Конспект по развитию речи «ТРАДИЦИИ НАРОДА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи «ТРАДИЦИИ НАРОДА»
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями.
Задачи:
-Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
-Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору.
-Создать у детей радостное настроение.
Материал: изделия народных промыслов (предметы или изображения).
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит куклу и сообщает: Ребята сегодня к нам в гости пришла кукла, зовут ее Марфуша…Она хотела бы поприсутствовать на нашем занятии и посмотреть, как много всего интересного вы знаете и умеете. Разрешим ей остаться? Дети отвечают ДА. Куклу ставят на видное место, воспитатель уточняет что кукла одета в традиционный наряд, дети рассматривают куклу.
Воспитатель: -Ребята, а как вы понимаете слово «традиция»? (высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.) Каждый уголок русской земли имеет свои традиции. Они составляют культуру народа. Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям. Давайте вспомним, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.) Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей) Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми). Уменье и труд все перетрут.
С охотой можно и в камень гвоздь забить. Авось да как-нибудь до добра не доведут. Дело мастера боится. За всякое дело берись умело. Не начавши - думай, а начавши – делай. Не одежда красит человека, а добрые дела. Торопливый дважды одно дело делает. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)
-Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней. Как думаете почему? (высказывания детей)(Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)
А теперь поиграем? Платок поможет нам провести игру.
Игра «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Буду с вами я играть
Всех платочком накрывать.
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Воспитатель накрывает кого-нибудь платком и говорит
- «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
А сейчас давайте попробуем отгадать загадки?
Шипит, кипит, всем чай пить велит. Самовар
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка. Кто это? Матрешка
Молодцы ребята!!!
-Ещё одна старинная традиция- празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям пироги- это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо- пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть на творчество русского народа.
Дети рассматривают изделия, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.
Какие они? Что на них изображено? Как они разрисованы? Какие цвета чаще встречаются?
Молодцы Ребята!!! Вы очень внимательные!!!
-Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. Как думаете что означают эти слова?
Молодцы ребята, сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями русского народа, Вам понравилось!?
А Давайте у Марфуши спросим, понравилось ли ей? Марфуша говорит, что ей очень понравилось она обязательно расскажет своим подружкам куклам какие вы умные ребята. Ну а сейчас, Марфуше пора возвращаться домой, но она обязательно вернется к нам снова. Ребята давайте попрощаемся с ней. Дети прощаются
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Боевая слава нашего народа"
Игра - викторина, посвященнаая Дню Победы...
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»
Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...
Конспект по развитию речи в средней группе «ТРАДИЦИИ НАРОДА»
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордос...
16.04.2019 г Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Традиции народа»
quot;Традиции народа"...
Конспект НОД по развитию речи "Традиции моей семьи"
Данный конспект предназначен для работы в старшей группе. Материал позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями различных семей....
Конспект НОД по развитию речи "Дружба народов"
Конспект НОД по развитию речи...
Конспект НОД развитие речи на тему: «Культура и быт народов Крыма»
Формировать социальные навыки толерантного поведения, развивать осознанное отношение к себе, как самостоятельной личности, равной с другими людьми, интерес к окружающим людям и их культурным традициям...