Проект "Игра «Шэдитэ тала» (Поле чудес) на основе произведений устного народного творчества бурят в развитии интереса к родной речи дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цыбенжапова Димчигма Цыбенжаповна

Актуальность проекта

В дошкольном возрасте закладываются основы социального поведения человека, формируются его ценностные ориентации. Потеря связей с культурой своего народа ведет к «безжизненности возрастающих поколений». Становится востребованной задача воспитания у детей основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу.

Изучение языка, фольклора, народных игр, праздников, традиций способствуют успешному приобщению новых поколений к национальной культуре, утверждают в качестве приоритетных ценностей духовность, помогают определить отношение к вечному и природному миру, к другим людям и к самому себе.

Культура бурятского народа, как наиболее древняя, неотделима от культур всех национальностей, живущих в Забайкальском крае. Идеи добра и торжества справедливости, свойственные бурятскому фольклору, как и фольклорам всех народов мира, перешли в легенды и сказки. Они привлекают ясностью идеи и одновременно своей глубиной, остротой сюжета, образностью языка и подлинным гуманизмом. Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение существенная черта его мировосприятия: вера и торжество добра и справедливости.

Проблема сохранения и трансляции языковой культуры народов России актуальна на всей ее территории и бурятский язык не стал исключением. Возникает необходимость приобщения детей к воспитательному опыту народа посредством сохранения и трансляции языковой культуры бурят.

Чтобы ребенок вырос носителем культурного наследия, языка и традиций своего народа важно воспитать в нем ценностное отношение к художественной литературе, ознакомление с легендами и сказками, фольклором  через игру. Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

Краткое описание проекта

Суть проекта состоит в методической разработке игры «Шэдитэ тала» на основе произведений устного народного творчества бурятского народа в приобщении детей к родному языку и развитию к нему интереса. Содержание игры «Шэдитэ тала» разрабатывалось с опорой на исторический материал и предусматривает различные варианты ее использования в работе с дошкольниками. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности: подвижные и малоподвижные игры, отгадывание загадок, обыгрывание сюжетов фольклора, участие в выставке книг, разучивание песен и стихов. В содержание игры включены темы, которые наиболее доступные дошкольникам: «Краеведение», «Одежда», «Жилище», «Фольклор», «Традиции».

Устное народное творчество является частью фольклора бурят и включает мифы, улигеры, легенды, культовые гимны, сказки, пословицы, поговорки, загадки, мифы о происхождении Вселенной и жизни на земле и др.

Улигеры – эпические поэмы большого размера и героического содержания: «Абай Гэсэр» (Великий Гэсэр), «Аламжи Мэргэн» (Меткий Аламжи), «Айдуурай Мэргэн» (Шумный Мэргэн),  «Хун шубуун» (Небесная дева лебедь).

Дуунууд – песни-импровизации: бытовые, обрядовые, лирические, хороводные, плясовые, застольные и другие.

Сказки трёхчленные – три сына, три задачи и т.д.

Сюжет сказок с традацией – каждый противник сильнее прежнего, каждая задача сложнее предыдущей.

Темы пословиц, поговорок и загадок – природа, природные явления, птицы и животные, предметы домашнего обихода и земледельческого быта.

Главная особенность игры «Шэдитэ тала» (Поле чудес) состоит в том, что задания ребенку предлагаются в непринужденной игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, получают представления о родном языке, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Вместе с детьми и их родителями мы наполняем содержание игры и подбираем задания на каждую цифру.

Содержание заданий для игры разработано в соответствии с темами:

Тема

Содержание

1

«Составь описательный рассказ по серии картин»

По картине из серии сказок, улигеров, и пословиц предложить детям составить описательный рассказ.

 

Назови название сказки и главных героев»

По иллюстрации  или из отрывка улигеров, сказок дети должны называть название сказки, и героев.

 

«Расскажи пословицы, песни»

По картине дети должны вспомнить пословицы и песни; дополнить пословицу или допеть песню.

 

«Отгадайка»

 

По картине вспомнить загадки, отгадывать загадки или найти отгадки в предметных картинах.

 

«Составь рассказ по схеме»

Составлены мнемотаблицы по сюжетам улигеров, сказок, пословиц  дети должны пересказать содержание.

