ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3 – 4 ЛЕТ
статья по развитию речи (младшая группа)
В статье приводятся примеры пальчиковых игр для детей 3-4 лет, направленных на развитие мелкой моторики рук
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_v_vozraste_3.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 3 – 4 ЛЕТ
Чем старше становятся дети, тем более ловкими должны быть их руки и пальцы. Умение точно выполнять мелкие движения и тонкие манипуляции необходимо для гармоничного развития дошкольников. Как происходит развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет? Что оно дает нашим деткам?
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев. А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:
- навыков самообслуживания;
- усидчивости;
- мышления;
- внимания;
- воображения;
- словарного запаса;
- памяти.
Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.
Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?
- Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше. Умеют держать ручку или карандаш.
- Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
- Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги. Могут снимать и надевать одежду и обувь.
- Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
- Строят башню минимум из 3 кубиков.
- Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности). Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
- Откручивают крышки.
- Нанизывают бусины на проволоку. Могут рисовать пальцами.
- Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
- Обводят контур по пунктирной линии.
- Лепят простые элементы из пластилина.
- Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
- Сортируют мелкие предметы, крупы.
- Разворачивают фантики и обертки.
- Завязывают узлы.
- Движения рук происходят при координации зрением.
Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми.
Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
- откручивание крышек на баночках и бутылках;
- перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
- лепка из пластилина или теста;
- сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса); рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
- рисование пальчиковыми красками или карандашами;
- вырезание фигурок по контурам;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
- нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
- ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
- массаж с помощью шипованных мячиков.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков.
Правила по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:
- Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
- Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
- Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
- Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
- Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
- Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
- Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
- Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
- Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.
ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:
- Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
- Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
- Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
- А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам). Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
- Лодочка.
Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки), Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
- Котик
Как больно кусается котик-малыш, Решил он, что видит не пальчик, а мышь! Но я ведь играю с тобою, малыш, А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!» Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
- Загибалки
Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот вот — дедулечка.
Это вот — бабулечка.
Ну а этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)
Этот брат нашел грибок.
Это резать стал его.
Это братец жарил гриб.
Этот только ел и ел,
Посмотри, как потолстел!
(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).
Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.
- Улиточка
Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),
Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),
Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение),
Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки).
Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.
- Зайчишки
Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)
Под зеленой, под сосной (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).
Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука)
Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука).
Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.
Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками. Веселые потешки проигрываются при помощи «кукольного театра», в котором используются не совсем обычные игрушки. У них существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек).
Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.
Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Мелкая моторика- не самоцель, поэтому нельзя принуждать детей к играм. На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Существуют огромное количество игр и упражнений, развивающих мел...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В младшем дошкольном возрасте игры на развитие мелкой моторики очень важны для умственного развития детей....
Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
“Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли” (В.А.Сухомлинский)....
Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Данная методическая разработка необходима педагогам, родителям для проведения гимнастики для пальчиков. В ней содержится краткое описание разных видов пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой м...
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста"
Консультация для родителей детей раннего возраста. Какие можно использовать игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей....
- Мне нравится (1)