать пластилин, тесто, гидрогели, ломать и крошить хрупкое, типа хлебцев, во время купания рисовать на теле пеной для бритья, заворачиваться в одеяла.

Для баланса и пространственного ощущения: батуты, мячи, фитболы, качели, беговел, велосипед, качающиеся и вращающиеся платформы, гамак.

Для слуха: на хорошей аппаратуре слушать хорошую музыку разных жанров, классическую (Моцарт, Шопен, Штраус), пробовать играть на разных инструментах, бить в колокольчики, барабаны, особенно этнические с вибрацией.

Для вкуса: пробовать разное на вкус, консистенцию и температуру, определять на вкус. Фантазируйте!

5. Непосредственно по речи — упрощайте  слова.

 Говорите четко, короткими словами: «ляля», «боты», «киса». Предлагайте  ребенку короткую инструкцию из 1-3 слов («Дай мне руку», «Иди спать», «Садись», «Стой»). Слова упрощайте  по структуре. Лучше, чтобы ребенок видел рот (артикуляцию) взрослого. Если нужно привлечь взгляд ребенка, то негромко пищать игрушкой около своего лица (игрушку носить с собой в кармане). Начните оформлять альбом для ребенка: вклеите фото ближайших родственников и простые слова, сделайте  короткие подписи: «Мама Лена», «Папа Леша», «Брат Иля».

6. К специалисту! Я этот совет даю последним, но вообще все предыдущие рекомендации выполняются параллельно, — ребенок-«молчун» должен находиться под наблюдением       врача-невролога. 

 Консультация  составлена    по материалам   https://www.pravmir.ru/u-sosedki-syin-molchal-a-potom-vdrug-kak-zagovorit/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей тема: «Дышим правильно – развиваем речь »

Мастер-класс для родителей тема: «Дышим правильно – развиваем речь »...

Консультация для родителей " Правильно развиваем речь ребенка"

Консультация содержит подборку речевых игр для детей дошкольного возрата, которые можно проводить дома. Для данных игр не требуется специальные знания  и  атрибуты....

Консультация для воспитателя «Как правильно развивать речь у дошкольников»

Одна из самых главных задач речевого развития, которая стоит перед педагогами ДО – это научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о прои...

Консультация для родителей младшей группы "Как правильно развивать речь ребенка 3-4 лет?"

Консультация для родителей младшей группы "Как правильно развивать речь ребенка 3-4 лет?"...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...

Как правильно развивать речь малыша

Советы родителям по речевому развитию неговорящих малышей...