 

Предложите свое окончание сказки, новых героев»

Вспомнить сказки и улигеры по картинам, предложить детям придумать другое окончание сказки и с другими героями.

 

 

Далее совместно с детьми мы разработали правила игры:

- в игре может участвовать подгруппа детей.

- дети по очереди раскручивают стрелку, и когда стрелка останавливается на каком-либо секторе – номере, то они должны выполнить задание.

- для каждого номера свое задание.

- если выпадает сектор с буквой П – это приз (для призов приготовили коробочку с наклейками, маленькими машинками, воздушными шариками и т.п.), а если выпадает сектор с музыкальным ключом – нужно спеть куплет из любой песни или  прочесть стихотворение.

Игра носит творческий, задорный, активный характер, дети вовлекаются в разнообразные виды деятельности, приносит положительные эмоции и, главное, помогает детям закрепить уже полученные знания. Подобные игры формируют навыки сотрудничества посредством возникающего взаимодействия детей между собой, со взрослыми (педагогами, родителями). Совместная игра стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. В ходе игры закрепляется умение соблюдать правила.

Решается и ряд важных речевых задач: активизация и обогащение словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

В процессе игры и подготовки к ней дети получают возможность активно вступать в диалог; задавать вопросы; слушать и понимать речь бурят; строить общение исходя из ситуации; легко входить в контакт; ясно и последовательно выражать свои мысли; пользоваться формами речевого этикета; регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Дошкольники в ходе игры «Шэдитэ тала» осваивают родную речь, нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренным жителям нашего региона, к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему со дня рождения, учатся сохранять и преумножать богатство родной земли.

Вид проекта: информационно-творческий, коллективный.

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, педагоги - специалисты.

Продолжительность проекта: сентябрь 2020 г - май 2021 г.

Цель проекта: методическая разработка игры «Шэдитэ тала» на основе произведений устного народного творчества бурятского народа в приобщении детей к родному языку и развитию к нему интереса.

Задачи проекта:

- разработать методические аспекты игры «Шэдитэ тала» (Поле чудес);

-создавать условия для активизации интереса к содержанию устного народного творчества и разговорной речи бурятского народа посредством игры и подготовки к ней (участие в экскурсии, танцах и др.);

-систематизировать и обобщить методический материал по игре «Шэдитэ тала» (Поле чудес) в виде буклета;

- распространить опыт методической разработки игры среди коллег.

Принципы реализации проекта:

1. Принцип энциклопедичности

2. Краеведческий (региональный) принцип

3. Принцип интеграции

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры

5. Принцип наглядности и доступности

Научная новизна проекта:

- изучены жанры и педагогические возможности устного народного творчества и элементов фольклора бурят;

- разработаны методические аспекты игры «Шэдитэ тала». 

Практическая значимость проекта: материалы проекта в форме буклета, памяток, рекомендаций могут быть полезны родителям, практическим работникам системы дошкольного образования, а также научному педагогическому сообществу.

Этапы реализации проекта:

Название этапа

Содержание проекта

I. Организационно-подготовительный этап

 

- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

- определение цели и задач проекта, подбор литературы;

- сбор информации из различных источников по теме;

- беседы с коллегами, родителями о необходимости и содержательно-методических аспектах разработки проекта;

- создание развивающей среды в группе, подготовка наглядного материала для игры.

II. Основной этап

 

Работа строится по трем направлениям:

- работа с детьми;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с воспитателями.

Содержание работы:

- подготовка развивающей доски «Поле чудес»;

- чтение сказок и легенд;

- прослушивание записей сказок и легенд и просмотр мультфильмов;

- разучивание песен и танцев бурятского народа;

- организация театрализованной деятельности совместно с родителями и детьми

- проведение игры «Шэдитэ тала» с детьми.

Беседы по сказкам:

- обсуждение прослушанных текстов;

- использование творческих заданий (придумай нового героя или предложи свое окончание сказки и др.);

- обогащение содержания общения взрослого с ребенком;

- обогащение содержания общения детей со сверстниками;

- развитие образности детской речи.

Экскурсия в краеведческий музей, отдел «Бурятская культура»:

- разработка конспекта игры по темам

- создание слайдов по изученным темам;

- составление содержания вопросов.

