Консультация для воспитателя «Как правильно развивать речь у дошкольников»
консультация

Одна из самых главных задач речевого развития, которая стоит перед педагогами ДО – это научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi_dlya_vospitateley.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Как правильно развивать речь у дошкольников»

                                                                                              Подготовила: Дмитриева Л.А.

                                                                                                 Воспитатель: группы «Воробьишки»

     

     На сегодняшний день, вопрос развития речи детей возраста стоит особенно остро и проблематично.

Дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же, проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. А потом родители удивляются, почему так беден словарь у детей, а откуда ему взяться?

Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой-либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Одна из причин – это бедный, ограниченный словарь.

Одна из самых главных задач речевого развития, которая стоит перед педагогами ДО – это научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств.

Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

     Рекомендации  педагогам по развитию речи дошкольников.

     Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.

     Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.  

    Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.

     Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком. Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как поспал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Целесообразно проводить совместные прогулки в лес, к реке, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.

     Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.

     Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: спросить, удивляясь, восхитится радуясь, огорчится смене погоды, грустить, спросить, уточняя,   радостно сообщить об этом.

     Развивать связную речь. «Сочиняем сказку»,  пересказывать небольшие рассказы, сказки, игры «Я начну, а ты продолжи…», находить на картинках начало, середину, конец рассказа.

     Приобщать к художественной литературе. Чтобы дети были заинтересованы, сопровождать чтение сказок показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время для ежедневного чтения детям.

     Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально - нравственные качества. Здесь перед педагогом стоит важная задача – сделать процесс чтения увлекательным.

     Все мы знаем, что дети любят загадки, они с восторгом стараются их разгадать. Поэтому в занятия нужно добавлять множество загадок. И не важно, что некоторые из них дети не могут отгадать. Здесь главное в загадках, то, что дети развивают воображение и на этот момент думают.

     Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время рассматривания картины, воспитатель задает вопрос: Что нарисовано на этой картине? Тем самым ребенок обращает внимания на все! А на самом деле ребенок должен в первую очередь обратить внимание на главное, что изображено на этой картине! А потом на другие части, детали.

     Но почему же ребенок начал перечислять то, что не было важно воспитателю?

Ребенок не умеет слушать, здесь мы воспитатели и родители мало время уделяют умению точно слушать вопрос.

     Развивая внимание к речи в процессе самообслуживания, воспитатель даёт указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

     Когда дети умываются, воспитатель повторяет: Ребята посмотрите, чем мы сейчас будем умываться? одичкой)

А водичка у нас какая?  (Прозрачная, теплая).

Кроме как водичкой ребята мы должны помыть ручки мылом!

А для чего мы моем руки мылом? (Чтобы на наших ручках не было микробов)

Воспитатель хвалит детей, тем самым воспитывая этим правила личной гигиены!

Воспитатели не должны:

- торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны

  тактично давать образец правильной речи,

- заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными 

  звуками;

- давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

     Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

     Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье должны осуществляться через:

- Оформление информационного стенда для родителей в приёмных групп.

- Воспитатели должны разрабатывать рекомендации для родителей по речевому

  развитию детей и оформлять в виде буклетов методичек, папок-раскладушек,

  брошюрок.

- Проведение конкурсов («Сочиняем сказки вместе»«Чудо с грядки- огорода»,

  «Зимняя сказка».

- Давать практические советы родителям – показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

- Проводить родительские собрания с приглашением учителя-логопеда.

Ни одна, даже самая лучшая, развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе.

     Речь воспитателя является примером для детей. Воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь, если воспитатель допускает ошибки при общении с детьми это повлечет за собой множество ошибок его воспитанников, а эти ошибки легче исправить в раннем возрасте.

     Надеюсь, что все сказанное поможет вам развить полноценную речь, которая  

создаст необходимые предпосылки для успешного обучения в школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование правильной устной речи детей"

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэто...

Консультация для воспитателей и родителей "Развиваем речь ребенка через игру - сказку"

В этом материале вы найдете игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматического сторя речи и развития связной речи...

Консультация для воспитателей Формирование правильной устной речи детей

Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Поэто...

Консультации для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь».

Консультации для воспитателей«Играем пальчиками – развиваем речь». Выбрав тему по самообразованию «Пальчиковые игры в развитии речи и мышления дошкольников» я ставлю...

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь».

Консультация для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»....

Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...

Консультация для воспитателей «Формирование правильной устной речи детей»

Консультация для воспитателей «Формирование правильной устной речи детей»...