Мнемотехника как инновационный метод по развитию речи в детском саду
статья по развитию речи (старшая группа)
Материал содержит статью по мнемотехнике (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_kak_innovatsionnyy_metod_po_razvitiyu_rechi_v_detskom_sadu.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: «Мнемотехника как инновационный метод
по развитию речи в детском саду»
В связи с внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. В своей работе я использую ряд авторских методик, которые дают положительную динамику в обучении детей, что закладывает хороший фундамент для дальнейшего всестороннего развития обучающихся.
Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Взяв за основу авторские методики известных педагогов, в течении несколько лет я использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники.
Мнемоника или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
В содержание методики мнемотехники входят: освоение методов мнемотехники на материале ознакомления с окружающим – природа, времена года, растительный и животный мир и т.п.; упражнения на развитие различных параметров внимания; развитие образной сферы на основе восприятия: цветовая характеристика букв, умение кодировать любую информацию.
Как любая работа мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам, наглядно моделируя речевые высказывания.
Мнемоквадрат – это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа. В мнемоквадратах отражены отдельные слова (названия предметов, признаки предметов, действия предметов). Основа для работы с мнемоквадратами – это наблюдения детей, ознакомление с окружающей действительностью. Чем больше ребенок будет подмечать признаков, действий, знакомится с новыми предметами, тем легче ему будет обозначить их символами. И наоборот, ребенку легче будет перекодировать информацию в словесную форму. Этот этап работы можно начинать в младшей группе.
На следующем этапе формируем умение работать с мнемодорожкой. Мнемодорожки - это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а, следовательно, составляют предложения, сочиняют сказки, рассказы. Мнемодорожки составляются из 3-4 мнемоквадратов. С помощью мнемодорожек расширяется словарь, совершенствуется грамматический строй речи.
Следующим этапом будет работа с мнемотаблицей. Цель данного этапа: развивать у детей умение составлять рассказ, используя дидактический материал в форме мнемотаблицы, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказ четким, связным и последовательным. Данную работу начинаем проводить с обучающимися средней группы. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение, схема, которая отображает в знаковой форме какое – либо произведение (загадку, стихотворение, сказку, рассказ, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
- чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
- ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
- быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
- должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;
- не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
- нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создают вместе, сообща, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка с взрослым.
Мнемотаблица – это средство, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Таблица учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме модели могут изменяться в зависимости от содержания рассказа. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям в строении рассказа, последовательности рассказа, лексико-грамматической наполняемости рассказа.
Заучивание стихов осуществляется следующим способом:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в
образы;
3. Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы,
образы, т. е. происходит отработка метода запоминания;
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы;
5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные модели, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка – серая, елочка – зеленая. Необходимо «спрятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь –большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если образ волка это изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу рисунки усложняются.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ. При составлении различных по сложности рассказов усиливается роль и значения моделирования и композиционного оформления сюжета, самостоятельного отбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка. Дети часто испытывают трудности в построении сюжета, тут им на помощь приходит картинно графический план. Он служит моделью рассказа, и ребенку, при наличии наглядной опоры остается самостоятельно подобрать лексический материал, построить предложения.
Прежде, чем дать детям задание составить рассказ по серии картин, необходимо подготовительная работа: рассмотреть внимательно все картинки серии, отметить, что главное на каждой из них, определить сюжетную линию и т. д. Часто при составлении рассказа дети упускают диалоги героев, слова признаки, характеризующие и описывающие персонажей.
Составление описательных рассказов - это наиболее трудный вид в монологической речи. Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребенка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. При составлении описательных рассказов особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.
Обучение описательному рассказу на основе мнемотаблиц должно проходить постепенно и последовательно, обычно я использую три этапа.
На первом этапе необходимо показать ребёнку схему и объяснить содержание условных знаков. Закрепить знания на первом этапе можно в игровой форме, например с помощью игр «Расшифруй знаки-символы» (показываю таблицу, а ребенок объясняет значение символов), «Исправь ошибку» (показываю таблицу и объясняю содержимое клеточек, заведомо пропуская некоторые, а ребенок должен исправить ошибку), «Покажи правильно символ» (показываю предмет и называет любой его признак или свойство. Например: «Это яблоко, оно растёт на плодовом дереве». Ребёнок отыскивает и показывает в таблице соответствующую клеточку).
На втором этапе ребенку даю образец описательного рассказа. Описывая предмет, взрослый обязательно должен последовательно показать на схеме клеточки. Пример плана и образец рассказа можно прочитать на обороте таблицы.
На третьем этапе ребенок составляет описательный рассказ с помощью таблицы самостоятельно, выбирает или получает предмет, игрушку, картинку, внимательно рассматривает его и потом начинает свой рассказ. Иногда я считаю необходимым пропустить ту или иную клеточку таблицы, прикрыть его листом бумаги. Для начала можно предложить передвигать предмет от клеточки к клеточке. Ведь тогда ребенку намного легче строить свой рассказ. Позднее можно размещать предмет на расстоянии от таблицы, ребёнок будет строить свой рассказ, лишь водя глазами по клеточкам. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Мнемотехника универсальна и эффективна, способствует всестороннему развитию личности ребенка. Для современных дошкольников важно сделать процесс обучения максимально познавательным, интересным, развивающим и занимательным. С этой целью, для заучивания стихотворений особенно эффективны будут «Живые мнемотаблицы», т.е. мнемотаблицы созданные при помощи компьютерной графики.
Обучение детей - это не только увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение занятий с использованием мнемотехники требует тщательной предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, в изготовлении наглядный пособий. И чем раньше учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем выше будет их уровень подготовке к школе. Ведь связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методическому объединению воспитателей "Современные формы и методы по развитию речи в детском саду " (часть 1)
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего д...
Презентация к методическому объединению воспитателей "Современные формы и методы по развитию речи в детском саду" (часть 3)
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего д...
"Современные формы и методы по развитию речи в детском саду"
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего д...
Мнемотехника, как инновационный метод обучения связной речи детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Приемы развития связной речи детей с ОНР....
Современные формы и методы по развитию речи в детском саду
Проектная деятельность и мнемоника - вот основные формы, широко применяемые педагогами для успешного развития речи ребенка. В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений сто...
Мнемотехника как развитие речи в детском саду
Презентация на тему: "Мнемотехника как развитие речи в детском саду""...
Инновационный метод реализации воспитательных программ в детском саду - метод шоу-технологии
Главной целью в воспитательной работе в современных условиях является разностороннее развитие детей, их интересов, способностей, навыков. Одной из технологий является шоу – технология...