Работа с родителями:

Правильно построенное взаимодействие детского сада с семьей способно повысить эффективность воспитательного процесса многократно. Поэтому взаимодействие с родителями предполагает популяризацию педагогических знаний по следующим направлениям:

- домашние чтения сказок и легенд бурят с последующим обсуждением;

- знакомство с бытом бурят в путешествиях и экскурсиях (организованных родителями);

- посещение театральных постановок по бурятскому эпосу и национальных праздников;

- участие в театрализованной деятельности, подборе материала для игры и др.

III этап. Заключительный

 

- проведение открытого занятия;

- проведение семинара, мастер-классов для коллег;

- разработка буклета, памяток с методическими аспектами игры;

- подготовка и проведение игры совместно с родителями;

- подведение и обсуждение итогов проекта.

Продукты проектной деятельности:

1. Методическая разработка игры «Шэдитэ тала» (Поле чудес) детей с родителями «Сказки и легенды бурят» в форме буклета, памяток.

2. Организация выставки книг сказок и легенд, детских рисунков в библиотеке.

Форма презентации:

1. Оформление выставки-стенда «Сказки и легенды бурятского народа».

2. Викторина «Добро, справедливость и дружба в бурятском эпосе».

Ожидаемые результаты:

- методическая разработка игры «Шэдитэ тала» (Поле чудес);

- создание картотеки по различным жанрам бурятского фольклора;

- повышение интереса детей к бурятскому фольклору;

- создание буклета.

Перспективы проекта:

 - совместно с родителями и детьми создание анимационных фильмов по бурятскому фольклору (возможно для дальнейшего использования в процессе игры «Шэдитэ тала»). 

 

 

Список литературы:

1. Дошкольное образование России в документах и материалах 2004 года: Сборник действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалов / Под ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. – С. 13-22.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М., 2007.

3. Завельский Ю.В. Воспитание культурой. – М., 2002.

4. Латышина Д.И. Педагогика межнационального общения. – М., 1994.

     5. Буряты / Под ред. Л.Л. Абаевой, Н.Л. Жуковской. – М.: Наука, 2004. – 634 с.

6. Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001.

 

Приложение 1

Конспект интеллектуальной игры «Шэдитэ тала» («Поле чудес»)

Возраст: 5-7 лет

Цель: Обобщение  знаний детей  по лексическим темам

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о животных, повторить счет до 10,  уметь классифицировать предметы, найти лишнее, уметь отвечать на вопросы и загадывать загадки, повторить пословицы и песни, узнавать по картине, сказке.

Развивающие задачи: Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания; развивать логическое мышление, музыкальный слух.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей, воспитывать любовь к природе; вызвать у детей положительные эмоции, используя игру.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор,  столы , стулья, шагай.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово

Воспитатель: - Сегодня у нас необычный день. Мы проведем интеллектуальную игру «Поле чудес». Предстоит нелегкая борьба. Чтобы выиграть, мы должны ответить на вопросы, выбирая по стрелке барабана. На барабане лежат конверты с цифрами,  внутри вопросы. Мы играем против наших воспитателей.

1.Нэрлэгты  (назовите дети называют предметы на бурятском языке)

2.Таабари (отгадывание загадок)

3.Юун улууб? (Что лишнее?)

4.Мэдуулэл ургэлжэлуулэ (дополни предложение)

5.Ямар онтохонойб (Герои из какой сказки?)

6.Физминутка (игра бээлэй)

1 вопрос

Назовите   (нэрлэгты)

  «Нэрлэгты»  дети называют предметы на бурятском языке.  За правильный ответ команда получает шагай ( костяшка)

 2 вопрос    Таабари

На столах разложены картины, воспитатель отгадывает загадки, дети отгадывают и показывают картины

1. Газар доро

    Гахай турэбэ

                              (Хартаабха)

2.Хон –хон дуутай

  хондолой дээрээ дэгэйтэй

                                (Нохой)

3.Гэр сонь басаган hууна

   гэзэгэнь газа байна

                               (Морхооб)

4.Аяга соо алаг булаг

                               (Нюдэн)

3 вопрос

Юун улууб?  (Что лишнее?)

Команде дают  картину, дети должны рассмотреть ее и  найти лишний предмет,  называют и объясняют  что лишнее. За каждый правильный ответ, получают шагай (костяшка).

