Конспект НОД по развитию речи на тему: Устное народное творчество
план-конспект занятия по развитию речи
Цели:
Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnoe_nar.tv_.docx | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи
на тему: Устное народное творчество
/средняя группа/
Цели:
Продолжать учить детей понимать содержание и значение пословиц. Учить произносить чистоговорки, скороговорки, повторить с детьми знакомые им считалки, помочь заучить текст народной игры: «Игра с колокольчиком». Упражнять в загадывании и отгадывании загадок. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Словарная работа:
Активизировать словарь детей, развивать речь. Обогащение: потешки, считалки, устное народное творчество, уста, скороговорки.
Оборудование:
Сундучок, платок, картинки, игрушка – петрушка, обруч с лентами.
Методическое обеспечение:
«Русские пословицы и поговорки», А.И. Соболев, Изд. 1983 г.
«Гори, гори ярко», Сборник, Изд. «Малыш», 1986 г.
Предварительна работа:
«Марешкины потешки», В.Д. Берестов, Изд. 1982 г.
Слушание музыкальных произведений русского народного творчества.
НОД.
Вступительное слово:
«Эй, ребята, подходите, на меня все посмотрите,
я сегодня не проста, а загадочно ярка!
Превратилась я в бабушку-загадушку!
К вам сегодня я пришла, сундучок вот принесла.
Сундучок то не простой, а волшебный, расписной.
Мы тихонько открываем, что внутри сейчас узнаем.
Вот платочек расписной, да загадочный какой,
узелки на нём висят, что-то нам сказать хотят.
Узелок я развяжу вам задание скажу...»
Воспитатель: Русские народные сказки, потешки, поговорки, пословицы, загадки, считалки да заклички, а кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Молодцы, совершенно верно, люди из уст в уста передавали друг другу сказки, прибаутки, колыбельные песни, хороводы, дразнилки.
Поэтому и стали называть всё это – устное народное творчество, или фольклор.
Слово новое, необычное, давайте вместе его произнесем. ФОЛЬКЛОР, да ещё раз, проговорим – ФОЛЬКЛОР.
А Саша сможет его повторить, Вова, София?
Спасибо, молодцы.
Воспитатель: А скажите мне ребята, какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Давайте все посмотрим в окошко, полюбуемся весенней погодой и природой. Весной много солнца, все рады теплу, весело бегут ручьи. Есть такая поговорка: «Вода с гор потекла – весну принесла».
/Воспитатель несколько раз детьми повторяет поговорку/
Воспитатель: А вы знаете поговорки?
Дети:
/Дети называют две-три поговорки.
Например: «Апрель с водой, а май с травой»/
Воспитатель: «Поговорка цветочек – пословица ягодка».
Да, пословица – недаром молвится» – это короткие мудрые мысли.
А вы знаете пословицы?
Дети: Например: «Учиться, всегда пригодится»
«Мал золотник, да дорог»,
«Не зная броду, не суйся в воду»,
«Весна – днём красна!».
Воспитатель: Молодцы! Верно подмечено, пришла весна, зовут люди солнышко, чтобы скорее тепло наступило, трава и листочки зазеленели. Давайте мы солнышко позовём. Встанем в хоровод, солнышко будем звать.
/Воспитатель с детьми повторяет закличку/
«Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошко, ждут тебя детки,
ждут малолетки, солнышко ведрышко!
Выгляни в окошко, твои детки плачут,
по камушкам скачут.
Солнышко, покажись! Красное появись!
Поскорей, не робей, нас, ребят, обогрей!»
Воспитатель: Завтра снова споем песню солнышку, позовём его к нам и весна будет солнечной и тёплой.
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Что ты нам ещё припас? Ах платочек расписной, все ли узелки мы у тебя развязали? Нет, ещё остались. Узелок я развяжу и задание скажу:
Ребята, чтобы научить детей говорить чисто правильно, народ придумал много чистоговорок и скороговорок. Вспомните, какие скороговорки вы знаете?
Дети: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Проворонила ворона, Вороненка».
/Скороговорку произносит воспитатель/
«От топота копыт, пыль по полю летит!»
/Воспитатель вместе с детьми проговаривает несколько раз, сначала медленно, затем быстро, и меняя интонацию голоса. Просит повторить детей индивидуально/
Воспитатель: Ребята, а давайте придумаем чистоговорку сами?
В сундучке-то непростом, есть картинки (Коза, оса, жук.)
/Воспитатель показывает картинки – карточки и предлагает детям придумать чистоговорку самим/
Например: Оса
Су-су-су – я боюсь осу.
