Консультация для родителей. «Как схемы помогают развивать речь ребенка»
консультация по развитию речи (средняя группа)
Речь это одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста. И если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то это затрудняет развитие на более поздних возрастных этапах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logacheva_pro_rech_konsultacija_2.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
«Как схемы помогают развивать речь ребенка»
Воспитателя: Логачевой Елены Геннадьевны
Речь это одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста. И если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то это затрудняет развитие на более поздних возрастных этапах. Плохое понимание речи окружающих препятствует осмыслению слов, предложений, текстов (т.к. полноценное понимание зависит от полноты его осмысления) и, в целом, развитию самостоятельной речи ребенка. Бедность речевых структур приводит к возникновению трудностей при установлении причинно-следственных связей, несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитие всей речемыслительной деятельности, ограничивает познавательные возможности, препятствует овладению знаниями и т.п.
У детей мышление носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. И поэтому я хочу вам предложить использовать опоры на наглядный образец, вовлечение в процессе обучения одновременно нескольких анализаторов, обязательное соотнесение слова с обозначенным предметом, действием, признаком. т.к. у наших детей зрительная память сохранена и поэтому способ использования знаково-графических символов дает очень хорошие результаты. При зрительном подкреплении материал не только легче запоминается, но и лучше усваивается.
Развитие речи с использованием опорных символов это не традиционное заучивание стихов и пересказ текстов, а развитие мышления ребенка в процессе заучивания и запоминания, т.е. понимание их смысла, развития способности к осмыслению на основе интереса к данному виду деятельности. Дети с большим интересом и желанием играют со словами, разгадывают схемы. Схемы помогают ребенку совсем иначе относиться к заданиям по запоминанию текстов и заучиванию стихов, развивают у него творческое воображение и формируют общую способность к осознанному опосредованию. Схемы строятся на основе имеющихся знаний у детей и постепенно усложняются. Работа по использованию схем идет постепенно, можно выделить три этапа:
- Чтение и составление графических схем, введение символов отрицания.
- Чтение знаково-графических схем, самостоятельное составление несложных графических схем к простым стихотворениям и к бытовым ситуациям
- Чтение и составление усложненных знаков – графических схем, книжек – раскладушек
Кроме графических схем в виде картинок можно использовать и знаковые символы, содержащие скрытый смысл, это способствует развитию воображения, фантазии ребенка, их способностей к мыслительным операциям. На первом этапе вводим несколько знаковых символов (например, 3-4, символы выбираются произвольно).
Знак ?- вопросительное предложение, т.е. при чтении схемы надо задать вопрос.
Знак , изображенный, стрелочкой означает, что совершается какое – то действие.
Знак Х, зачеркнутая картинка - знак отрицания того, что на ней нарисовано.
На всех этапах необходимо следить за тем, чтобы упражнения для чтения и составления схем не наскучили детям, необходимо постоянно заинтересовывать ребенка разнообразными заданиями. Для этого можно использовать различные игры типа: « придумай словечко», «Узнай что это», «Откуда пришло это слово?», «Придумай картинку к слову» (словосочетанию, предложению). В дальнейшем происходит постепенный переход от графических к знаковым символам наряду с составлением детьми самостоятельных схем.
Вначале дети учатся придумывать символы к отдельным существительным: снег, стол, ребенок( при затруднениях ребенка- родители помогают). Затем для схем необходимо выбрать более сложные по смыслу слова: отдых, зима, мечта, болезнь, злость. После того, когда они хорошо с этим справляются, начинается составление графических схем к словосочетаниям: веселый праздник, приятный сюрприз, холодный ветер и т.д. И после того, они начинают составлять схемы к предложениям: Девочка любит апельсиновый сок, жил-был дед да баба. На этом этапе в схемы введены еще 12 знаковых символов, таких как слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькие слова. При моделирование схем учитываются следующие требования:
- понятность содержания;
- близость к жизненному опыту ребенка;
- выразительность персонажей;
- логическая последовательность в сюжетах и их завершенность.
Схемы необходимо составлять с учетом словарного запаса детей. Раскрытие содержания графической информации проходит при помощи разбора смысла предложений и отдельных слов совместно с детьми.
Работа с применением опорных символов позволит вам решить задачи не только по развитию речи, но и расширить знания и представления детей об окружающем мире. Способствует формированию общей способности ребенка к опосредованному запоминанию (что особенно важно для ребенка с речевой патологией), воспитывает любовь к родному языку.
Опорные символы позволяют выражать отношение между символом и словом; т.е. между звуковой – слышимой и знаковой – видимой частями. Развитие речи и использованием схем позволяет формировать и закреплять у ребенка представления и композиции рассказа, умение придумывать названия, логически переходить от одного символа к другому, включать в связное высказывание разнообразие синтаксических конструкций, активизирует речемыслительную деятельность.
Упражнения по схемам вырабатывают у ребёнка умение связывать слова в предложениях, смысловые части высказывания, а также чётко соблюдать структуру рассказа, использовать синонимическую замену для характеристики персонажей, их действий, состояния. При решении данных задач развивается художественное восприятие, образность речи. Применение опорных и графических символов способствует развитию речи ребенка, активизации процесса понимания смысла текста и выражения его в речи т.о., пересказ по схеме концентрирует в себя решение всех речевых задач в единое целое.
Графические схемы позволяют значительно повысить уровень осмысления дошкольниками текстов и стихотворений, служат эффективным средством, облегчающий процесс переработки информации, поскольку дает возможность детям выделить необходимые существенные связи и отношения предметного мира, облегчают процесс восприятия, усвоения, запоминания текстов и стихов. Приём построения графических схем, отражающих состав предложений различной структуры, дает широкие возможности детей в осмысления текста и высокую эффективность коррекционной работы, дети демонстрируют высокий уровень ориентации в графических схемах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация учителя-логопеда для родителей на тему: « Как развивается речь ребенка от 2 до 7 лет ».
...
Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".
Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....
консультация для родителей тема: мнемотехника помогает развивать...
КонсультацияМнемотехника помогает развивать память, образное мышление и т.д.Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он в...
Консультация для родителей. «Как схемы помогают развивать речь ребенка»
Речь это одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста....
«Как мелкая моторика помогает развивать речь ребенка»
Кончультация для родителей...
Игры с песком помогают развивать речь ребенка
Информация для родителей и педагогов....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь ребенка»
для родителей младшей группы...