 Физминутка: подвижная игра «Бээлэй»

4 вопрос

 Мэдуулэл ургэлжэлуулхэ (Дополни предложение)

Педагог читает  или ппрпевает первую половину предложения, а дети продолжают.

Эжыдээ дуратайб, …

Шинии, мини, ….

1,2, …

Барбаадай, батан туулай,…

Хун болохо багаhаа, ….

hураhан далай,…

а-узэг эрдэмэй дээжэ, …

5 вопрос

Ямар онтохонойб? (Герои из какой сказки?)

По картинам дети должны определить,  из какой сказки эти герои.   На наборной полотне книги, дети, называют сказку и сопоставляют картины с книгами.

Дополнительный вопрос:

Буряад арадай хатар- ёохор

Эрын гурбан наадан нэрлэгты.

 Звучит музыка

  В конце игры приходит Гэсэр приглашает детей на соревнование «Эрын гурбан       наадан».

Развлечение:  «Эрын гурбан наадан» (Три игры мужчин)

Для детей 5-7 лет

Цель: способствовать созданию эмоционального положительного настроя детей через народные бурятские игры.

Задачи:

1. Повторить с детьми «Три игры мужчин» бурятского народа;

2. Развивать интерес к обучению бурятскому языку и физическому

          воспитанию;

3. Воспитывать взаимовыручку, чувство товарищества.

 Оборудование: национальные костюмы, «лошадки», мешочки с песком, цель из кубиков, фонограмма с бурятской музыкой «Наездники»,  музыкальный центр, кегли 2 штуки, бурятские шапки.

Ход мероприятия:

I.Вводно-мотивационный этап

Вход детей в зал. Звучит бурятская музыка «Наездники», слышится цокот копыт.

Ведущий: Ребята, прислушайтесь, по-моему к нам кто-то приехал?

Стук в дверь, заходит сказочный герой Гэсэр.

Гэсэр: Сайн байна, ухибууд!

Ведущий: К нам приехал национальный герой Гэсэр. Гэсэр – это герой богатырь, по легендам из сказок, в давние времена, он защищал земли от зла и чудовищ. Он всегда выделялся своей силой и храбростью. Наш герой пришёл к нам не просто так, он приготовил нам состязания. С давних времен у бурятского народа проводились такие состязания, в которых участвовали самые достойные из мужчин, и сегодня Гэсэр посмотрит, сможем ли мы стать настоящими богатырями. Для этого мы должны показать себя ловкими, сильными и меткими,

но прежде чем соревноваться, мы скорей должны размяться.

II. Операционно-содержательная этап

Разминка «Тоб-тоб тоборооб»

2.Основная часть.

Ведущий: А теперь пожелаем удачи нашим мальчикам в состязаниях.

1 ребёнок:  Хулэг морин эрдэнеэр

                     Удэр бури урилдажа

                    Ундэр солотой болооройт

                    Жэл бури урилдажа

                    Зон арадтаа алдаршаарайт!

Гэсэр: Ну, что начнём. И перед нами первое состязание -

«Мори урилдаан» (конные скачки)

Каждая команда, передавая друг другу «коня», должна обскакать препятствие (кегли).

Гэсэр: Настоящие богатыри славятся своей меткостью. Второе состязание –

«Сурхарбан» ( стрельба по мишени)

Стрельба мешочками по кубикам. Соблюдать правильный прием бросания мешочка по мишени.

2 ребёнок:

                  Шамбай шуран бухэшуул

                  Барилдаанда бэлдээ

                  Эхин туруунhээ бодожо

                  Бухэ барилдан эхилбэ.

Гэсэр: Наше троеборье заканчивает состязание

  «Бухэ барилдаан» (бурятская борьба)

В центре круга становятся двое участников. По сигналу начинают выталкивать из круга. Кто окажется за грани круга проиграл

«Урга таталга» (перетягивание каната)

III. Рефлексивно-оценочный этап

 Ведущий: Вот и закончились наши состязания. Наш герой подведет итоги.

Гэсэр: Молодцы, сегодня вы показали, что по праву можете называться богатырями, я хочу провести посвящение.

Звучит музыка, Гэсэр посвящает детей в богатыри. И предлагает всем присутствующим детям и участникам  станцевать ёохо.

Гэсэр: Нам пора прощаться, меня ждут добрые дела. Дахин уулзатараа, баяртай.

