16.04.2019 г Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Традиции народа»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи в средней группе на тему
«Традиции народа»
Цель: формировать знания детей о традициях русского народа, вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества, воспитывать уважение к труду мастеров, вызывать гордость своими умениями. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа. Развивать интерес к крестьянскому быту, русскому народному фольклору. Создать у детей радостное настроение.
Материал: изделия народных промыслов (предметы или изображения).
Предварительная работа: Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь. Воспитатель вносит куклу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла, зовут ее Марфуша. Она хотела бы присутствовать на нашем занятии и посмотреть, как много всего интересного вы знаете и умеете. Разрешим ей остаться?
Куклу ставят на видное место, воспитатель уточняет, что кукла одета в традиционный наряд, дети рассматривают куклу.
Воспитатель: - Ребята, как вы понимаете слово «традиция»? (высказывания детей, если затрудняются, педагог дает разъяснения.)
Каждый уголок русской земли имеет свои традиции. Они составляют культуру народа. Традиции передают от одного поколения к другому, от родителей к детям. Давайте вспомним, чему научили вас родители? (быть добрым, дружным, не обижать маленьких, помогать старшим и т. д.)
Раньше семьи были большие, в них было много детей, и родители приучали их к труду, обучали разным ремеслам, рукоделию, у каждого ребенка были свои домашние обязанности. Какие обязанности есть у вас? (ответы детей)
Русские люди много работали, славились трудолюбием и мастерством. О труде сложено много поговорок, загадок, потешек. (вспоминаем их вместе с детьми).
(Уменье и труд - все перетрут.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
Дело мастера боится. За всякое дело берись умело.
Не начавши - думай, а начавши – делай.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Торопливый дважды одно дело делает.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается).
-Народ придумал много потешек, песен, сказок, загадок, пословиц, поговорок, плясок, игр, хороводов, которыми сопровождались все события их жизни. Это творчество предавалось и детям. Начиналось всё с маминой колыбельной. Какие вы знаете колыбельные песни? (дети отвечают)
-Вот такие добрые песни пели малышам мамы. Дети с особым уважением относились к маме, называли её берегиней. Как думаете почему? (высказывания детей) (Игровое упражнение «Придумай ласковое слово для мамы»)
А сейчас давайте попробуем отгадать загадки?
Шипит, кипит, всем чай пить велит. Самовар
Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка. Кто это? Матрешка
Молодцы ребята!!!
-Ещё одна старинная традиция - празднование имени ребенка. Именинник разносил гостям пироги - это было приглашение родственников на именины, когда гости собирались и садились за стол, подавалось главное блюдо - пирог с кашей. Его разламывали над головой именинника: считалось, что чем больше рассыпалось каши, тем краше будет жизнь у именинника.
Сейчас я вам предлагаю посмотреть на творчество русского народа.
Дети рассматривают изделия, приходят к выводу, что они красивы, дарят радость.
Какае они? Что на них изображено? Как они разрисованы? Какие цвета чаще встречаются?
Молодцы, ребята!!! Вы очень внимательные!!!
-Много традиций сложилось у русского народа, но особенно важным были добросердечие, гостеприимство, хлебосольство. Как думаете, что означают эти слова?
Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми традициями русского народа. Вам понравилось!?
А давайте у Марфуши спросим, понравилось ли ей? Марфуша говорит, что ей очень понравилось и она обязательно расскажет своим подружкам куклам, какие вы умные ребята. Сейчас Марфуше пора возвращаться домой, но она обязательно вернется к нам снова. Ребята давайте попрощаемся с ней.
Дети прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе на тему « Игра-путешествие. Транспорт»
Расширять знания детей о транспорте, закреплять умения выделять некоторые особенности предметов; умения делать простейшие умозаключения; развивать связную речь; умения сравнивать, классифицировать, ан...
Конспект по развитию речи в средней группе на тему "деревья".
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему "деревья"....
Конспект по развитию речи в средней группе на тему: "Моя семья".
Цель: уточнение представлений детей о семье и родственных отношениях.Задачи:1) Воспитывать желание заботиться о близких людях, развивать чувство гордости за свою семью.2) Развивать диалогическую речь ...
Конспект по развитию речи в средней группе на тему: «Знакомство с профессией полицейский»
познакомить детей с профессией полицейский, его работе, значимости; дать представления об орудиях труда; активизировать и расширять словарь детей по теме – инспектор, дорожно-постовая служб...
Конспект по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи: звуки л, ль»
Цель: Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль....