Консультация для родителей "Стимуляция речи у детей раннего возраста"
консультация по развитию речи

Новолодская Наталья Андреевна

 Речевая среда с самого рождения сильно влияет на формирование речи. Для ребенка очень важно общение с людьми. Речь развивается с настоящим живым собеседником. Очень важно, чтобы таким собеседником, в первую очередь стали его мама и папа.

Как же сформировать речевые возможности ребёнка? Прежде всего необходимо начать с развития слухового внимания. Затем следует развивать понимание речи. Ребёнок должен понимать то, о чем говорит мама, выполнять её просьбы, знать названия предметов, их признаки и действия с ними. И конечно, желательно создавать ситуацию, при которой можно поощрять словесное общение ребёнка, поощрять его личные начинания. 

Ведь дети начинают говорить намного раньше и становятся более развитыми, если их родители активно помогают им развивать речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulyatsiya_rechevogo_razvitiya.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Стимуляция речевого развития детей раннего возраста

       Речевая среда с самого рождения сильно влияет на формирование речи. Для ребенка очень важно общение с людьми. Игровые ситуации стимулируют его к речевым высказываниям. Нельзя общаться с ребенком поверхностно («на ходу»). Ваше лицо должно находиться на одном уровне с лицом ребенка (наклоняйтесь к нему). Тогда он видит, как вы говорите, как двигается ваш рот – это помогает ему осваивать произношение звуков.

      Чем позже ребенок познакомится с телевизором – тем лучше. Экранная речь замедляет речевое развитие. Темп речи ускорен, она не точно интонирована, не обращена непосредственно к ребенку и не требует никакой словесной реакции.

      Речь развивается лишь в общении с настоящим живым собеседником. Ребенку нужны игрушки, соответствующие возрасту. Однако их не должно быть много.

       Как же сформировать речевые возможности ребёнка? Прежде всего, необходимо начать с развития слухового восприятия.

  • Используйте человеческие голоса. Ребенку нужно узнавать, кто его окликнул, и смотреть на этого человека.
  • Незаметно для ребенка извлекайте звук из знакомой игрушки. Затем показывайте сразу две игрушки и просите взять ту, которая звучала.
  • Повторите за ребенком то, что он случайно произнес (БА-БА-БА). Скажите: «Теперь ты скажи: БА-БА-БА». Помогите ему сказать – нажимайте пальцами на его губы (когда сами произносите БА-БА-БА, нажимайте на свои губы). Точно также повторяйте другие его случайные звукосочетания.
  • Когда ребенок научится повторять за вами, предлагайте ему новые звукосочетания: МУ-МУ, ПЫ-ПЫ, МА-МА, БО-БО.

       Примерно в шесть месяцев ребёнок начинает понимать речь – реагирует на своё имя, названия некоторых предметов, часто повторяющиеся просьбы. С этого момента приступайте к формированию у него понимания речи.

  • Положите перед ребенком две-три игрушки, спрашивайте: «Где ляля? Где мяч?»
  • Задавайте вопросы по поводу привычных действий: «Кушать будем? Гулять будем?». Сами отвечайте, активно кивая головой: «Будем!». Добивайтесь, чтобы ребенок тоже кивал.
  • Ребенок тянется к предмету. Спрашивайте: «Тебе дать лялю? Нет?» (называйте не ту игрушку, которую он хочет, и отрицатель качайте головой). Добивайтесь, чтобы ребенок качал головой сам.
  • Когда ребёнок освоит утвердительный и отрицательный жесты, спрашивайте: «Это ляля? Показывайте попеременно то на куклу, то на мяч. Он кивает или качает головой».
  • Ребенок должен выполнять цепочки действий. Говорите: «Подойди к столу. Открой ящик. Достань из него книгу и принеси мне». Начните с простых просьб. Затем постепенно усложняйте их.

      Желательно создавать ребёнку ситуацию, поощряющую словесное общение. Если ребенок уже называет предметы как-то по своему (машина – БИ-БИ, собачка – АВ-АВ), пусть продолжает так их именовать. Собственная речь ребенка начинается со звукоподражаний.

  • Звукоподражания должны характеризовать предмет или действие по существу. Например, имитировать звук, издаваемый предметом, или производимый действием (корова – МУ-МУ, кушать АМ-АМ, идти – ТОП-ТОП).
  • Первые звукоподражания должны произноситься просто, без использования трудных звуков. Выполняйте действия и комментируйте их: «Ваня кушает. Ваня АМ-АМ. Ваня идет? Ваня ТОП-ТОП? Что делает Ваня?» Ребенок отвечает.
  • Играйте, например, катайте машинку. Спрашивайте ребенка: «Машинка что делает?» Если нужно, помогайте: «Машинка едет, БИ-БИ едет – ТУ-ТУ». В своей речи вместе со звукоподражаниями используйте обычные слова (Это БИ-БИ – машина). Тогда ребенок будет понимать, что БИ-БИ и машина – одно и то же.
  • Играйте в мяч, просите ребенка: «Дай мяч!» Затем он просит у вас: «Дай мяч! Перебрасывайте ему мяч только после просьбы».
  • Когда кидаете ребенку мяч, говорите: «На мяч! Лови!». Возвращая мяч вам, ребёнок уже сам повторяет эти слова.

      Рассматривайте картинки. Спрашивайте о цвете и величине изображенных предметов: «Платье у девочки какого цвета, какое? Собачка – большая или маленькая?».

      Для развития фразовой речи ребенку нужна инициатива – собственная речь всегда инициативна. Поэтому поощряйте его личные начинания. Давайте ему выбор. Спрашивайте: «Тебе почитать, или хочешь поиграть?» Поскольку выбор зависит от ребенка, он заинтересован отвечать.

      Помните: если не заниматься с ребенком, ему будет труднее научиться говорить. Дети начинают говорить намного раньше и становятся более развитыми, если их родители активно помогают им развивать речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Стимулирование речи у детей раннего возраста"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад комбинированного вида №68             Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Развитие речи у детей раннего возраста»

В возрасте 11-12 месяцев ребенок быстрее, чем раньше, усваивает названия, обозначающие различные действия, предметы и изображения; связь его с окружающим миром расширяется, игра усложняется, движ...

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...