Консультация для воспитателя «Как правильно развивать речь у дошкольников»
консультация
Одна из самых главных задач речевого развития, которая стоит перед педагогами ДО – это научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_razvitie_rechi_dlya_vospitateley.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Как правильно развивать речь у дошкольников»
Подготовила: Дмитриева Л.А.
Воспитатель: группы «Воробьишки»
На сегодняшний день, вопрос развития речи детей возраста стоит особенно остро и проблематично.
Дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же, проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. А потом родители удивляются, почему так беден словарь у детей, а откуда ему взяться?
Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Одна из причин – это бедный, ограниченный словарь.
Одна из самых главных задач речевого развития, которая стоит перед педагогами ДО – это научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств.
Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Рекомендации педагогам по развитию речи дошкольников.
Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.
Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.
Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как поспал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Целесообразно проводить совместные прогулки в лес, к реке, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.
Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: спросить, удивляясь, восхитится радуясь, огорчится смене погоды, грустить, спросить, уточняя, радостно сообщить об этом.
Развивать связную речь. «Сочиняем сказку», пересказывать небольшие рассказы, сказки, игры «Я начну, а ты продолжи…», находить на картинках начало, середину, конец рассказа.
Приобщать к художественной литературе. Чтобы дети были заинтересованы, сопровождать чтение сказок показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время для ежедневного чтения детям.
Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально - нравственные качества. Здесь перед педагогом стоит важная задача – сделать процесс чтения увлекательным.
Все мы знаем, что дети любят загадки, они с восторгом стараются их разгадать. Поэтому в занятия нужно добавлять множество загадок. И не важно, что некоторые из них дети не могут отгадать. Здесь главное в загадках, то, что дети развивают воображение и на этот момент думают.
Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время рассматривания картины, воспитатель задает вопрос: Что нарисовано на этой картине? Тем самым ребенок обращает внимания на все! А на самом деле ребенок должен в первую очередь обратить внимание на главное, что изображено на этой картине! А потом на другие части, детали.
Но почему же ребенок начал перечислять то, что не было важно воспитателю?
Ребенок не умеет слушать, здесь мы воспитатели и родители мало время уделяют умению точно слушать вопрос.
Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.
Когда дети умываются, воспитатель повторяет: Ребята посмотрите, чем мы сейчас будем умываться? (Водичкой)
А водичка у нас какая? (Прозрачная, теплая).
Кроме как водичкой ребята мы должны помыть ручки мылом!
А для чего мы моем руки мылом? (Чтобы на наших ручках не было микробов)
Воспитатель хвалит детей, тем самым воспитывая этим правила личной гигиены!
Воспитатели не должны:
- торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны
тактично давать образец правильной речи,
- заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными
звуками;
- давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.
Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.
Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны осуществляться через:
- Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.
- Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по речевому
развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек,
брошюрок.
- Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе», «Чудо с грядки- огорода»,
«Зимняя сказка».
- Давать практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
- Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.
Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.
Речь воспитателя является примером для детей. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, если воспитатель допускает ошибки при общении с детьми это повлечет за собой множество ошибок его воспитанников, а эти ошибки легче исправить в раннем возрасте.
Надеюсь, что все сказанное поможет вам развить полноценную речь, которая
создаст необходимые предпосылки для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Формирование правильной устной речи детей"
Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэто...
Консультация для воспитателей и родителей "Развиваем речь ребенка через игру - сказку"
В этом материале вы найдете игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматического сторя речи и развития связной речи...
Консультация для воспитателей Формирование правильной устной речи детей
Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэто...
Консультации для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь».
Консультации для воспитателей«Играем пальчиками – развиваем речь». Выбрав тему по самообразованию «Пальчиковые игры в развитии речи и мышления дошкольников» я ставлю...
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь».
Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»....
Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...
Консультация для воспитателей «Формирование правильной устной речи детей»
Консультация для воспитателей «Формирование правильной устной речи детей»...
- Мне нравится (1)