Звучит музыка, Гэсэр уходит, слышится цокот копыт.

Ведущий: Молодцы ребята, вы настоящие богатыри. До свидания.

 

Конспект интеллектуальной игры «Шэдитэ тала» («Поле чудес»)

Возраст: 5-7 лет

Тема: Бурятский героический эпос «Гэсэр»

Цель: Закрепление знаний детей по содержанию фрагмента героического эпоса «Гэсэр»

Образовательные задачи: Закрепить знания детей  о биографии Гэсэра

Развивающие задачи: Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей, воспитывать любовь к  героическим эпосам своего народа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор,  столы , стулья, шагай, барабан.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово

Воспитатель: - Сегодня у нас необычный день. Мы проведем интеллектуальную игру «Поле чудес». Предстоит нелегкая борьба. Чтобы выиграть, мы должны ответить на вопросы, выбирая по стрелке барабана. На барабане лежат конверты с цифрами,  внутри вопросы. Мы играем против наших воспитателей. За каждый правильный ответ получают костяшки.

1.  Вспомнить  имена богатырей из героических эпосов других народов

2.  Где родился Гэсэр, и превращение маленького мальчика Зургай в Гэсэра

3. Какой обряд совершает Зургай- великан на вершине Сумбэр

4. Что спросил Гэсэр у отца небожителей?

5. Как описывается конь Гэсэра?

6.  Физминутка (игра «Урга таталга»)

7.   С какой целью Абай гэсэр был послан на землю?

8.   Во что превращает отец гэсэра, когда он отказывается вернутся на небо?

9.   Чей это памятник, и где он находится?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл активизация словаря через игру17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра «Битва умов» по бурятскому языку

 

Группа: старшая и подготовительная.

Цель: Обобщение  знаний детей  по лексическим темам

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о животных, повторить счет до 10,  уметь классифицировать предметы , найти лишнее, уметь отвечать на вопросы и загадывать загадки

Развивающие задачи: Развивать внимательность, наблюдательность при выполнении задания; развивать логическое мышление, музыкальный слух.

Воспитательные задачи: Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей, воспитывать любовь к природе; вызвать у детей положительные эмоции, используя игру.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор,  столы , стулья, шагай.

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.

Воспитатель: Сегодня у нас необычный день. Мы проведем интеллектуальную игру  «Битва умов» - «Ухаанай мурысоон». Предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.  Для того чтобы ответить  на вопрос дети должны   нажать на кнопки. У кого первый загорится лампочка, та команда и отвечает.

II. Представление игроков их приветствие. (дети  заходят под музыку)

 Название команд ( дети представляют команду и девиз команды)

III. Проведение конкурсов.

 I тур

Разминка  (нэрлэгты)  

В начале игры у каждого игрока 0 очков.   На первом туре « нэрлэгты»  дети называют предметы на бурятском языке.  За правильный ответ команда получает шагай.

 II тур:    Таабари

На столах разложены картины, воспитатель отгадывает загадки , дети отгадывают и показывают картины

  1.  Газар доро

      Гахай турэбэ

                              (хартаабха)

  1. хон –хон дуутай

хондолой дээрээ дэгэйтэй

                 ( Нохой)

  1. гэр сонь басаган hууна

гэзэгэнь газа байна

              (Морхооб)

  1. аяга соо алаг булаг

               (Нюдэн)

III тур

Юун улууб? – что лишний.

Каждой команде раздается картина , дети должны найти лишний предмет,  называют и объясняют  почему он лишний. За каждый правильный ответ получают шагай.

Физминутка: подвижная игра «Бээлэй»

 

IV тур

 Мэдуулэл ургэлжэлуулхэ - Дополни предложение.

Педагог читает  или поет первую половину предложения, а дети продолжают.

 

V тур

Ямар онтохонойб? – герои из какой сказки?

По картинам дети должны определить,  из какой сказки эти герои.  На полочке лежат книги после ответа, дети показывают книги. За правильный ответ команды получают шагай.

 

Конкурс капитанов:

Буряад арадай хатар- ёохор

Эрын гурбан наадан нэрлэгты.

 Подведение итогов.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие дошкольников (консультация для воспитателей)

Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей мла...

Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей

Статья "Роль произведений устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста...

Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...

Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...