Дети: Са-са-са – на цветке сидит оса;
Например: Жук
Жу-жу-жу – на траве лежу;
Дети: Жу-жу-жу – жуку кофточку вяжу.
Например: Коза
Дети: За-за-за – здесь привязана коза.
Воспитатель: Молодцы! Как у вас здорово получается!
/Воспитатель заглядывает в сундучок/
Воспитатель: Ой, а кто это здесь еще лежит?
Загадка: Наряд мой пёстрый, колпак мой острый
Мои шутки и смех, веселят всех.
Вот так игрушка, и зовут её – (Петрушка).
Воспитатель: Вот так платочек, узелок я развяжу и Петрушке помогу!
Мы с петрушкой поиграем и загадки отгадаем.
Загадки:
- «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
- Чёрный, проворный, кричит «крак», всем червякам враг. (Грач)
- Зимой в поле лежал, а весной в реку убежал. (Снег)
- На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… (Скворец)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали. На платочек посмотрю, узелок я развяжу: игры народные любые хороводные!
Воспитатель: Ребята, петрушка хочет с нами поиграть. Но забыл все считалки, чтобы нам игру начать, надо посчитать. Кто будет водить?
Давайте ребята вспомним считалки. Кто готов?
Дети: «1 2 3 4 5 - Коля будет начинать?»
/Две – три считалки называют дети/
Петрушка: Здорово! И я вспомнил:
1 2 3 4 5 – мы собрались поиграть, к нам сорока прилетела, и тебе водить велела…
/Игру проводим несколько раз, с повторением считалки, привлекая детей/
«Игра с колокольчиком»
/Ребёнок с колокольчиком поет/
Дети: «С колокольчиком хожу, На ребяток я гляжу,
колокольчик золотой, кто плясать пойдёт со мной?
/Музыка останавливается, там, где заканчиваются слова «кто плясать пойдёт со мной», ребёнок с колокольчиком останавливается, и берет другого ребёнка за руку, выводит в круг, двое детей пляшут под любую музыку, выбранный ребёнок, становится ведущим/
/Игра повторяется/
/Петрушка хвалит детей/
Петрушка: Ай, какие молодцы!
Воспитатель: Спасибо петрушка – дружочек. Ну теперь ты отдохни, и немножко посиди, на ребяток погляди.
/Воспитатель заглядывает в сундучок развязывает узелок – слово «Сказки»/
Воспитатель: Вы ребята все садитесь. Вы любите сказки, много знаете сказок?
Дети: /называют свои варианты сказок/
Воспитатель: Я ведь бабушка – загадушка. Загадаю вам загадку, а вы должны узнать и отгадать сказку…
«Возле леса на опушке, трое их живёт в избушке,
там три стула и три кружки, три кровати, три подушки,
угадайте, что за сказка? (Три медведя)
«А дорога – далека, а корзина нелегка,
сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)
«На сметане мешон на окошке стужён,
круглый бок, румяный бок, покатился… (Колобок)
«Звери жили в доме том, но медведь сломал их дом,
он залезть в него не смог, это сказка... (Теремок)
/Воспитатель развязывает последний узелок – игра «Хоровод»/
Воспитатель: Молодцы ребята. Много сказок знаете.
Ой девчонки! Ой мальчишки! Становитесь в хоровод «Карусель» играть зовёт!
/Дети водят хоровод произнося слова:/
«Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели,
А потом, потом, потом.
Все бегом, бегом бегом!
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите
Раз и два, раз и два,
Вот и кончалась игра!»
Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами путешествовали по устному народному творчеству. Вспомнили потешки, пословицы, скороговорки, считалки, загадки, сказки, игры, хороводы. А теперь скажите, почему все они называются народными?
/Ответы детей/
Воспитатель: Есть ещё мирилки, дразнилки, заклички, колыбельные песни, игры. Народная творчество полно мудрости и доброты.
Сундучок наш непростой и платочек расписной, узелки все развязали, и про всё про всё узнали. Напоследок я скажу: «чтобы жить с друзьями дружно, обижать друзей не нужно!»
Вот такая мудрость народная!
Воспитатель: от Петрушки вам сюрприз, «Пряники печатные».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи дошкольников средствами устного народного творчества.
Развитие эмоциональной, грамматически- правильной речи дошкольников средствами устного народного творчества( загадки, потешки, скозки) ....
Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества ...
Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".
Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»
Задачи:- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);- пр...
Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе.
Конспект занятия по развитию речи - ознакомление с устным народным творчеством во второй младшей группе....
Конспект НОД по развитию речи с использованием устного народного творчества во второй младшей группе «В гости к бабушке Варварушке»
Повторение знакомой потешки, помочь детям понять их содержание, значение, запомнить их....
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...